К нам в класс приходил СЕО JetBlue. Надо сказать, что давно меня люди не поражали в корпоративной Америке - я имею в виду, приятно не поражали.
Предыстория. Как известно, фактически единственной прибыльной американской авиащлинией в последние двадцать лет была и есть SouthWest.Хрестоматийный случай, во всех бизнес школах оскомину набивший, этакий Вол-март авиалиний: дешево и сердито. Без предписанных мест, без еды-питья, по местным маршрутам и дешевым аэропортам, используя самолеты одной модели дабы ремонт-поддержание-проверка перед рейсом дешевле были. И безумно дешевые билеты, рассчитанные на тех, у кого обычно альтернатива - автобус или машина, а не другие авиалинии.
Так вот, Давид Нилиман (Neeleman) создал авиалинию фактически "по образу и подобию" в Юте, продал ее SouthWest за 25 миллионов. Ему было 32 года. Единственный раз, когда SouthWest купил другую компанию, но надо сказать очень успешно - полная и безболезненная интеграция. Нилман подписал non-compete и стал вице-президентом, его по началу в преемники СЕО прочили. Однако, не сиделось мужику спокойно - начал мутить спокойную водичку, выступать с десятком рац-предложений в месяц и объяснять, привыкшим к тихой жизни, гордым и довольным управляющим SouthWest, где они теряют или скоро будут терять деньги. И как лучше. Говорят, не мог спокойно сидеть на корпоративных митингах - нервно рисовал на бумажке DSW: don't say a word. <Не произноси ни слова>. Они нашли, как лучше - уволили его через 7 месяцев.
Cвязанный соглашением о неконкуренции, он не мог двинуться в авиацию - организовал компанию по технологии заказа авиа-билетов через Интернет. А потом продал ее HP и организовал JetBlue.
JetBlue отличается от SouthWest, как Таргет от Уолл-Марта: попытка предложить не только низкую цену, но и максимальное удовольствие от полета. Первые сделали кожаные кресла - стоят в два раза дороже, но и служат в два раза дороже, а главное моются (СЕО однажды летел в кресле со следами мочи) . Телевизоры с каким-то сильно двузначным числом программ в каждом. Новые -европейские - самолеты: помимо высокой амортизации еще и качество сервиса (больше места) плюс экономия топлива и на 20 кресел больше, чем в Боинге. Как и в SW - одна модель самолетов, что дает быстрый оборот между рейсами. Заказ билетов через телефонисток-надомниц в Юте. Льготные договора с рядом аэропортов, начиная с JFK (полет вне пиковых часов, обслуживания ранее недообслуженных маршрутов, типа Рочестера). Использование технологий везде, где только можно - первые ввели электронные билеты, план полета файлится пилотом с лаптопа, а не 15-ю клерками в печатном виде и т.п. И, одна из главных черт - кадровая политика.
Зарплаты пилотов ниже, чем во всей индустрии. Зато есть опционы - и акции продолжают расти. Пилоты имеют лаптопы и не возятся с бюрократией - у нас в классе два бывших пилота, говорят, это имеет значение. Равно как и стабильность работы, что редко в индустрии. При этом пилоты помогают после рейса убирать самолет, чего не допустил бы ни один профсоюз. Потому что главное: до сих пор JetBlue не охвачен профсоюзами. Никакими.
У них очень сложный путь отбора персонала - разработана система признаков и ценностей, людей тестируют, проверяют references, и т.д. Созданы гибкие условия компенсации - например, несколько способов оплаты для стюардесс, один - для подрабатывающих студенток (в частности, компенсация жилья, позволяющая жить в НЙ, меньше часов) , другая - для работающих мам, дающая возможность иметь одну ставку на двоих и гибко делить время, и т.д. И еще у них нет увольнений - даже если компания не приносит прибыль в квартал - но об этом позже.
За счет всех этих мер они держат самолет в воздухе на несколько часов в сутке больше, чем остальные линии, добиваясь колоссальной экономии.
Это предыстория - теперь про их СЕО.
Эпизод 1.
Он часто летает - разносит со стюардессами голубые чипсы и распрашивает пассажиров, что не так.
- Многие не хотят есть чипсы, потому что сидят на низко-углеводной диете. Орешки (peanuts) мы сразу решили исключить - из-за аллергий со смертельными последствиями. Оказывается, миндальные орехи их фактически не вызывают - я нашел поставщика миндаля в закрытых упаковках по 40 центов, позвонил с борта нашей начальнице поставок, пусть прорабатывает....
- Грузили мы тут с грузчиками чемоданы и долго мучились рассматривая, где время вылета, чтобы более срочные сначала погрузить. Я позвонил <название отдела>, попросил, чтобы они изменили систему маркировки и отныне большими цифрами на наклейке время вылета печатали.
- Я был на брифинге работников погрузки - брифинг отвратительный, вода в кулере -теплая, тележку с холодными напитками (мы в жару выставляем) поздно привезли....<рассказ о разборке с ответственным>
Его спрашивают:
- Вот вы летаете, грузите - когда же вы управляете компанией?
- А вы думаете, управлять компанией - это на митингах сидеть? я набрал сильнейшую команду, они лучше меня справляются каждый со своей областью.
Эпизод 2.
- Да, у нас нет увольнений
- You cannot be fired?
- You can be fired - you cannot be laid off ("вас могут уволить за что-то - но не по сокращению штатов")
Самый дурацкий вопрос мне задал МБА в Йеле, когда я там выступал - говорит, а не является ли это несправедливым по отношению к акционерам? Я ему ответил, что по отношению к акционерам справедливо иметь компанию, где людей уважают, а не увольняют-нанимают едва квартальные цифры не сошлись. Я лучше переживу падение прибыли и акций на пару кварталов, но сохраню уважение к людям, на которых стоит эта компания, если они не нужны в том месте, где работают - это моя задача найти им другое применение. Мы слишком тщательно отбираем людей, чтобы ими кидаться.
Эпизод 3.
Зарплата СЕО в JetBlue 200 тысяч. Дэвид Нилиман сдает ее целиком в фонд помощи работникам компании на всякие непредсказуемые случаи. Приводил примеры - у одной женщины дом сгорел, выдали грант на дом и мебель; у другой, телефонистки-надомницы, погиб ребенок, нужны были деньги на похороны. Он не имеет опционов и премий.
- Мне кажется, нет ничего более безобразного, чем копить и выставлять богатство. Мне крайне неприятен СЕО Оракла, как его, Олсен. Я понимаю, мне легко говорить, имея 25 миллионов от продажи первой компании и пары сотен миллионов до которых выросло мое первоначальное вложение в JetBlue. Но я не призываю людей, живущих на зарплату отказаться от денег - я просто считаю, что это безобразно, когда начальство получает безумные премии, членство в клубе, летает на вертолете на переговоры с профсоюзами о сокращении медицинских страховок.
- Я не собираюсь унести с собой деньги в могилу или оставлять их детям. У меня девять детей. Я хочу, чтобы они получили хорошее образование - и все. Я не хочу увеличить общество на девять deadbeats (буквально - мертвецки ленивых, неспособных к деятельности).