Мы обращаемся к прошлому, чтобы понять корни настоящего и увидеть на примере предшественников, куда ведут дороги, начавшиеся до нашего рождения. В истории IBM есть эпизод, заинтересовавший меня задолго до торжеств по поводу столетнего юбилея компании: появление первой женщины-вице президента в 1943-ем году. На днях я закончила читать ее мемуары, и хочу поделиться не только тем, кем была Рут Лич Амонетт, но и тем, каким я увидела общество, в котором мы жили, и компанию, в которой мы обе работали с разницей в пол-века, через ее воспоминания.
9-ого февраля 1946 в вашингтонском отеле Мэйфлауэр пятисот почетных гостей собрались на ужин в часть вручения президентом Гарри Труменом наград Национального Пресс-клуба 11 женщинам за их выдающиеся заслуги. Министр труда Л.Б. Швелленбах повернулся к своей соседке за почетным столом Трумена и членов его кабинета и спросил:
- Вы чья-то секретарша?
Рут Лич была настолько оскорблена, что просто кивнула, решив, что он не заслуживает ответа. Так что весь остаток вечера Швелленбах проговорил с соседкой слева, грубо игнорируя Рут, пока президент не объявил о ее заслугах. " Тут уж он захотел моего неразделенного внимания", - пишет Рут в своих мемуарах. - "Он его не получил".
Ей было 29 лет. За два года до этого она стала первой женщиной - вице-президентом крупной американской корпорации. За неделю до награждения у нее нашли туберкулез и дыру в легком.
Рут выросла в Сан-Франциско, и ее первой работой после колледжа в 1939-ом году была демонстрация печатных машинок IBM на выставке. Для демонстрации особых возможностей нового оборудования требовалось печатать со скоростью 120 знаков в минуту - когда девушки начинали тренироваться, они едва выбивали 50. Когда счет доходил до 90, над клавиатурой устанавливали стекло, препятствующее вертикальным движениям кистей. Именно так отрабатывали трюк, поражавший в дальнейшем заказчиков: на запястья ставили стаканы с водой, и машинистки набивали текст, не разлив ни капли. Выставка шла почти год, и Рут вспоминает, что продавцы относились к девушкам как к коллегам, помогали тренироваться и охотно включали их в вечерние обсуждения планов продаж, вот только сигарный дым в комнате был таким густым, что редко удавалось досидеть до конца беседы. Судя по всему, прибыльность печатных машинок была высока: выполнявшие план продаж награждались поезкдой в Европу.
По окончании выставки IBM предложила девушкам-демонстраторам работу, и Рут переехала в Эндикотт, где располагались штаб-квартира и завод компании, учиться обслуживать технику и обучать ей заказчиков. При штаб-квартире имелись жилые помещения для студентов, а также гольф-курс и спортивные площадки для работников IBM. Компания тогда была совсем маленькой по сравнению с нынешними 400 тысячами человек, и куда более патерналистской. Ее глава Томас Вотсон старший считал, что личное внимание порождает лояльность и делал немало, чтобы сотрудники чувствовали себя почти что членами семьи. Например, он и его жена пригласили всех девушек, проходивших обучение, провести рождество с их семьей, даже задержав из-за этого свой сезонный отъезд из Нью-Йорка.
Офис в Атланте, куда Рут отправилась после обучения, состоял всего из трех человек "в штабе" - включая телефонистку - и 5-6 человек в продажах. Сегодня он в тысячи раз больше. Рут сменила женщину, выходившую замуж - до войны замужние женщины не работали. Этот мелкий фрагмент ее биографии так и будет повторяться, признак века и вечное де-жа-вю - вплоть до ухода из компании.
Атланта была американским Югом. Югом, где в тридцатые годы процветала сегрегация, и где традиционное общество настороженно относилось к чужакам. Рут училась пить ненавистную ей кока-колу (штаб-квартира Кока-Колы находится в Атланте, и любая встреча начиналась с этого ненавистного для девушки напитка) и, главное, говорить с южным акцентом, растягивая начало слова. В первые месяцы ее калифорнийское произношение доставляло ей немало проблем. Слушатели специально задавали ей вопросы, чтобы послушать, как смешно с их точки зрения, она разговаривает. Но главное, что усложняло ее жизнь - это полное одиночество. В традиционном, расслоенном и сегрегированном обществе Атланты с чужаками обращались вежливо, но их не приглашали ни играть в теннис, ни пить чай, ни танцевать. Рут провела немало одиноких выходных прежде чем калифорнийские друзья не представили ее письмом почти год спустя своему приятелю, вернувшемуся в Атланту после десятилетнего перерыва. Тут уж Майк ввел ее в свой социальный круг и помог завязать знакомства - и даже сделал предложение, узнав, что она возвращается в штаб-квартиру, но замужество не входило на тот момент в ее планы.
