Feb 05, 2012 09:43
Сегодня - "День Новомучеников Российский".
К сожалению, нахожусь в больнице и не имею при себе необходимых текстов для ссылок.
Согласно канонам, Церковь признает мучениками тех, кто принял стрдания непосредственно за исповедание Имени Христова, соственно Веры или за хранение своего девства.
Иными словами, если требуют отречься от Христа, или отрицательного ответа на вопрос "Веруешь ли?", или требуют насильственноо нарушения христианского воздержания.
Можно так или иначе к этому относиться, но эт о так. По факту.
Таково в основном "классическое" Римское мученичество.
Были ли в России таковые в эпоху 1917 - 1991 гг. ? - Несомненно.
Были ли они в основном среди Белых и других противников Советской власти ? - Тоже несомненно. Хотя много таковых было из простонародной среды, достаточно пассивно-страдательной в гражданской бойне и последовавших событиях.
Но большинство тех, кто в 2000 г. были прославлены скопом, были не мучениками в каноническом смысле, а жертвами междоусобной политической борьбы. И эта жертва была не в мученичество, а в личное искупление. Особенно это касается архиереев-отреченцев Февраля 1917 г. Точно так же дворянство и офицерство искупало свю вину перед Царем и Россией (от масонства до либерализма), а крестьянство - поджоги помещичьих усадеб, прежде всего в 1905-1907 гг. Конечно,мы верим, что все это всеми было искуплено, и все они - спасены, но есть ли здесь основания к мученичеству в святоотеческом смысле ? Особенно это касается изменившим Царю ?
Не знаю.
Кроме того, обратим внимание: т.н. СЛОН ( Соловецкий лагерь особого назначения) находился в точности на месте мучения Соловецких инокой семнадцатого века, принявших смерть за исповедание веры.
Опасаюсь, что сегоднящнее почитание Новомучеников Российских носит не строго канонический , а общегуманистический, либеральный характер, очень напоминающий "тему Холокоста", только с другой ( впрочем, другой ли ? ) cтороны.
Впрочем, я возможно, неправ.