Моя колонка в "Завтра"

Oct 14, 2015 12:21



«Битва за  историю»

СТОГЛАВ  ПРОТИВ  "КУЛЬТУРНЫХ  ОБЩИН"



В  нашей  колонке  две  нгедели назад  мы  начапли  разбор  статьи  Анны  Шмаиной-Великановой «Власти  нужна  Церковь  как декорация»  (http://www.colta.ru/articles/society/8562).,  в которой  автор  предлагает  «церковной  иетеллигенции»  создавать   «культурные  общины».

Все ли  благополучно  в  нашей  Церкви?  Нет,  конечно.  И,  конечно,  это неблагополучие вовсе не  в  том,что нужно или   не  нужно  «власти». «Теплохладность»  (всеобщая)  и  либерализм (богослужебный  и  нравственно-бытовой), экуменизм  - вот  проблемы.  Нужны  ли  перемены ?   Да,  несомненно.  Но  совершенно иного,  противоположного,  чем  полагает  «православный  креативный класс»,  плана.    И, конечно, все  это  не  имеет никакого  отношения  ни  к  выкладкам  АИШ-В,  ни  к  проходившей  некоторое врея  назад  конференции  по «Реформации», организованной  С.Белковским и  отколовшимися  от  Церкви  «креативщиками»  (http://antimodern.ru/reform-2/ ) ,  включая  известного  Лурье.



В  целом  все  идеи  «реформации»  сзодны.  Не время и не  место их разбирать.  Говорить  надо  о главном.  Кризис нашей  Церкви ,  особенно  на  фоне  погибельного движения   к  «Великому  Собору»  (который  некому  собирать)   налицо. Однако  начался  он  не  в  этом,  и не в прошлом  веке,  а  как  минимум  в  семнадцатом,  в  эпоху  раскола.  И, если  мы  хотим  исцеления, это должно  быть сказано,  в  том  числе  со  всех  амвонов - кратко, но  ясно.

«Когда мы говорим «Церковь и культура», между ними соединительный союз, как бы ни пытались нас в этом разуверить» -  пишет  А.И.Шмаина-Великанова/  И  далее:   «Единственный выход - в создании независимых малых общин или братств, в которых культура и Церковь едины»

Но какая  (точнее, с  каким  «культурным  вкусом» )  Церковь  и какая  культура?  Как  вернуть  Церкви  ея  естественное  и  изначальное  первенство  -  и  животворность  -  в отношении  культуры ?  Путь  один. Не  говорю  здесь  о  канонических  требованиях,  только  о  «культуре»,  хотя,  конечно, все  сие  едино.  Возвращение  полноценного уставного  Богослужения, а  не  «оглавления»  к  нему,  по выражению одного из з  Синодальных (!)  архиереев  XIX века.  Возвращение  канонической  иконописи,  в  соответствии  с  требованиями  «Стоглава»  ( митрополит  Макарий  Московский причислен  в  1988  году  к  лику  святых).  Полный  и  всеобдержный  переход на  знаменное пение.  Этот  вопрос  принципиален  в том  числе с  аскетической  точки  зрения:  знаменное  пение  имеет отношение к  верхней  области  сердца и посекает, в  отличии  от  партесного и обиходного, страсти.  Сколько  ни  призывай  к  целомудрию  и  воздержанию,  если  «гонять  партесы»,  толку  не будет.

Скульптуры  В. Сидура , с  которых начался  спор, ,  конечно, если  пользоваться  традиционалистской  терминолдогией, суть «отворение  закрытого  яйца  снизу»,  Да,  это  «черная  онтология»,  но  это  все  же   онтология,  от  каковой  современная  Церковь   все  более  уходит  в  полититку  или  мораль.     Вкус  к  изучению   Отцов  утрачен. Конечно, не  все  все могут  «осилить».  Но -  в этом  случае:  «Паламу можешь  не читать,  а «Лествицу» читсать  обязан». Старообрядцы  читают. Практически  все.



Именно  и только  с    исконным, родным  Старообрядчеством  может  и  должна воссоединиться  наша  Церковь.  Большинство  предъявляемых  к нам  Старообрядцами  канонических  требований,  равно  как  и  требование  принесения   покаяния  за раскол,  справедливы..  С  нашей  стороны  должно  быть  требование  сохранения почитания  великих  святых,  просиявших после  раскола  -  преп. Серафима,  Царской  Семьи…  А  общим  чаянием  -  возврашение  Кормчей,  Стоглава,  Правил Вселенских Соборов,  богословского  наследия  Отцов.

Но.  Не путать с  тем, «возвратом  к  отцам»,  который насаждала  т.н.  «парижская  школа»  и  такие  авторы,  как  Шмеман или  Мейендорф.   Возврат  к  Отцам  нельзя  превращать  в  «духовную  халяву» -  вне  аскезы и  строго  устава.    Бояться  того,  что  из  Церкви  будут  уходить,  не  надо.  Кто  уйдет,  уйдет  все  равно.  Кто-то  будет  ходить  в храмы  реже,  исповедаться и  причащаться  только  в  Великий  Пост, но  зато  серьезно.   Молись,  постись,  трудись  -  по силам.  Не  все могут  быть  иноками. (хотя  иночество  - идеал  и  образец)     Можешь  и  «работать в  культуре»,    писать,  рисовать,  снимать…   Но  никаких  «культурных  общин»  - неизбежному  пути  в  «прелесть».  Никакого  «малого  народа».

Кроме,  пожалуй, некоторых  особых  случаев.  Например, если  бы  уважаемая Анна Ильинична со единомышленники  приложили  бы  усилия  к  созданию  «малых  общин  или  братств,  в  которых  Церковь  и  культура  едины»  на  Святой  Земле,  с Богослужением  на  иврите  (библейском),  а  еще лучше  арамейском (разумеется, при полном  подчинении канонической  Церкви),  автор  этих строк  отнесся  бы  к  сему  скорее    положительно.  «Цветущая  сложность»  -  прекрасно,  в  отличии  от  «смешения» и  «разлития».



Но  это последнее  исключительно,  и  связано, скорее, с  эсхатологией.

А  в остальном  -  проще.  Не  реформы,  а  контрреформы.  Твердые,  но  постепенные,  вводящие церковный  народ в  почти  уже  утраченную  традицию.



Previous post Next post
Up