Тюбелях.

Nov 30, 2013 13:24

Серия - 101 день в Якутии.

Этап второй - река Индигирка от Усть-Неры до Момы. Продолжение.

Хорошая погода на устье Иньяли побаловала только в тот день, когда там высадились. А на второй день, как обычно, испортилась. Такое уж это лето выдалось, слишком мокрое и прохладное. Вторая ночь на устье прошла под умиротворяющий шорох дождя. Утро дало понять, что послабления в ближайшее время не предвидится, а сегодня по плану надо двигаться дальше. Дождливая погода всегда стимулирует пассивное времяпровождение. Но лучше всё же это время потратить более продуктивно. Поэтому одеваюсь соответственно обстановке, вылезаю из палатки и поднимаю народ на подвиги. Ох уж эти сборы, так много они всегда отнимают времени, особенно когда всё мокро и от этого всё неудобно и неприятно. Но всё же ближе к середине дня 18-го июля уселись на гружёный катамаран и отправились ниже по Индигирке. Для начала мы хотели отыскать хозяйство Гани, лошади которого гуляют здесь везде. Просто хотели немного пообщаться с человеком или с людьми, которые здесь живут вне населённого пункта. Где это находится, мы точно не знали и поэтому несколько раз причаливали к берегу в перспективных местах, но всё было впустую. И уже достаточно далеко от устья увидели всё-таки какие-то хозяйственные постройки глубже от берега, а потом и резиновую лодку брошенную на самом берегу. Однако на месте жителей не обнаружили. Более того, вид у хозяйства был такой, будто всё здесь срочно бросили. Мы немного побродили, заглянули в балаганы с распахнутыми дверьми и от этого, да ещё под дождём, всё казалось каким-то осиротевшим. Озадаченные таким состоянием хозяйства, побрели обратно к катамарану и отправились ниже по реке. Дождь всё продолжался, а воде в реке казалась ещё более мутной, чем вчера.



Живёт здесь Ганя и его семья не в избах, а в типичных якутских балаганах. Такой традиционный вид строений в этой части Якутии встречается повсеместно.


Позднее загадка прояснилась. Кто-то у Гани умер в посёлке и ему пришлось срочно туда ехать вместе со всей семьёй. Не знаю, в каком состоянии теперь это хозяйство. До наводнения тогда оставалось всего несколько дней и то, что всё здесь затопило, нет сомнений. А могло и серьёзно всё разрушить, берег тут совсем невысокий и, вероятно, вода в апогее покрыла всё с крышами.







Судя по всему, здесь обитают и дети.

А дальше у нас небольшая остановка в Тюбеляхе. Так чаще всего называют здесь этот посёлок, хотя на карте он обозначен как Чумпу-Кытыл. Двойные названия не редкость в Якутии. Это последний населённый пункт перед порогами, да и до самой Момы, конечной точки нашего путешествия по Индигирке, никакого жилья уже не будет. Поэтому нужно пополнить продуктовые запасы на оставшуюся часть пути, да и вкусненького чего-нибудь хочется. Хотя вряд ли тут можно ожидать изобилия.

Тюбелях, в отличие от всех посёлков, которые прошли до сих пор на Индигирке, не старательский, а коренной. То есть существовал ещё до золотой лихорадки советских времён, не переживал никаких великих подъёмов, но зато и теперь не умер. Это чисто якутское село, сельскохозяйственного профиля, в составе Момского улуса. По некоторым источникам, годом образования Тюбеляха считается 1936-й. Но это не так, люди здесь жили и раньше. По крайней мере, в книге Сергея Обручева "В неизведанные края" об экспедиции 1926-го года на Чибагалах, Тюбелях упоминается и здесь проходил маршрут экспедиции. Некто Мичик должен был доставить часть груза экспедиции из Оймякона на Чибагалах, но в ходе экспедиции выяснилось, что груз был доставлен только в Тюбелях. Вот выдержка из книги, которая несколько передаёт атмосферу экспедиции и здесь как раз упоминается Тюбелях. Диалог этот с местным жителем Слепцовым происходил тогда, когда экспедиция находилась где-то в районе Эльги. (Этот приток Индигирки в нашей экспедиции мы уже прошли и об этом упоминалось в моём рассказе.)

