Пару слов о том, что сишком быстро бегущий может упасть...

Feb 02, 2014 14:09


Классический восьмиступенчатый путь в йоге или, скажем, в буддизме порождает искушение. Как, впрочем, и любой путь, где известны следующие ступени - а давайте скакнем сразу ступени на две, а? Помимо чисто детского желания "чтоб все сразу", причина означенного искушения в том, что:
1) возможности, которые открываются перед адептом высших уровней несравнимы с возможностями адепта младших уровней;
2) большая часть эффектов, которые даются усердной работой на младших уровнях могут быть достигнуты сравнительно меньшими усилиями на старших уровнях.
И возникает соблазн. Зачем идти долгим и трудным путем там, где можно пройти коротким и простым? Зачем стараться и ждать, когда можно сразу и без усилий (так, во всяком случае, кажется)? Тем более, что описания практик высших ступеней есть, они доступны для изучения (и на первый взгляд понятны). Можно работать! Вон, говорят, что у (Семы, Вани, Мани, Ани) получилось! И ух, как получилось она/он такое показал! Одна техника 7 уровня и столько результатов, столько возможностей - он/она просто не знают, за что взяться дальше!..
Такое бывает. Однако намного чаще бывает, что попытка перепрыгнуть через пяток ступеней и начать сразу уровня с шестого-седьмого оказывается безрезультатной. И это, как ни странно, хорошо. Потому что достижение успеха в высокоуровневых техниках подобно установке движка от реактивного истребителя на трехколесный велосипед - штука получится очень мощная, но ездок костей не соберет однозначно. Неподготовленное тело, неразвитое сознание, не отработанные умения и навыки, огромный багаж разного рода помех (которые при последовательном развитии должны быть уничтожены на более ранних ступенях) приведут к закономерно печальному результату.
Пример из часто наблюдаемых. Многие начинали обучаться концентрации и медитации - в учебниках для "Молодых волшебниц" эти упражнения приводят чуть ли не на первых страницах (хотя старомодные йоги считают концентрацию-дхарану ажно шестой ступенью). Предположим, что некоему неофиту повезло - то ли учитель оказался понимающим, то ли сам он ума огромадного - и он научился концентрироваться. Что в таком случае может произойти? Полученное умение будет использоваться и обращаться оно будет к тому, что имеется в сознании неофита. А что там имеется? Имеются там все основные человеческие заморочки - желание секса, высокого социального положения и подсказывающие пути их достижения стремление к обогащению; мощно работает агрессия и иные мощнейшие эмоции. И жизнь нашего неофита может превратиться из более-менее плавного потока переживаний в резкие рывки от одного сильно проявляющегося, бьющего прямо в душу состояния к другому, от злобы к желанию секса, от ненависти к богатым в жажду добычи и так далее. Если успехи были большими, то дело может дойти до полного перерождения личности в какой-нибудь секте (см. к примеру секту гр. Бодхи, чьи адепты берут практику контроля над эмоциями и учиняют на ее основе зверскую порнографию над собой и окружающими). Опять же - гостеприимный дурдом всегда готов распахнуть свои двери навстречу...
А ведь при нормальном, последовательном развитии все самые сильные, самые мощные негативные эмоции и побуждения берутся под контроль ещё на первых двух ступенях! И дело здесь даже не в том, что прошедший через яму и нияму станет праведником. Дело в том, что он научится замечать свои побуждения, анализировать их, брать под контроль. И выработает навык отстраняться от таких желаний и побуждений.
Отдельно хотелось бы сказать о изредка встречающейся ситуации, когда учитель начинает осознанно и целенаправленно обучать ученика технике с высших уровней. И это приносит пользу! В том нечасто встречающемся случае, когда гуру велик, учен, опытен, прозорлив и вообще почти уже просветлился, а ученик по каким-то своим личным качествам способен к быстрому рывку. Но это ВЕСЬМА редкая ситуация. Обычно же те гуру, которые встречаются на наших просторах, дают высшие техники совершенно бездумно, отчего их ученикам бывает хорошо. Но недолго и дорого.
Будьте осторожны и действуйте последовательно.

практики, размышления, саморазвитие, наблюдения, техника безопасности

Previous post Next post
Up