Охота за чудо-оружием Третьего рейха Во время Второй мировой у немцев появились научно-технические достижения, полностью менявшие характер войны. Первый реактивный боевой самолет «Мессершмитт» Ме-262 обкатали 18 августа 1942 года, выпустив до конца войны 1930 машин. Кроме того, были и другие типы реактивных самолетов. Были еще ракеты разных классов. С 1943 года Германия топила корабли высокоточным управляемым оружием - планирующей бомбой Fx-1400 (дальность 7 км, бронебойная боеголовка 320 кг) и противокорабельной ракетой Hs-293 (18 км, боеголовка 550 кг). Крылатая ракета Fi-103 («Фау-1») несла на дальность до 300 км 800 кг триалена (вдвое мощнее ТНТ), не уступая по силе взрыва американскому «Томагавку». Немцы выпустили по противнику 22329 Fi-103 стоимостью всего 3500 рейхсмарок за штуку. С 1943 года серийно выпускалась первая в мире баллистическая ракета А-4 («Агрегат-4»), известная как «Фау-2». По Лондону, Антверпену, Брюсселю и Льежу выпустили 6322 ракеты (38000 марок за штуку), каждая содержала 1 т триалена с дальностью стрельбы 330 км! Защиты от них не было: поднявшись на высоту 90 км, они били быстрее звука и появлялись внезапно, как гром среди ясного неба. В 1944 году они поднимались уже на высоту 188 км. Дозревала двухступенчатая А-9 дальнего действия для удара по США (первый успешный старт 27 января 1945 г.). Ракетоплан «Серебряная птица» в проекте мог летать на 23000 км, выходя в космос с бомбовой нагрузкой 8 т.
Ракетные центры
Главным центром разработки и испытания ракет был полигон Пенемюнде с численностью персонала около 15 тысяч человек, построенный в 1937 году на острове Узедом в Балтийском море. Командовал им талантливый ракетчик генерал Дорнбергер. Главным конструктором был знаменитый Вернер фон Браун. Здесь были стартовые позиции, бункера управления пуском, средства контроля по всей трассе полета, гигантские стенды для огневых тестов на тягу от 100 кг до 100 т, крупнейшие в Европе аэродинамическая труба и завод жидкого кислорода, суперсовременные по тем временам КБ.
17 августа 1943 года 597 английских «Ланкастеров» сбросили на объект 1500 т бомб.Немцам удалось сбить 47 из них, но 735 человек погибли, в т. ч. главный конструктор ракетных двигателей д-р Тиль и другие ведущие специалисты. Но полигон продолжил работу, и 29 октября 1944 года Дорнбергер и фон Браун получили от фюрера Рыцарские кресты с мечами за эффективность ударов А-4 на Западном фронте.
Производство ракет - завод «Дора-Миттельбау» - находилось под землей в центре Германии, горном районе вблизи г. Нордхаузен/Тюрингия. В горе Кокштайн силами пленных были прорублены четыре сквозные штольни длиной 3 км, соединенные 44 поперечными штреками; каждая была отдельным сборочным производством. Поезд заходил в нее с одной стороны с сырьем и выходил с другой стороны с готовой продукцией. В двух штольнях с 1942 года серийно выпускались турбореактивные двигатели БМВ-003 и ЮМО-004. В третьей с 1943 года шло массовое производство «Фау-1». В четвертой, шириной 15 м и высотой 25 м, делали ракеты А-4.
Восточный фронт разваливался; 14 февраля 1945 года в Пенемюнде стартовала последняя ракета. Все оборудование и архивы упаковали в ящики с индексом EW («Электротехнический завод»). Автоколонны и эшелоны увезли ценный груз с острова в Тюрингию. Уникальная техника и результаты 13 лет работы были спрятаны в штольнях завода «Дора» и калийных шахтах. Главные ракетчики во главе с Дорнбергером и фон Брауном ушли в Альпы, персонал разбежался. Но завод продолжал работать на полную мощность до мая 45-го, производя до 35 ракет в день.
