Тридцать пять

Jan 28, 2014 00:00

"То, что мы показали тебе, нескоро будет в полном своем развитии, какое видела теперь ты. Сменится много поколений прежде, чем вполне осуществится то, что ты предощущаешь. Нет, не много поколений: моя работа идет теперь быстро, все быстрее с каждым годом, но все-таки ты еще не войдешь в это полное царство моей сестры; по крайней мере, ты видела его ( Read more... )

тоска, молчать, думать

Leave a comment

Comments 13

mnemtsev January 27 2014, 18:32:44 UTC
Финал чеховского "Дяди Вани" -разве не отражение этого же настроения? "Потом всё будет лучше, не теряй надежды..." Это эпоха была такая, эпоха "прогресса". Чернышевский в свои 35 просто нерефлексируя записал общее настроение. которое висело в воздухе. Они потом и мировую войну-то начали, чтобы врага победить -и уж тогда совсем всё и окончательно будет хорошо...

Reply

karmalitak January 28 2014, 16:04:24 UTC
может, я просто не в курсе, но назови мне еще хоть один роман, или повесть, или рассказ того времени какого-нибудь другого оставшегося в поколениях писателя, в котором описывалось бы такое же идиллическое житие, как в швейной мастерской, организованной Верой Павловой и, собственно, у нее с ее мужьями... Перебираю в памяти: Тургенева, Лескова, Щедрина.. никто до такого абсурда не доходил, все более-менее сохраняли реалистичность взглядов, что не мешало иметь идеалы.

Reply

mnemtsev February 4 2014, 10:19:24 UTC
Сон Веры павловны - это действительно изобретение Чернышевского. То-то он так известен:) Но в принципе, он ведь ореинтировался не на Лескова и Тургенева, а на французских социалистов -утопистов начала века, типа Сен-Симона, или Кабо ("Икария"), и вот там, насколько я знаю, таких картинок полно. Только они описывали счастливое будущее, а он вот ухитрился написать руководство к непосредственному действию:) Или то, что будет прочитано как такое руководство.

Reply

karmalitak January 28 2014, 16:05:15 UTC
Ни в коем не отражение. Я просто не уточнила своей мысли. Дело не в том отрывке, который я привожу, а в произведении в целом.)

Reply


vashhttp January 28 2014, 13:39:47 UTC
ну да, не Сартр, не всё тлен :)

Reply

karmalitak January 28 2014, 16:05:41 UTC
Да лучше бы всё тлен.. и то правдивее..

Reply


faccio_niente January 30 2014, 06:55:27 UTC
Свой знаменитый роман Николай Гаврилович писал в тюрьме, в Петропавловской крепости. Наверное он мечтал о свободе. Литературный труд был для него способом сохранить в себе человеческое в нечеловеческих условиях, уйти от мрачной действительности. Я бы не был к нему, учитывая обстоятельства, столь строг.

Reply

karmalitak January 30 2014, 07:35:15 UTC
Да, я знаю, в каких условиях писал свой труд Николай Гаврилович. Я его не осуждаю, не презираю, я удивляюсь. Александр Васильевич Сухово-Кобылин тоже писал свою знаменитую пьесу "Свадьба Кречинского" будучи в тюрьме, да еще в худших обстоятельствах: его обвиняли в убийстве женщины, которую он любил (и которую он, естественно, не убивал). Тем не менее, в ней есть живые люди. В "Кто виноват?" живых людей практически нет, сплошные фантомы. Дело не в условиях, в которых писал автор, дело в том, каким был автор. Судя по роману, Чернышевский был чистым фантазёром.

Reply

faccio_niente February 1 2014, 04:31:39 UTC
Ну, ясное дело, что фантазёр и утопист. Тут, на мой взгляд, удачно заданный вопрос важнее, чем попытка на него ответить. "Что делать?" Чернышевского и "Кто виноват?" Герцена гениальны именно потому, что все знают эти обложки, но мало кто их открывал, а тем более уж прочитывал до конца. Тот же, кто прочёл, тот - герой, тому памятник!)

Reply

karmalitak February 1 2014, 06:18:15 UTC
чего-то я не понимаю в чем гениальность того, что "все знают, но никто не читал". это скорее не о книге говорит, а о читателях, которые не читают. да и то даже не скажу, что те, которые не читают обязательно в чем-то виноваты и с ними надо что-то делать..)

да и кто прочел, чего это ему сразу памятник? это совершенно обычное дело, ничем не выдающееся.)

Reply


Leave a comment

Up