Решил выложить старые публикации в Интернет. Многие из них были в малотиражных сборниках, иные и вовсе не напечатаны.
Вот одна из самых старых работ: "Движение порядка в природе".
http://cogsys.ru/sites/default/files/library/Old-pages.pdf "Это довольно старый текст; он написан в 1986 году. Казалось бы, он не имеет
непосредственного отношения к проблемам модернизации России. Это практически
чистая философия. Но новое в обществе чаще всего возникает, как знание, как
изобретение, как идея. А именно философия уже тысячи лет пытается понять, что
такое «идея», как она относится к материи и материальным (реальным) вещам, как
знание возникает, откуда людям в голову приходят идеи, как идея воплощается в
предметы реального мира.
И что такое "знание" и "мышление" вообще.
Человек не в силах создать новую материю или уничтожить «напрочь» ту, что
есть; она существует вечно и лишь изменяет свои формы в результате деятельности
природы и людей. То, что доступно человеку - это создание новых идей и воплощение их в
той материи, что имеется под руками. Вместе с тем, человек способен уничтожить без
следа (в отличие от материи) созданные ранее идеи - как сожгли александрийскую
библиотеку.
Но и новое знание, и новые идеи создаются, как оказывается при ближайшем
рассмотрении, не отдельными гениями-изобретателями, а большими
интеллектуальными сообществами людей. Изобретатель комбинирует идеи,
выработанные другими людьми в умственной истории человечества, добавляет что-то
новое - и получает изобретение, идею не существовавшей ранее вещи, процесса или
организации. Нельзя придумать самолет, если раньше кто-то не придумал колесо, крыло,
пропеллер, двигатель… болт и рычаг, в конце концов.
Если мы лучше будем понимать, как люди изобретают новое, то, вероятно,
сможем лучше организовать процессы, в которых человеческая деятельность
организовывается для создания нового в нашей стране.
Поэтому я публикую снова этот текст (с незначительными исправлениями и
дополнениями).
И еще два слова. Текст был написан во времена, когда опубликовать что либо, не
согласующееся с «диалектическим материализмом» было невозможно. Поэтому там 2
так много слов о «материализме». В действительности, после Гегеля странно говорить
о философиях материализма и идеализма, как о разных и к тому же враждебных друг
другу философиях. Диалектическая философия «снимает» противоречие примитивных
«противоположностей» - материализма и идеализма, утверждая, что мир есть
материальное движение идей. Или движение материальных идей, если Вам так больше
нравится. В самом деле, идеи не материальны, не «сделаны из материи», а являются
формами, волнами, упорядоченностями, организованностями, скользящими по
материи. Но, поскольку центр тяжести текста лежит в исследовании движения
именно идей, то может быть, правильнее было бы назвать лежащую в основе
философию «динамическим идеализмом».
Наконец, последнее замечание. Я теперь понимаю, что язык советских философов,
постоянно боровшихся с внешними и внутренними врагами, был чересчур язвительным.
Но на момент написания этого текста я был «заражен» этим стилем. Сейчас бы я
обошелся без этих колкостей… но переделывать не стану."