"... - Есть ли отсюда дорога на Чыбагалах?
- Люди ездят из Тюбеляха, прямо никто не ездил.
- А как далеко до Тюбеляха?
- Кёсов сорок.
- А оттуда до Чыбагалаха?
- Не знаю, однако далеко, еще дальше.
- Не слыхал, где мука и масло, которые из Оймякона исполком повез для нас в Чыбагалах?
- Как же, слышал. Ваш груз месяц назад Мичика в Тюбелях на плоту плавил.
- А в Чыбагалах потом повезли?
- Нет. Люди говорят, в Тюбеляхе оставили.
- Можешь нас повести по Индигирке в Тюбелях с вьючными лошадьми?
- По Индигирке в Тюбелях только на лодке плавают - там ущелье, река глубокая, быстрая, много проток, островов. На лошадях кругом надо ехать.
- Как кругом?
- Через горы, по левую сторону.
- Что, это трудная дорога?
- Трудная: камня много, горы высокие, корм плохой.
- Через Тарын-Юрях пройдем?
- Нет, Тарын-Юрях на том берегу, останется в стороне, кёсах в пяти.
После долгих переговоров Слепцов соглашается провести караван в Тюбелях, если ему дадут шесть пудов муки..."

Наши задачи проще, нам надо купить немного хлеба, если найдём, каких-то вкусняшек и что-то из провианта, чего может не хватить. При этом успеть сделать пару кадров и отправиться ниже по Индигирке. Как выглядит село смотрите ниже, но людей местных не увидите, слишком мало мы там были, все попрятались от дождя, да и с теми что встретили за эти полчаса что-то отношения не очень сложились. Только поднялись на берег, тут же поманил пальцем какой-то не очень трезвый товарищ, но тут же мимо проходил другой, вроде более адекватный, с которым и заговорили, проигнорировав первого. Однако, хотя этот второй товарищ и был трезвым, тоже оказался не очень адекватным, потому что начал требовать аккредитации на съёмку его родного села, хотя сам он теперь живёт в Якутске и с его слов в Якутске туристов всегда кто-нибудь сопровождает и у каждого туриста обязательно должен болтаться на шее бейджик в котором указано кто ты такой и тогда пожалуйста снимай. Предложение посмотреть мой паспорт его почему-то не устроило и мы постарались свести быстренько беседу на нет и побежали дальше. Да ещё дождь накрапывал, поэтому съёмка получилась экспресс. Правда, в магазине милая продавщица, явно не местного происхождения, сгладила впечатление, а судя по фамилии, которую увидели на бумажке, приклеенной к дверям - ИП "Такой-то", владелец этого небольшого магазинчика азербайджанец. Ну и потом на берегу, когда уже вернулись с Кириллом, наш Юра, который оставался сторожить катамаран и к тому времени беседовавший ещё с одним местным жителем, радостно представил его нам. Это оказался дядя Максима Захарова, туриста из Момы, с которым Юра был знаком по своим походам, а я пересекался в прошлом году на Индигирке, на устье Кюэллях-Мустаха. Итак, не потеряв веру в людей, вновь загрузились на катамаран и пустились в дальнейшее плавание.



Высадились на берег у Тюбеляха. А вода, кажется, опять пошла на прибыль.



Не жарко было, это факт.



















Вроде какое-то культурное сооружение.



Вроде детский сад.





Здание администрации села. Это было в выходной день.











Предыдущая часть.

Продолжение следует.

Тюбелях, Индигирка, Якутия

Previous post Next post
Up