Похвальненские останцы.

Dec 02, 2016 15:35

НАЧАЛО.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ.

Останцы мы стали видеть ещё задолго до того, как прибыли в Похвальный. Наверное, километров за пятьдесят или чуть поменьше, впервые заметили эти скалистые гребешки на вершинах сопок в некотором удалении от берегов Индигирки. Это уже впечатляло, но было непонятно всё ли мы видим или только небольшую часть. Сколько вообще там этих останцов? Но в любом случае, то что мы видели было многообещающим. Уже не терпелось туда забраться. Однако пешком, да с тяжёлыми рюкзаками и неизвестная дорога. Сколько это времени займёт и усилий тоже было непонятно. Радовало то, что 600 километров по Индигирке мы прошли довольно быстро и на весь поход к останцам у нас теперь оставалось целых пятнадцать дней. Роскошь, на которую и не рассчитывал. Ещё пять дней заложили на выход от Похвального в Чокурдах. Поэтому вполне могли себе позволить отдать один день на отдых в Похвальном, баню и неспешные сборы в поход.

Утром четвёртого июля вышли в путь. Хозяева ещё спали, в заполярье в летнее время у людей обычно смещается суточный график, ложатся ближе к утру и встают не раньше середины дня. Но в наши планы они были посвящены. И в этот день относительно неплохая погода, державшаяся все эти десять дней сплава, начала портиться. Как идти нам объяснили. Здесь есть вездеходная дорога, которую так просто не найти, если не покажут. Вот по ней и нужно идти километров пятнадцать, а потом уже без дороги через тайгу выходить на голые сопки кряжа Улахан-Сис и поверху идти туда, куда нужно. В этот день мы и не планировали уйти дальше этих пятнадцати километров. Алексей объяснил, что где-то там есть избушка, рядом с дорогой, в которой можно переночевать. Так и думали сделать и уже на второй день двигать непосредственно к останцам. Но оказалось всё не так. Оказалось, что дорог тут параллельных несколько и мы где-то видимо пошли не совсем так и избушку где надо не нашли. А к тому времени, как прошли эти пятнадцать километров, погода совсем испортилась, моросил дождь. И что-то как-то не хотелось останавливаться в такую погоду, тем более, что неожиданно не так уж много времени потратили на ходьбу. Вот так и решили ещё немного пройти и где-то там остановиться, где-то там, неизвестно где. Но дальше везде воды нормальной не было, чтобы устроить стоянку, была только в виде чавкающей жижи под ногами и небольших болотцев, где стоять никак уж не хотелось. Вот так неожиданно и со страху подошли вплотную к голым сопкам и первые останцы были уже совсем рукой подать. Ну и чего уж, так и полезли наверх, не устраивать же стоянку, когда вот она цель поблизости притаилась. Хотя откровенно вымотались. Да и погода мокрая утомила. Короче говоря, совсем даже сверх плана палатку ставили прямо у основания одного из останцов, который сразу же назвали Стариком, он тут вроде как за главного выглядел. Да и воду рядом обнаружили, а это тут оказалось не так просто. Вот уж не думал, что до первых останцов дойдём за один день. Однако это случилось. Мы молодцы! Вот только погода не только не съёмочная, но и откровенно мерзкая.

Вот сразу за тентом нависает останец. Это и есть Старик. Чуть левее едва заметная его Старуха, на фоне другого, которого ещё представлю ниже. Вот между ними и поставили палатку, как пришли. Место оказалось откровенно неудобное, да и вообще найти приличное место под палатку здесь непросто. Спать было неровно, в бока впивались острые камни, ветер рвал палатку. Когда проснулись, первым делом занялись переселением. Под тент нашли вот это укромное место. Здесь же единственный поблизости резервуар с водой среди камней. Палатку поставили чуть ниже.

Раз уж начал с некоторых бытовых аспектов, то эту тему и закрою, а потом уже представлю в лицах персонажи вот этого первого на нашем пути гранитного города. А зависнуть нам тут пришлось на несколько дней, потому что прежде чем идти дальше, нужно провести фотосъёмку здесь, чему не способствовала погода, да и разведку проводить в плохую погоду тоже не очень хотелось.

Погода не радовала и нам приходилось отсиживаться под тентом. Тут мы свили уютное гнёздышко. Почти со всех сторон от ветра защищали камни, а сверху от осадков тент, правда иногда ветер делал дождь горизонтальным, который временами переходил в снег и тогда всё это залетало внутрь. Но костерок согревал и оживлял это небольшое жизненное пространство, хотя иногда дым и выедал глаза. И что ещё удобно было, вот чуть подальше за Димой среди камней в углублении была небольшая укромная лужица с водой. А с водой здесь всё непросто. Источников никаких наверху нет. Есть только поверхность состоящая из гранитных глыб. С подобной местностью имею дело не в первый раз. И знаю, что иногда среди этих глыб можно обнаружить воду, которая имеет мерзлотное происхождение. То есть мерзлота оттаивает и даёт эту воду, а не уходит она из под камней по одной простой причине. Её держит непроницаемый для воды слой глинистых осадков накопившихся за счёт разрушения этих самых гранитов до такого вот тонкодисперсного состояния. Но такие резервуары с водой ещё поискать надо.

Убежище действительно мы нашли довольно удобное.

Тут же рядом с костром удобная щель, которую использовали как полочку. И от дождя закрыто.

А чуть ниже вообще настоящая берлога, куда складывали дрова. А можно было и от залетающего под тент дождя-снега спрятаться.