Так как офис был невелик, то на плечи Рут легло немало представительских и организационных функций, в частности, помощь в организации обедов с Вотсоном, навещавшим Атланту. Во время одного такого мероприятия они поспорили: он поинтересовался, чему она учит в первую очередь, технике или приложениям, тому, как ее использовать. "Сервисник"- Рут настаивала на том, что в первую очередь надо показывать, как устроена машина. Вотсон же, делавший ставку на "бизнес" заказчиков полагал, что в первую очередь надо говорить о приложениях. Напомню, что в те времена IBM поставляла три вида машин: бухгалтерские машины, считывавшие информацию с перфоркарт (на которых, кстати, компания делала немалую прибыль), электрические пишущие машинки и счетчики времени . Машины не продавались заказчикам, а сдавались "напрокат" (lease), при этом клиенты получали бесплатное обслуживание. Отсюда - армия "сервисников", занимавшая установкой и поддержкой техники, в которую в конце тридцатых годов стали набирать немало женщин. Позднее, в военное время, женщины составляли большинство - и некоторые из них даже заменили мужчин, ушедших на фронт, в области продаж. Рут как раз занималась обучением заказчиков пользованию техникой. Через два с половиной года в Атланте получила приглашение вернуться в штаб-квартиру в Эндикотте учить "летний" класс будущих сервисников. Она считала, что именно спор с Вотсоном помог ей выделиться из толпы - он не привык, чтобы с ним спорили, и с уважением отнесся к молодой женщине, посмевшей публично с ним не согласиться.
В штаб-квартире в Эндикотте тогда было всего несколько сот человек. С началом военных действий Вотсон запустил производство оружия и в дальнейшем построил новый завод в Пукипси, чтобы не смешивать производство аммуниции и ключевого оборудования на первом заводе в Эндикотте. Он понимал, что со вступлением Америки в войну придется больше полагаться на участие женщин в производстве и обслуживании. А потому в начале сороковых было создано подразделение, называвшееся Women System Services (Женский Системный Сервис), главу которого и сменила Руфь, отучив летний класс. Заменила, потому что прежняя руководительница подразделения собиралась замуж. Замечу, что при размере участия женщин в работе компании в сороковые годы странно не то, что Рут стала вице-президентом, а то, что она одна получила такую высокую должность. Тем не менее, это тоже показатель времени. Американское общество уже приняло необходимость участия женщин в рабочей силе, но еще не в руководящей работе, и им по-прежнему платили меньше, чем мужчинам, независимо от занимаемого положения или производительности.
Как я уже писала, одной из интересных деталей мемуаров является непривычный для нашего времени патернализм. Вотсон, работавший до создания IBM у Джеймас Паттерсона в National Cash Register во многом позаимствовал его методы. Так, отправляясь по делам в Нью-Йорк, Паттерсон брал с собой пару работников продаж, и обязательно заходил с ними в дорогой магазин, где покупал им по костюму. Однажды, приехав в Рочестер, НЙ с Рут и ее коллегой, Вотсон сделал то же самое. Проходя мимо дорогого магазина в холле отеля, он попросил жену зайти туда с девушками и купить обеим по костюму. Другой интересный случай связан с холодной зимой в Эндикотте. Рут, руководившая обучением, сотней сервисниц, пожаловалась как-то за ужином с руководителями компании, что девушки мерзнут в крыле общежития при штаб-квартире. Вотсон тут же велел ей поехать в Нью-Йорк и закупить в универсаме Мейсис двести пар теплых пижам - по две на студентку. При чем отправил с ней вместе в помощь вице-президента по связям с общественностью - единственный раз, ехидно замечает Рут в мемуарах, когда этот суровый мужчина оказался в отделе женского белья. Девушки настолько обрадовались подарку, что надев их поверх обычных брюк и свитеров явились после классов со свечками в руках к кабинету Вотсона, распевая песни. Тот очень обрадовался их появлению, так что пение переросло в спонтанную вечеринку. На беду, в штаб-квартире в этот день присутствовала пресса. Рут уже тогда обладала и консерватизмом, и предусмотрительностью, присущими ее стилю руководства позже, в годы вице-президентства. Просчитав, что наличие одежды под пижамами будет непросто объяснить газетам, она попросила отдел связей с общественностью срочно конфисковать фотопленку. Еще один признак времени: репортеры не настаивали на свободе слова.
продолжение следует ******************************
(с) karial
Страницы моей книги "Вверх! Практический подход к карьерному росту" на
сайте МИФ и на
Фейсбук - присоединяйтесь!