За окном почти всю ночь шумел трамвай, примерно до часа ночи и с пяти утра. Кофемашину я тоже так и не освоила: кофе получался холодным и словно недоваренным. Но за эти двери-окна и вид из окна я была готова простить все)
Планов на день было множество, а метро, классическое европейское, темное, с низкими потолками и кафелем, нам, естественно, не понравилось. Поэтому до первого пункта нашего маршрута - Ватикана (B) - мы решили отправиться на автобусе.
По-прежнему, (А) - наш отель, и, по-прежнему, все фото кликабельны: при повторном клике увеличиваются до вполне комфортных размеров.
При выборе отелей я руководствовалась двумя главными моментами: близость к метро и вокзалу и бесплатный wi-fi. Наслаждаясь вторым моментом утром второго дня (уж первым-то я все время наслаждалась), я разыскала в интернете
сайт римского общественного транспорта, отметила начало и конец пути и получила нужные мне номера автобусов и веток метро (все совпало с реальностью в отличие от гугл-маршрутов по Москве).
На площади перед вокзалом Термини располагалась большая автобусная станция. Билеты предусмотрительно были куплены в киоске у живого человека, а не автомата. Один билет стоит 1 евро и годится для однократной поездки в метро или многократных пересадок на автобусе-трамвае на протяжении 75 минут с момента его компостирования (в Италии вообще любят компостировать все билеты и называют это validation). Войти можно в любую дверь. Валидаторы (у нас они так называются ведь?) точь-в-точь наши, желтые, расположены внутри автобуса. Хочешь - компостируешь, не хочешь - Бог тебе судья. Правда, пугают штрафами и контролерами, но мы так ни одного и не увидели.
Кстати, в Греции в 2009 году такая же система была в метро, уж не знаю, есть ли прямая связь, но Греция сейчас сами знаете в каком положении.
Автобус под завязку набился итальянцами, позади меня уселись два молодых человека, один - ну просто вылитый Цискаридзе - без умолку тараторил на английском со своим другом.
Мы вышли из автобуса на улице Примирения (D) - Via della Conciliazione, откуда открылся прекрасный вид на Собор Святого Петра (B), куда, собственно, мы и поспешили, смешиваясь с туристами из разных стран.
В Ватикане мы были с экскурсией 4 года назад. Чтобы посетить его музеи и сады в этот раз, надо было заказывать билеты заранее и платить немалые деньги, а у нас, я напомню, была намечена и без того обширная программа. Поэтому решили ограничиться Собором Святого Петра и покорением его верхушки - отличной смотровой площадки Рима.
Очередь перед рамками металлоискателя - движется довольно быстро.
Собор Святого Петра - католический собор, самое крупное сооружение Ватикана, самая большая христианская церковь в мире до 1990 года (в 1990 году его превзошел собор Нотр-Дам-де-ла-Пэ столице африканского государства Кот’д Ивуар, возведенный по образцу Собора Святого Петра). Он занимает площадь в 22067 м2. Высота собора 133 м, длина с портиком - 211,5 м.
На месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II продолжил строительство собора. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана, Карло Мадерно, Виньола. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.
Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором и колоннаду, ее обрамляющую
Швейцарская гвардия - самая старая армия мира, сохранившаяся до нашего времени. Высокие красавцы (рост не менее 174 см) не только охраняют все входы и выходы Ватикана, Папские часовни и Апостольские дворцы, но и участвуют во всех церемониях и мероприятиях, приводимых в карликовом государстве, а также "работают на выезде" - сопровождают понтифика во всех зарубежных поездках. Почему же именно швейцарцы? Во-первых, итальянцы, зная себя и собственную страсть к заговорам, интригам, отравлениям и прочему, не очень-то доверяли соотечественникам. А прямодушные швейцарцы в этом отношении были как раз то, что надо. Вo-вторых, швейцарцы были очень хорошими воинами, об их меткости всегда ходили легенды.
Швейцарцы участвовали во многих знаменитых сражениях, в одном из которых их товарищем по оружию был Джуллиано делла Риверо, ставший впоследствии папой Юлием Вторым. 22 января 1506 года 150 швейцарских гвардейцев были приглашены на прием в папскую резиденцию, где получили папское благословение.
6 мая 1527 года, когда Рим подвергся неслыханному нападению германо-испанских войск, Швейцарские гвардейцы, не дрогнув, отдали свои жизни за спасение Папы, которому угрожала смертельная опасность, при том, что из Большого Совета Цюриха пришел приказ возвращаться домой. По подземному ходу они вывели его под защиту крепких стен замка Ангелов. С тех пор именно в этот день 6 мая новые рекруты швейцарской гвардии принимают торжественную присягу на верность понтифику, три поднятые пальца - символ Святой Троицы.
Также на все готовы были гвардейцы и в 1943 году, когда в Рим вошли немецко - фашистские войска. Они, переодевшись в полевую форму, заняли круговую оборону, готовясь защищать вверенную территорию до последнего патрона. Опасаясь большого шума, Германия "сдала назад".
