Моя колонка в "Завтра"

Dec 16, 2015 02:02

«Битва  за  историю»

ЧТО  ТАКОЕ  КОПНОЕ  ПРАВО ?



«Правовая  реформа» ,  точнее  «рецепция», начавшаяся  в конце  прошлого  века, конечно, была   навязна России  не  на  пустом  месте.  Отказ  от  «сродности»  «духа  законов» уходит  в многовековую  глубину  и  в  целом  совпадает  с  переходом к  эпохе модерна,  начавшейся в  России  несколько  позже,  чем  в  соседней  Европе.  Однако  и  в Европе   средиземноморские  (римско-июдейские)  безальтернативные  нормы  вот уже  много  веков как  вытеснили  древнеарийские  традиции  многообразия  и  много-О-бразия,  в  том  числе  и в  праве.  Исключение составляет  common law Британсвких  островов,  однако  это не  совсем Европа,  как,  впрочем,  и Россия

Современные  учебники  о  многих  ветвях  древнего  русского  права  не  говорят  ничего,  ограничиваясь  обрывочными  памятниками  княжескао-дружинного  или  церковного  законодательства.  И  оказывается,  например,  совершенно  непонятным  древний  принцип  «одиначества»  (единогласия),  лействовавший  в общегосударственном  пространстве -  от Советов всей земли (Земских  Соборов) и  Государева  верха (Боярской думы)  до  сельского  схода.  Как  всегда  при  сломах  и  смутах  древнее приходит  на  место  нового,  но  в  искаженном виде.  «Единогласие»  вновь  возникло  в  советское  время на  партсъездах, но умерло  вместе  с ними,  уступив  место  манипулируемой   демократии. И  оно  будет  возникать  не раз - дай  Бог,  чтобы  однажды  - подлинно и  навсегда.

Рассказывая  о настоящем  древнерусском  праве,  мы  надеемся    в  рамках  слагаюшейся  сегодня  теории  русского социал-монархизма   открыть  путь  к решению (М.Хайдегер)  о  сродности (Г.Сковорода) права,  путь  к  его  «аутентичномув экзистированию»


Когда  либерализм  в  полном  тупике,  а  «советское»,  при  все  большем  к  нему  народном  сочувствии,  выказывает  внутренние  противоречия,  приходит  пора  олбратиться  к  древним  непротиворечивым образцам,  среди которых  и  так называемое  «копное  право»  -  древнейшая  правовая  система  славян,  которая  не  противоречила  (каак  опрометчиво  начинают  заявлять  и  марксисты, и  «националисты-уменьшители»)  «правдам»  русов (князей)  и  русичей (дружин),  но  логически  их дополняла в  рамках  сословного  деления  ( не  этнического,  о  чем  надо  напоминать  все  время!).  Историческая  и  юридическая  науки  XIX в.  очевидным образом  «не  вмещали» копное  праао,  а  в советское  время  эта тема  была просто табуировна -  вопреки  реальности  единогласия,  часто мнимого,  на  всех  уровнях.

Исследованием копного права занимался в середине XIX века Николай Дмитриевич Иванишев , (1811-1874), ректор Киевского Университета им. Св. Владимира, автор книги «О древних сельских общинах юга России».

«Копное»  можно переводить  как  «общее»  (  сходство с дрелеанглросаксонским  очевидно ).. Купа -  сгусток,  связка,  куст,  вообще  единомногое ,  греч.  en polla -  Купала и  (сово)куп(ление)(ность).  Также  Кобь - волхвование, гадание (по птичьему полету), предсказание, колдовство ,  Колпь -  птица  сирин,  колбяг =  знаток  тайных  наук. Аналогичная  связь  есть и в  европейских  языках  - от  лат.  - fascis; fascinulus; =  пучок,  связка, Fascinare -  чаровать,  околдовывать.  С  «противоположного  конца»  в  древнерусском  языке  скоп -  заговор.  По  мере  распространения  Христианства «магическое  измерение»  копного  права  исчезало  ( или  уходило  в  поддонье),  но  само  оно  сохранялось,  теряя,  однако, древнейшую  всеобъемлемость.  Сословное  право,  в  частности,  «Русские  правды»  -  уже  «вторая стадия».  Оно тоже  еще  традиционно:    отход  от традиции  происходит  только   после  «Указа о  вольности  дворянства»  1762 г.  Тогда  же  изучение  копных  начал и табуируется. Но  мы  помним:   «феодализм» в России.  поздний  и искусственный,  вопреки   Н П Павлову-Сильванскому (. «Феодализм в Древней Руси.» - СПб.:  1907_),  жестко  противопоставлявшему  с  самого  начало  общинное  (копное)  право  и  княжеско-дружинное.  Столь  же неорганичен  и  наследующий  феодализму  капитализм.

На  самом деле  копное  право шире  общинного : оно   охватывало  и  городскую, и  общепгосударственную  жизнь.  В  первом  случае  вече  ( собрание  для  споров  о  «вещи»)  в  городах  было  частным  сдучаем копы, во  втором  -  на  «копных  началах» строилось  единогдасное  принятие  решений  и  Земским Собором  и  Боярской  Думой. Вопрос  обсуждался  до  тех  пор,  пока  все  не приходили  к  одному  мнению.  Права  большинства  и   меньшинства  не признавались.  То  же  самое  присходило  и  много  ранее -  на  Совете  князя  со  дружиной  (как  «старше1»,  так и  «младшей»)  В  случае  непримиримых  расхождений участников  вопрос  решал  Князь, поже  Царь.  Этот  же  принцип сохранялся  в  кровно  родственной  (пусть  и  враждебной)  Польше  под  латинским  названием  liberum veto. Он  был  общеславянским.

Второе  главное   начало  - круговая  порука На скопище(собрании) вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества как своих, так и пришельцев.В  целом  это сохранялось  вплоть до  реформ  П.А.Столыпина.


Наш  разговор  о  копном  праве  мы  продолжим.

http://zavtra.ru/content/view/bitva-za-istoriyu-/
 
Previous post Next post
Up