Оригинал взят у
zi_nina в
Искатель-Землепроходец: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю чтоАрхетип Искатель-Землепроходец имеет очень точное и ёмкое название.
Все его представители - это реальные или вымышленные люди/персонажи,
- которые куда-то пошли (в сказочное три-девятое царство, в «белое» пятно на карте, в любой из неизведанных миров);
- что-то поисследовали, часто попутно и
- что-то нашли.
В идеале, они вернулись домой «живыми и невредимыми», принесли с собой удивительную историю путешествия, уникальные опыт и знания, которыми, при желании, можно поделиться с другими, а можно и «прикарманить» для личного пользования. Кроме самой истории и опыта со знаниями, у вернувшихся могут обнаружиться трофеи, как доказательства правдивости случившегося приключения.
Из реально существовавших персонажей и прошедших времен сразу вспоминаются :
1. Все вожди, возглавлявшие значительные миграции, «переселения народов» в Европе (хоть их конкретные имена и не сохранились).
2. Эпоха Великих Географических открытий, с XV века и до XVII века, в ходе которой европейцы открывали новые для себя земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию. Это Христофор Колумб, Васко да Гама и другие.
Статья в Википедии. Вандерлин. Высадка Колумба в Америке
3. Исследователи-покорители точек на планете, землепроходцы и морепроходцы, руководители научных экспедиций, чьи имена впечатаны в географические названия на картах (Джеймс Кук - гора Кука, Новая Зеландия; Генри Гудзон - Гудзонов залив, Канада; двоюродные братья Дмитрий и Харитон Лаптевы - Море Лаптевых, Россия; Витус Беринг - Берингов пролив, пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами,разделяющий Азию и Северную Америку; Вильям (Виллем) Баренц - Баренцево море, берега России и Норвегии; и т. д.)
4. С предыдущим пунктом тесно связаны исследователи биосферы Земли. Их имена вписаны в латинские названия объектов их исследований. Диапазон их широк, от изучающих эндемичные растения в труднодоступных уголках планеты, энтомологов, специализирующихся на бабочках до биологов, радующихся встречам в особо ядовитыми лягушками. В этом сегменте работы ведутся и в настоящее время.
5. Когда наступил момент, когда на суше исчезли «белые пятна», и плоскость Земли стала относительно исследована, а альпинисты покорили высокие пики, пришло время опуститься на дно морей и океанов. Я веду к такой личности, «океанографическому технику» как Жак-Ив Кусто.
Жак-Ив Кусто
6. За исследователями земель, морей, флоры и фауны пойдут те, кто «копает» (часто в буквальном смысле) в глубь веков: археологи (история), палео-биологи (растения), палео-зоологи (животные и динозавры в том числе) и антропологи.
На современном историческом этапе исследователи планеты и ее различных сфер в масштабе более близком к широким массам эволюционировали в путешественников 80-уровня с воот таким (жест рыбака) объективом у фотоаппарата и кучей гаджетов, облегчающих жизнь. Фотография стала удобной заменой натурным зарисовкам, ей проще фиксировать этапы пути и исследования. Она же - трофей, материальное подтверждение приключения. Про Лебедева и Доля вспомнили?
Ремарка: поэтому и смешно выглядят попытки вписать фотоаппарат в розовом корпусе в гардеробное проявления архетипа Любовника. Но ЦА у таких продуктов, конечно, есть. Трофеи разными бывают :)
Все, что написано выше - про вектор действий «пойти туда, где я еще не был» из архетипа Искателя-Землепроходца.
Вектор преодолеть и испытать «то, где я еще не был» у современников выразился в экстремальном спорте, индивидуального его видах, в вызове, брошенном самому себе, своим физическим (но не только им) возможностям.
Беар Гриллс, телепрограмма «Выжить любой ценой»
Так или иначе исследование нашей планеты конечно. А стремление к изучению нового, первооткрыванию и исследованию встроено в человеческую сущность. И что же делать в ситуации, когда неизведанного на планете Земля не осталось?
Гагарин справа и манекен в первом космическом скафандре
Пассионарная теория этногенеза Льва Гумилёва дарит нам прекрасный паттерн поведения: слишком активные пассионарии «выплескиваются» из границ обитания своего этноса вовне, в другие сопредельные ландшафты, населенные другими этносами.
Ремарка: Пассионарность - это социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью (пассионариев), имеющих непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки.
