Предыдущая часть Август-сентябрь 1998.
Лето 1998 года в Кирьят-Арбе выдалось очень жаркое. Для меня оно было жарким троекратно - кроме работы в магазине, в котором не было кондиционера, и всех моих остальных дел, еще была подготовка к свадьбе.
В религиозных семьях обычно родители, высунув язык, бегают и организовывают свадьбу своим детям. А мы с моим будущим мужем, как и большинство репатриантов, все сделали сами.
Конечно же, без помощи добрых людей мы бы не справились. Только благодаря им все получилось.
У меня, как понятно из прошлых глав, совершенно не было денег. То, что я могла делать - это "висеть" на телефоне и звонить по тем номерам, которые мне по телефону же давал мой будущий муж. Он тоже работал, и как раз на свою зарплату за пару месяцев рассчитывал, что ее должно хватить на организацию свадьбы.
Так я договорилась с залом, который стоил всего 300 долларов, договорилась с кейтерингом, который стоил тоже довольно смешных денег, но оказался вполне ничего.
Подруга, которая недавно вышла замуж, дала телефон оркестра, который играл у них на свадьбе, он тоже был недорогой, и мы пригласили их на нашу свадьбу. Свою игру на свадьбе они записывали на кассету, у нас тоже где-то лежит эта кассета.
Приглашение на свадьбу мой будущий муж сделала сам на компьютере, мою часть нужно было разложить по конвертам и разослать.
Когда я позвонила Мирьям Каспи (помните, это она с ее мужем, равом Цви Каспи, открыли в Харькове организацию "Бней-Акива", которая потом превратилась в Ортодокс Юнион), чтобы всего только узнать почтовый адрес, на который отправить им приглашение, она не просто не ограничилась адресом, а тут же приняла самое деятельное участие в организации нашей свадьбы.
Она подробно расспросила, что да как, и где, и вообще. Тут же дала массу полезных советов. С этого дня и до свадьбы она мне сама постоянно звонила и непрерывно помогала во всем.
На саму свадьбу она принесла разные вещи - например, свечи, с которыми мамы водят невесту покруг жениха под хупой. И еще подарила моему жениху талес (молитвенное покрывало). Только потом я узнала, что по обычаю талес дарит жениху невеста, и что стоимость его довольно большая.
Когда я попыталась организовать съемку, то оказалось, что для нас это слишком дорого, и мы решили обойтись без нее. В итоге оказалось, что видео снял друг моего мужа, который сам был свидетелем и стоял под хупой, т.е. часть снял он и часть - кто-то другой.
Фотографии нам сделал папа мужа, а потом вдруг по почте пришел увесистый пакет от Мирьям Каспи - она оказалась, кроме всего прочего, профессиональным фотографом, и ее фотографий было много, и очень хорошего качества, и пленку она прислала тоже.
Перед еврейской свадьбой жених и невеста проходят подготовку у специальных наставников - нужно брать уроки по еврейским законам, касающимся семейной жизни.
Я спросила Мирьям, знает ли она русскоговорящую наставницу (почему-то мне казалось, что моего иврита может не хватить, или разность ментальности может помешать).
Мирьям сказала: "А зачем тебе именно русскоговорящая? Моя дочка - такая наставница, мне кажется, что вы прекрасно договоритесь."
Оказалось, что ее дочка, тоже жена раввина, живет в Эфрате, т.е. в наших краях, и я ездила на занятия к ней домой. Это действительно оказались прекрасные уроки, и я считаю, что мне очень-очень повезло с наставницей. Часто, когда я слышу, как обучали других женщин, просто ужас берет.
Чтобы найти свадебное платье, я пошла в гмах свадебных платьев, но там не нашлось ничего подходящего - все было не то и по размеру, и по стилю, или ткань на ощупь была противно шелестящая.
И тут Мирьям сказала, что у раббанит Пнины Бар-Он есть свадебное платье, которое она купила специально для того, чтобы давать (бесплатно) невестам.
Через какие-то руки это платье передали в Эфрат, дочке Мирьям. Оказалось, что это платье мне подходит и по стилю, и по размеру, и ткань была приятная, ситцевая. Оно оказалось чуть длиннее, чем нужно, я спросила у Пнины, можно ли его подшить, она разрешила, и моя единственная трата на это платье была платой портнихе, которая подшивала его.
Добрые люди непрерывно помогали - кто советом, кто вещами, кто обзвоном каких-то нужных мест.
Когда я находилась короткое время дома (а мне ведь нужно было еще и работать), телефон непрерывно звонил, стоило мне отлучиться из дома даже на 10 минут - на автоответчике уже была куча сообщений.
Мобильные телефоны тогда были только у немногих людей, и я не была в их числе.
На свадьбе еще нужны и родители - и вообще, и выполнять там какие-то роли, например, вести невесту и жениха под хупу. А мои родители приехать не могли - и денег у них на билеты не было, и паспорта так быстро они сделать не могли.
И я обратилась к Михаль Мильнер (которая со своим мужем, равом Авишаем, работали в Москве в Кунцево, после Йони Берлина, который меня принял туда после моего ухода из школы *Ханы Шварц*).
Попросила ее, чтобы на свадьбе они с Авишаем были моими родителями. Михаль сказала, что это для нее ужасно трогательно и большая честь. Мильнеры и так сделали для меня много хорошего, и мужа вот нашли, а на свадьбе мне просто нужно было, чтоб кто-то был с нами под хупой в качестве родителя, но и тут Михаль восприняла роль моего родителя совершенно не формально. Она нашла мне портниху в соседнем киббуце, и отвезла меня туда подшивать платье, она возила меня в Иерусалиме по магазинам и часть вещей купила сама, потом дома учила завязывать платки, подарила еще какие-то вещи, и надавала кучу советов.
Вот такая у меня на свадьбе была мама, которая старше меня всего на 3 года.
На свадьбе оказалось, что родители мужа нам оплатили зал и все остальное, и выдали нам чек для свадебного путешествия в Цфат, куда мы отправлялись на следующий день.
Вот это фото на юзерпике - это у моря в Акко, когда мы возвращались из Цфата домой.
На свадьбе гуляло примерно 200 человек - по 100 с каждой стороны. Помню, моя харьковская подруга писала мне в письме: "100 человек, приглашенных на свадьбу, у меня вообще не наберется столько знакомых".
По израильским меркам это довольно скромная свадьба.
3 сентября или 12 элула. День свадьбы. Накануне я отработала последний день в магазине и сердечно простилась со всеми.
С утра в день свадьбы и до хупы жених и невеста постятся - для них это Судный день.
Я собрала свой рюкзак с минимумом вещей на ближайшие несколько дней. Свадебное платье уже в Иерусалиме, в квартире папы мужа, оттуда же меня отвезут к тетеньке, которая меня причешет и накрасит.
Кот Кеша останется пока у меня в квартире, его будет кормить и менять наполнитель в лотке моя подруга Алла, а через пару дней у нас будет вечер "шева брахот" (7 благословений) в Хевроне, и на обратном пути мы Кешу заберем в наш общий дом.
После свадьбы мы год будем жить в центре Иерусалима.
А сейчас я вышла из квартиры в Кирьят-Арбе, закрыла за собой дверь и пошагала к тремпиаде, понимая, что начинается другая жизнь, и что это последний день, когда я иду по улице просто со своими волосами.
А вещи из квартиры мы перевезем через 2 недели, и в эту квартиру въедет молодая пара, которая живет там до сих пор, и у них уже тоже несколько детей.
На фото - я, рав Авишай, мой муж, рав Йосеф Римон (рав моего мужа из ешивы в Алон Швуте).
Следующая часть