«Охотники за головами»
Разгромленной репрессиями 37 года советской разведке можно простить ее неведение размаха нацистских работ. Но и западные спецслужбы проморгали тайну, о которой знали десятки тысяч немцев. Заказы выполняли десятки фирм. Ракеты взлетали уже с 1940 года. Лишь в 43-м французы создали спецслужбу «Марко Поло» для разведки высоких технологий Третьего рейха. Информация передавалась США и Великобритании. А те вскоре и сами начали охоту за секретами рейха, пустив в авангарде своих войск спецгруппы для захвата «железа» и специалистов по ракетам и авиатехнике.
В ноябре 1944 года объединенный комитет начальников штабов США создал «Комитет промышленно-технической разведки» с целью поиска в Германии технологий, «полезных для послевоенной американской экономики». Спецотдел разведки ВВС по сбору и анализу авиатехнической информации (Air Technical Intelligence, ATI) составил список немецких самолетов, которые требовалось захватить. Мобильные вооруженные подразделения, включавшие пилотов/техников, разыскивали и эвакуировали технику, персонал, архивы. Операцию назвали LUSTY (Luftwaffe Secret Technology, «Секретная технология люфтваффе»).
Вывозом немецких ракетчиков для работы в США занялось в рамках секретной программы Overcast («Облачность») управление стратегических служб. Одной из целей было недопущение утечки новых технологий в СССР. Американские СМИ рассекретили программу, заклеймив ее как «ввоз в страну нацистских преступников», и в марте 1946 года операцию переименовали в Paperclip («Скрепка»). Чтобы обойти Ялтинское, Потсдамское соглашения и запрет на въезд в США тех, кто был классифицирован как «угроза безопасности», для пленников писались фальшивые биографии, из их досье изымалось членство в нацистской партии, участие в преступлениях рейха. Нацисты прошли по бумагам как «жертвы нацизма». Тысячи людей приняли участие в секретных проектах США.
В 1947 году «Скрепку» официально закрыли, на деле заменив ее «программой отрицания», настолько секретной, что даже президент Трумэн о ней не знал. Последнего ученого по ее линии вывезли из Германии в середине 50-х гг. Программу свернули лишь в 1973 году, а до того времени были категорически запрещены любые упоминания о немецких специалистах.
Англичане не отставали. У них расчленением немецкого ВПК занимались: «Подкомитет задач британской разведки» (BIOS - British Intelligence Objectives Sub-Commitee), подчиненный кабинету министров, в него вошли люди от минобороны и MI-16 - управления по разведдеятельности в науке; «Агентство сбора технической информации в полевых условиях» (FIAT - Field Information Agency Technical) - англо-американский штаб военной разведки, составивший перечень ценных объектов, документов и лиц Третьего рейха.
Трофеи союзников: техника
Чувствуя свое колоссальное отставание, янки развернули настоящую охоту за технологиями и их носителями. Они шли на масштабные войсковые операции, занимая важные объекты до подхода русских. Так, 1-я армия США вошла в Нордхаузен, несмотря на то, что он находился в советской зоне оккупации. Янки отобрали и вывезли более 100 снаряженных ракет А-4, готовых к использованию. В июле они были уже на полигоне Уайт-Сэндс, Нью-Мексико, став основой ракетной программы США. 21-31 мая последовал 341 вагон «ракет россыпью»: 50 боеголовок, 115 приборных/127 топливных отсеков, 100 рам двигателя, 90 комплектов хвостовой части, по 180 баков для кислорода/спирта, 200 турбонасосов, 215 двигателей, документация, оборудование. Отбирали только работающие агрегаты, проверяя их на испытательных стендах. Правда, потом столкнулись с проблемой: войска гребли все подряд, и в этой мешанине было не разобраться. Но тут за океан прибыли отловленные немецкие ракетчики и «показали, как собирают
ракеты».
