Илья Бражников о Валентине Распутине

Aug 23, 2011 15:18

ПЕРЕПОСТ:

ЦАРСКИЙ  CТРАЖ ВЕКОВЕЧНОСТИ

Род традиционно символизируется древом с соответствующей символикой корней, ствола, ветвей, листьев. Здесь же перед нами не просто древо (листвень), но царский листвень, иначе говоря, есть основания говорить о Царском роде. Царский род всегда символизировался именно деревом. Иконографически это закреплено, прежде всего, в знаменитом «Древе Иессееве», изображенном в частности на стене Успенского собора в Москве. И если так, то срезанная молнией верхушка дерева - как уничтоженная бурей революции Царская семья. «Без верхушки листвень присел и потратился, но нет, не потерял своего могучего, величавого вида, стал, пожалуй, еще грозней, еще непобедимей. Неизвестно, с каких пор жило поверье, что как раз им, "царским лиственем", и крепится остров к речному дну, одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера»
<...>
Но почему матёринцы вообще уступают свой остров, почему в конце концов пришлые пожогщики сжигают всё, кроме богодуловского барака и царского лиственя?
<...>
Очевидно, что матёринцы принимают факт затопления как неизбежность, то есть как правду истории,
<...>
Всё это наводит на мысль, что история просто узурпирована теми, кто выступает от её лица. Ведь Воронцов, Жук и другие, претендующие на власть над временем, на самом деле не знают, для чего они действуют, не знают даже своего ближайшего будущего. В финале повести у них даже нет уверенности, что они доплывут до острова в туманной мгле. Современная нам история показывает, что лишь несколькими десятилетиями измеряется существование построенных «навечно», на «тыщу лет» гидроэлектростанций - да и всего советского модерна.
<...>
На Матёре же реальной же властью над временем обладает царский листвень - «удерживающий» Царский Род. «Удерживать время» значит хранить настоящее, бытие - то, что есть, - от распада, а вовсе не разрушать настоящее от лица неопределенного будущего, выступая таким образом агентом небытия.<...>Но срезанная верхушка Царского рода/лиственя не лишает его удерживающей функции. Уничтожить полностью всё древо не в человеческих силах. В этом эпизоде писатель проявляет недюжинный эсхатологический оптимизм: царский род (а с ним и самостоятельное бытие Матёры-России) не может исчезнуть и ещё проявится в истории - возможно, на «конец века». Скорее воды времени обмелеют, истекут - а царский листвень и удерживаемый им остров не сойдут со своего места в вековечности.

http://pravaya.ru/look/21385

Previous post Next post
Up