При нападении врагов бесполезно целовать
или биться головой о меч-кладенец - его нужно взять в руку.
При недавнем посещении Ново-Афонского Симоно-Канонитского монастыря искал в соборе великомученика Пантелеимона то самое намоленное место, с которого во всех старых храмах возникает ощущение безмолвного Присутствия иль Потока. Истоптал и центрально-подкупольное пространство (там ощущение бывает с заведомой регулярностью) и даже притвор - нету его. Удивился...
Но вскоре нашёл - не единый могучий поток, а маленьких, разных по силе, и много. Это ощущение было на рядах старых кресел, что стоят в боковых приделах. Видимо, там с основания монастыря было принято сидя на службах молится. Сел в нужном настрое на одно из таких - по другому не скажешь, аж взмыл в некое тёплую, дружную атмосферу честных отцов нескольких поколений. И хорошо было в этом состоянии до того, что там и остался бы. Обвалакивающее, всепроникающее ощущение, что пришёл в нужный дом, дом Отца, где ты свой и тебе давно рады. И будто бы зависаешь под куполом... в неком облаке нетелесном.
Вывод: уж лучше чугунок преп. Серафима Саровского на голову, чем бесполезное лобызание материальных и, как правило, застеклённых реликвий. Если эти ряды кресел вынести из храма, начать делить на части и рассылать по алтарям - эффект потеряется. В остальном
мнение о. Аваакума я вполне разделяю - материальное только коан.