Раз уж речь зашла о теории Гумилева, отмечу, что в его классификации уровня пассионарности есть место и людям, которым свойственен поиск удачи с риском для жизни (колониальный солдат, отчаянный путешественник).
Нулевой уровень пассионарности - тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту. Чуть выше этого уровня - люди, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни. А затем идут «ловцы удачи», способные рискнуть жизнью ради получения выгод.
Куда же из настоящего могут выплеснуться люди с не очень сильным пассионарным вектором, которым и приключений хочется и дома сидеть удобно?
Мне кажется ответов несколько:
- фантастическое моделирование ближайшего и не очень ближайшего будущего землян и человеческой цивилизации (произведения писателей-фантастов, фильмы), в том числе и космические путешествия;
- фантастическое моделирование альтернативных историй развития, вот на развилке повернули не в ту сторону, которая общеизвестна по учебникам истории, а чуть-чуть влево, вправо, наверх, и понеслось... Пример персонажей: Индиана Джонс (
пост 1,
пост 2), Лара Крофт, Капитан Немо;
- путешествия во времени, по линии прошлое - настоящее - будущее (возможное или предрешенное), например, фильмы «Гостья из будущего», «Назад в будущее»;
- онлайн- и компьютерные игры, намешанные в произвольной пропорции из предыдущих трех пунктов с вариабельностью сюжета, отданной на усмотрение игроков.
Общий момент - миры придуманные.
Во всем этом огромном пласте отмечу советскую фантастику 1960-х годов, отдельно в ней Мир Полудня братьев Стругацких (
статья в Википедии), где в светлом будущем «победа коммунизма и технологические достижения Земли решили проблему нехватки ресурсов и избавили людей от необходимости изнурительного труда, окончательно разрешены основные экономические, социальные и экологические проблемы, господствует материальное изобилие без перепроизводства и загрязнения окружающей среды. Появились технологии межзвездных перелетов, освоение далеких планет стало в порядке вещей. Установлены контакты с внеземными цивилизациями. Мировоззрение людей изменилось кардинальным образом. Труд на благо общества считается естественной обязанностью и потребностью каждого». В этой вселенной космические путешественники по вектору своей деятельности являются воплощением архетипов Искателя-Землепроходца и Славного Малого.
С советских 1960-х общая тревожность в обществе возросла. Будущее уже не кажется столь безоблачным. Человеческой цивилизации угрожают многочисленные опасности, названные или нет (описанные или поданные как уже случившееся зло). Я про постапокалиптику, описывающую мир, переживший глобальную катастрофу. Жанр родился в конце XIX - начале XX веков, оформился после Второй Мировой войны, но набрал силу в последующие десятилетия с развитием зрелищных спецэффектов в киноиндустрии.
Статья в Википедии.Прекрасными иллюстрациями будут фильмы «Дорога», «Безумный Макс», «Книга Илая», «Я - легенда», «Водный мир» и их литературные прототипы.
Стоит выделить отдельно такое направление как зомбиапокалипсис («28 дней спустя», «Обитель зла», сериал «Ходячие мертвецы»).
Во всей постапокалиптике, на мой взгляд, к архетипу Искателя-Землепроходца будет подмешан архетип Изгоя в том или ином из его проявлений; в ряде случаев - архетип Воина. Про эти тандемы нужно бы более детальные посты написать.
кадр из мультфильма «Девять» (2009), постапокалиптичный мир без людей, ститчпанк
Альтернативные реальности с их мирами - весьма многогранные творения. И, выбирая себе для ролевого гардероба персонаж белого эльфа, орка или палладина, можно вывалиться из Искателя-Землепроходца в другие архетипы. Напоминаю, все искатели и землепроходцы - герои истории-путешествия.
Градация историй:
1. Древнее, далекое прошлое и все времена, когда сложно указать время - Героический эпос, легенды (Геракл, Одиссея, Витязь в тигровой шкуре и пр.); сюда всю эпопею Толкиена.
2. Не далекое прошлое, обозримое - первооткрыватели, исторические персонажи, мифологизированные реальные персонажи или придуманные, вписанные в описанную историю человечества люди.
3. Спортсмены-экстремалы; путешественники-первооткрыватели для себя (национальные парки, туристы и пр.) различного масштаба, Федор Конюхов, как пример; на стыке спорта и путешествий спортивное ориентирование; современные ученые
4. Будущее - персонажи из ненаступившего времени, путешественники во времени, астронавты.
Федор Конюхов
Хм, так много получилось мужских персонажей :)
На этом пока остановлюсь.