Карма и бессознательное

Mar 13, 2007 19:48

Человек свободен от своей памяти. Представим, что взрослого человека вернули в детство, предварительно уничтожив все воспоминания о себе как взрослом. Однако, попадая в те же самые ситуации, этот человек все равно будет поступать по-иному, не так, как поступил бы будучи изначально ребенком. Накопленный опыт каким-то образом влияет на поступки, хотя это влияние осуществляется уже не через память. С позиции буддизма, похожая ситуация воспроизводится каждый раз, когда, рождаясь заново, сознание проходит стадию развития ребенка.
В соответствии с учением буддизма это влияние осуществляется через санскары (дхармы усилий), точнее, через определенный вид санскар - психологические усилия. Прошлые жизни не помнятся, однако психологические усилия из прошлой жизни каким-то образом воспроизводятся в новой жизни, определяя судьбу человека. Буддисты полагают, что именно санскары определяют карму человека. В основе этого вида кармической обусловленности лежит психологическая закономерность.
Поступки человека психологически взаимосвязаны. Каждый поступок включает в себя три элемента: самоопределение в ситуации, целеполагание и усилие, направленное на достижение выбранной цели. Влияние первых двух элементов предшествующего поступка на совершение нового поступка опосредуется памятью. Человек по памяти учитывает свои старые поступки при самоопределении и целеполагании в новой ситуации. Однако для совершения усилия человек не испытывает необходимости воспроизводить в памяти прошлые усилия. Знание о прошлых усилиях, минуя память, присутствует в совершаемом усилии. Это знание не осознается отдельно от совершения усилия и поэтому не выделяется в виде данного в памяти образа. Тем не менее, оно удерживается и сопутствует совершению усилия, непосредственно влияя на его характер. Например, один человек, прошедший через тяжелые жизненные испытания, не задумываясь проявляет стойкость духа, а другой в такой же ситуации, несмотря на свою сознательную решимость, оказывается не в силах справиться с собой.
Буддистское понимание причинности как корреляции (наподобие корреляции математических точек графика функции, не предполагающих их физического взаимодействия) снимает вопрос о том, как именно санскары обуславливают разрозненные во времени события. По этой же причине буддисту не нужно объяснять сознание через соотнесенность с субъектом. В европейской традиции причинность наблюдаемых процессов понимается как реальное взаимодействие. Реальность психического взаимодействия удостоверяется сознающим субъектом. В соответствии с таким пониманием прошлое влияет на поступки благодаря тому, что человек осознает содержание памяти. Реальность взаимодействия образов прошлого и самоопределения воли в настоящем обосновывается в процессе осознания субъектом.
Вопреки этой установке развитие европейской психологии привело к открытию психических взаимодействий, которые не осознаются субъектом. Если буддизме это неосознаваемое взаимодействие понималось как кармическая обусловленность санскарами, то в современной европейской психологии оно стало пониматься как действие бессознательного. Идея бессознательного в контексте европейского понимания противоречива. С одной стороны бессознательное имеет психическую природу, с другой стороны оно не дано в переживаниях психической жизни, и поэтому не может быть удостоверено как реальность путем соотнесенности с субъектом. Это противоречие потребовало обоснования реальности неосознаваемой психической обусловленности либо на основе физиологических процессов, либо на основе признания трансперсональной (внесубъектной) реальности. Оба этих варианта были реализованы в традиции психоанализа.
Общим содержанием учения буддизма о карме и учения З. Фрейда о бессознательных комплексах составляет представление о том, что неосознаваемые факторы могут влиять на поступки человека. Речь здесь идет о реальном психологическом открытии, которое неправильно интерпретировано. Действительно, в поступках человека может раскрываться содержание его предшествующего опыта, минуя осознание по памяти. Однако неверно, что это раскрытие осуществляется помимо свободной воли и носит детерминирующий характер. Чтобы преодолеть детерминистское понимание влияния прошлого опыта на поступок, необходимо отказаться от линейного понимания природы времени и примитивного понимания настоящего как момента, исчезающего между прошлым, которого уже нет, и будущим, которого еще нет. Это преодоление возможно в связи с раскрытием опыта волевого усилия.

Previous post Next post
Up