Им приходилось выполнять представительские функции, давать справочную информацию и следить за порядком, в частности, на их счету "изгнание" из собора Святого Петра Майкла Джексона, не пожелавшего снять при входе свою знаменитую фетровую шляпу.
Если верить легенде, их форму придумал великий Микеланджело, а к буфам на рукавах "приложил руку" сам Рафаэль. На самом деле, потрясающие костюмы для своих подчиненных придумал, а точнее разработал в 1910-1921 гг. тогдашний командир гвардии Жюль Репон.
Сейчас под эти знаменем около 110 человек. Это только швейцарские граждане; официальный язык гвардии - немецкий. Все гвардейцы католики, возраст новобранцев - от 19 до 30 лет. Минимальный срок службы - два года, максимальный - 20 лет. Им запрещено носить усы, бороду и длинные волосы. Кроме того, в гвардию принимают только холостяков. Жениться они могут только по специальному разрешению, которое выдаётся тем, кто прослужил более трёх лет и имеет звание капрала, причём их избранницы обязательно должны придерживаться католического вероисповедания. Месячное содержание невелико - около 1000 евро.
Продолжение статьи... На крышу собора нас домчал лифт.
Поднявшись по лестнице, на которой я сижу, мы попали на балкон, устроенный по периметру купола, огороженный решеткой. Простым смертным весь балкон обойти нельзя, он перегорожен, пускают ровно на половину круга.
Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м.
Вышли с балкона в другую дверь и стали подниматься еще выше. Лестница шла вдоль оболочки купола, была очень узкой, глянцевые кафельные стены шли под наклоном. Несмотря на мою улыбку, подниматься было жутковато, страдающим клаустрофобией вход туда, по-моему, должен быть запрещен. Только окна с красивыми видами немного спасали положение.
Винтовая лестница - уже на последнем издыхании и... вот она, панорама вечного города!
Железная дорога с ж/д станцией Ватикана - Ferrovia Vaticana
Территория Ватикана, двор Пинии (сосновой шишки). Скульптуру-шишку нам как раз не видно, а вот золотой шар - видно. Шар меньшего размера внутри большого означает планету Земля, большой шар вокруг нее - Вселенную, которая неразрывно связана с Землей. Человечество, разрушая своими действиями планету, разрушает всю вселенную, тем самым, неизбежно ведет к гибели и себя. Поверхность шара намеренно сделана зеркальной, чтобы каждый смотрящий на него увидел свое отражение, почувствовал себя неотъемлемой частью скульптуры и соответственно изображенного с помощью нее действия. Внутри шаров показаны сложные, малопонятные человечеству механизмы этих двух неразрывных объектов - сложных систем. Скульптура вращается по горизонтальной оси, лишний раз, подчеркивая вложенный в нее смысл. Достаточно большой размер скульптуры (4 метра в диаметре) - показывает, насколько велика и необъятна вселенная, насколько, по сравнению с ней мал человек, но насколько разрушительную деятельность он ведет.
Площадь Святого Петра
В обратный путь
Смотрим на фасад Собора и заходим внутрь
Поглядели, зарядились атмосферой, отдохнули, выходим
Бросив последний взгляд на площадь Святого Петра, идем на мост Витторио Эмануэля (С на карте ниже) и смотрим на Замок Святого Ангела.
Набережные в Риме крайне популярны для занятий спортом, римляне совершают пробежки вдоль Тибра и отжимаются и растягиваются на старинных лестницах.
Мост Витторио Эмануэля (C) - на фото ниже.
Уличные артисты, неотъемлемая часть не только Барселоны, но и Рима.
Вид на замок Святого Ангела с моста Святого Ангела (D)
В 130 г. н.э. стареющий император Адриан построил новую усыпальницу для себя и своих потомков на другом берегу Тибра и мост, соединивший мавзолей с местом, где начиналась погребальная церемония. С 217 года на протяжении 60 лет усыпальница была заброшена, а в конце III в. н.э. для защиты города от варварских набегов император Аврелиан возвел крепостные стены, в которые был включен мавзолей Адриана, ставший бастионом. Существует предание, что, когда заканчивались метательные снаряды, горожане сбрасывали на головы нападавших мраморные статуи, некогда украшавшие мавзолей.