Пережидание непогоды или ожидание погоды довольно тягостное мероприятие и нужно чем-то себя занять. Вот охота за дровами самое то. Их тут ещё походить пособирать нужно, что-то типа грибной охоты.

Палатку мы тоже спрятали за большим камнем, в понижении. Но пришлось долго выравнивать поверхность, выкладывая ветками. Ровную поверхность без камней тут невозможно найти.

Ну всё, пора представить этот каменный или точнее гранитный город, где обосновались. Для начала вот вам карта. Контуром обозначен этот ближайший к Похвальному останцовый массив. Потому так и назвали - Похвальненские останцы. Его довольно чётко можно разделить на четыре отдельных комплекса. 1 - Ближний. 2 - Средний. 3 - Верхний. 4 - Дальний. Мы жили в Среднем.

Верхний комплекс совсем неинтересный и его даже представлять не буду, а все остальные имеют свою характерную особенность и явно выделяются отдельные персонажи.

Ближний комплекс.

Если идти от вездеходной дороги, то это будут первые останцы. Хотя когда мы забрасывались, то зашли как-то сбоку и сразу в Средний. Но начну именно с Ближнего.

Собственно вот и вся основная часть Ближнего комплекса. Слева композиция - Пароход, дальше пошли Сапог и Монах и ниже группа - Ходоки. Эти тут не все влезли. На заднем плане маячат Средний и Верхний комплексы.

И по отдельности:

Пароход.

Сапог и Монах.

Пароход, Сапог и Монах со стороны Среднего комплекса.

Средний комплекс. Место нашего обитания. Пожалуй, самый богатый комплекс.

Самая представительная композиция - Стена Гоблинов. Она двойная, вот за этой видимой есть ещё одна параллельная и между ними укромное пространство.

Стена Гоблинов анфас. Обратите внимание на белые полосы от щелей. Это гнёзда птиц. Каких? Скорее всего чёрного ворона, мы их тут видели несколько, но не на гнёздах. Гнёзда были пустые. Кто тут ещё живёт покажу потом.

А вот здесь мы как раз заглянули внутрь, между двумя Стенами Гоблинов. Дальше видим скалу с полосой наискосок. Это Гвардеец.

Здесь я увеличил фрагмент, чтобы подробнее разглядеть Гвардейца. Слева от него тоже персонаж, который назвали Кающийся Грешник. Но отсюда он так не выглядит. Ниже увидите его в правильном ракурсе.

Рядом со Стеной Гоблинов расположен вот этот характерный камешек, который назвали Птеродактиль. Дальше за ним выглядывают Старик со своею Старухой, а совсем далеко Ближний комплекс целиком.

И ещё интересный камешек Лягушка рядом со Стеной Гоблинов.

А вот это друзья, композиция без названия. Можете проявить свою фантазию. У меня есть предварительное имя для левой части - Рубанок. Но можно придумать и что-то получше.

Собственно вот на дальнем плане, на самом верху и есть Кающийся Грешник. Слева останец без названия.

Есть тут ещё шахматная композиция. При этом ракурсе - Король и Ферзь.

А по другую сторону за Королём и Ферзем притаилась Пешка, справа от неё Слон и Ладья. А вот коня нет, ускакал куда-то конь.

Шахматная композиция обитаемая. Здесь нашла приют колония стрижей.

И совершенно отдельно на отшибе, уже даже не на гребневой части, а чуть ниже по склону притаился останец Отшельник. Здесь он на фоне преобладающей вершины Ат-Хая.

Ну и наше селфи среди узнаваемых фигур.

Дальний комплекс. Сходили сюда как-то раз, когда погода дала короткую передышку.

Ещё кода только шли в первый день, издалека с нижнего ракурса, да сквозь лес, было непонятно какие останцы ближе. Иногда казалось, что вот эти две фигуры ближние и надо идти к ним. Но потом оказалось, что они как раз самые дальние. И уже тогда, несмотря на ишачку под дождём, у меня разыгралась фантазия и эти два останца получили название - Мороженка и Петушок.

Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что посреди Мороженки и Петушка притаился Пирожок.

Вот крупным планом Петушок и Пирожок.

А это Мороженка.

Издалека Дальний комплекс не кажется таким уж богатым, только вот эти уже представленные фигуры выделяются. Но на месте оказывается тоже есть целый городок.

Вот это всё пока никак не называется и ждёт ещё своих фантазёров.

Индигирку от Похвальненских останцов видно, а потому их видно и от Индигирки. Вот этот массив мы и видели, когда плыли. Но теперь уже стало понятно, что это всего лишь малая часть всей этой Гранитной Цивилизации и настоящее открытие ждёт нас дальше, на южном и восточном склоне вершины 588, где на карте разбросана куча треугольничков. Эту часть не было видно ни от Похвальненских останцов, ни с Индигирки. Но всё же сомнения были. Вроде бы да, на карте есть, но кто его знает что там в реальности. Может быть ничего интересного и не окажется. И это была основная интрига, раскрыть которую мешала плохая погода. Хотя, Похвальненские останцы уже была неплохая добыча, и если даже по ту сторону ничего не окажется, всё равно этого уже совсем немало.

По ту сторону Индигирки Полоусный кряж. Там тоже можно найти останцы, но не в таких количествах и не такие представительные. Есть они, например, рядом с озером Ожогино. Но там я ещё не был.

Продолжение: Гранитные города Улахан-Сис. Разведка территории.