Свое нынешнее название - Замок Святого Ангела - сооружение получило в 590 г. В Риме свирепствовала страшная эпидемия чумы, ежедневно уносившая множество жизней. Папа Григорий Великий принял решение пройти по улицам города крестным ходом. Когда возглавляемая понтификом процессия вступила на мост Элио, глазам молящихся явился ангел. Посланник небес, паривший над императорской усыпальницей, вкладывал меч в ножны, что было истолковано как окончание божьего гнева. Эпидемия действительно вскоре прекратилась, и на крыше бывшего мавзолея, за которым закрепилось новое название, позже была установлена статуя ангела. С X по XV в. Замок Святого Ангела переходил из рук в руки во время кровавых междоусобиц, в XV в. сооружение перешло в собственность римской католической церкви, было реконструировано и на протяжении веков служило надежным убежищем для Пап в случае угрозы со стороны врагов внешних и внутренних. Для того чтобы Папа и его верные соратники могли быстро и беспрепятственно покинуть Ватикан и укрыться в крепости, сооружения соединил коридор - виадук, прочная и высокая каменная стена, по поверхности которой могла свободно проехать запряженная повозка.
Со временем некоторые помещения первого этажа и подземелья замка стали использоваться в качестве тюремных камер. Среди узников Замка Святого Ангела были Галилей, Джордано Бруно, граф Калиостро. Здесь разворачивается действие оперы Пучини "Тоска".
Далее мы углубились в Рим в поисках площади Навона и храма всех богов - Пантеона.
Подходило время обеда, маленькие кафе заманивали своими меню, но мы решили покушать рядом с достопримечательностью, что, безусловно, означало несколько более высокие цены.
Самое популярное блюдо в итальянских кафе, конечно же, пицца и паста, далее идут салаты, реже можно отыскать ризотто или мясо/ рыбу с гарниром. Цены за одно блюдо варьируются от 7 до 12 евро в обычных городских кафе - пиццериях и пастицериях.
Мы остановились для "дозаправки" в северной точке площади Навона (Е), на фото она позади меня
Карбонара оправдала ожидания. Брускетту я надеялась увидеть запеченной с сыром, но и это было неплохо. А вот салат по имени Vegetable dish крайне удивил, в России все же привыкли относить картофель больше к гарнирам.
Молодой официант имел совершенно славянскую внешность и немного говорил по-русски, пытался уговорить добавить в томатный сок водки, делал комплименты, но на вопрос "из какой вы страны?" смутился, ответил, что не говорит по-русски и убежал.
Площадь Навона показалась похожей на Монмартр своими уличными кафе и художниками. Она была устроена на месте бывшего спортивного стадиона. На ней находится фонтан Четырех рек.
И пошли мы дальше по узким старинным улицам с велосипедами и мотоциклами к Пантеону (F).
Пантеон - одно из самых замечательных римских зданий. Высота ротонды равна ее диаметру - 43,3 м. Много позже конструкцию купола Пантеона изучал сам Микеланджело, работавший над зданием собора Св. Петра.
В Античности под отверстием в куполе Пантеона был установлен церемониальный алтарь, на котором сжигали жертвенных животных.
В 609 году византийский император Фока подарил Пантеон папе Бонифацию IV, который освятил его как церковь Божьей Матери и всех мучеников. Позже, в XIV-XVI веках, здание использовалось в качестве оборонительного сооружения. Лишь в эпоху Ренессанса Пантеону был возвращен былой блеск. Реставрацией храма руководил Рафаэль; в 1520 году он, согласно своему распоряжению, был здесь похоронен.
В первой половине XVII века, при папе Урбане VIII (в миру - Маффео Барберини), портик Пантеона был разобран; часть бронзы, извлеченной из балочных перекрытий, использовали для сооружения балдахина над алтарем храма Св. Петра, другая - большая - пошла на отливку пушек для замка Св. Ангела.
Горожанам разорение Пантеона пришлось не по душе - они отреагировали на распоряжение папы ехидной репликой «Что не сделали варвары, сделали Барберини» (соль насмешки - в созвучии слова «barbaro» - по-итальянски «варвар» - с фамилией папы).
С момента объединения Италии Пантеон был местом погребения королей. Здесь находятся могилы Виктора Эммануила II и Умберто I, а также королевы Маргариты.
на площади перед Пантеоном Одри Хепберн не только жевала, но и курила!
Ну а мы, тем временем, снова очутились на via del Corso
и обнаружили совершенно чудесный дворик какого-то музея, в него едва проникало почти весеннее солнышко, и лимоны светились в его лучах
Мы прошагали по площади Венеции мимо Витторио Эмануила
к Капитолийскому холму, забрались на него, оказавшись на площади Капитолия перед дворцом Консерваторов.
Обошли дворец справа и остановились, разглядывая развалины Форума.
Римский форум - это площадь в центре древнего Рима вместе с прилегающими строениями, место, вокруг которого развивалась римская цивилизация. Важнейшие постройки города были расположены или на Форуме, или неподалеку от него. Форум застраивался на протяжении всей долгой истории древнего Рима и сегодня включает в себя руины зданий, построенных в эпохи с различными политическими устройствами, сменявшимися в Риме с течением времени.
поприветствовали волчицу, вскормившую Ромула и Рэма
и, наконец, отправились восвояси.
Уже стемнело, на улицах зажигались фонари, трамвай с грохотом катался под нашими окнами, заканчивался второй день путешествия.
День три