Самолеты свозили по воздуху и по земле в порт Шербур/Франция. В распоряжении США оказались следующая реактивная техника и документация на нее:
- истребитель «Мессершмитт» Me-262;
- ракетный истребитель «Мессершмитт» Ме-163;
- средний бомбардировщик «Арадо» Ar-234 со скоростью и высотой полета, делающими перехват невозможным. Союзники сбили всего 4 машины;
- истребитель с изменяемой геометрией крыла «Мессершмитт» P-1101;
- 4-моторный бомбардировщик «Юнкерс» Ju-287 с крыльями прямой/обратной стреловидности и скоростью 800 км/ч;
- самолет DFS-346 (скорость М=2, потолок 35 км);
- перехватчик «Фокке-Вульф» Fw-Triebflugel с вращающимся вокруг фюзеляжа трехлопастным ротором с ПВРД на концах лопастей;
- самолет «Липпиш» Р-16 «летающее крыло» (скорость М=1,85). Лишь в 1959 году США построят свой сверхзвуковой бомбардировщик «Конвэйр», такой же треугольный и бесхвостый;
- сверхзвуковой истребитель-«бесхвостка» Н XIII b братьев Хортенов;
- перехватчик «Хейнкель» Не-162. Его планировали производить по 4000 машин в месяц. В шахтах под Веной обнаружили завод, где в разной стадии готовности находилось более 1000 самолетов. Начав выпуск в январе 45-го, до конца войны фронту дали 120 машин, еще 200 проходили заводские летные испытания;
- «Хортен» Но-229, первый истребитель-бомбардировщик схемы «летающее крыло» с двумя двигателями, один из самых удивительных проектов Второй мировой. 12 марта 1945 г. вышел первый серийный образец, захваченный американцами. Он попал в руки Джона Нортропа, и мы сегодня без труда узнаем его в очертаниях B-2 Northrop Spirit - самого дорогого в мире бомбардировщика «стэлс».
Всего операция LUSTY собрала 16280 единиц техники, 2398 из них было отправлено в США на борту английского авианосца Rapier. В августе 45-го добычу, как и 86 немецких авиаинженеров для ее обслуживания, доставили в Ньюарк и далее на авиабазы Райтфилд, Огайо и Фрименфилд, Индиана. Был сохранен минимум один целый экземпляр каждого самолета, прочее разбирали для изучения. Изъятие технологий приобрело столь колоссальный размах, что шеф разведки ВВС генерал Мак Дональд писал: «Предполагаем расширить поле деятельности технической разведки в десятки раз».
Трофеи союзников: специалисты
Добычей было не только «железо». В солнечном мае 45-го советские солдаты дрались насмерть в Берлине, а союзники собирали ценнейшие трофеи. За океан была вывезена элита немецкого авиастроения: В. Георги (директор Института планеризма), Э. Зенгер (разработчик ракетоплана), А. Липпиш (создатель Me-163 и других новинок), Л. Прандтль (директор Института гидроаэродинамики, профессионал в области аэродинамики и теплообмена), К. Танк (технический директор фирмы «Фокке-Вульф»), Г. Шлихтинг (шеф-аэродинамик Высшей технической школы), Ф. Шмидт (главная голова в области создания турбореактивных двигателей), Т. Цобель (шеф отдела больших скоростей НИИ авиации), Г. Фокке (основатель фирм «Фокке-Вульф» и «Фокке-Ахгелис»), К. Дорнье (глава фирмы «Дорнье»), В. Мессершмитт (глава фирмы «Мессершмитт»), Э. Хейнкель (глава фирмы «Хейнкель»).
А Вернер фон Браун уже в 1944 году начал накапливать самые ценные документы по своей работе. Уходя с Пенемюнде, он решил выходить на американцев вместе с командой (492 инженера и конструктора). Закладку тюрингских схронов с ракетным архивом, комплектующими для А-4 и уникальным оборудованием также делали с расчетом их передачи американцам до того, как это найдут русские. Затаившись в гостиницах и казармах в Пайтинге/Бавария, стали ждать; 2 мая говоривший по-английски Магнус фон Браун, брат конструктора, был послан навстречу американцам. Это намного упростило операцию «Скрепка». В распоряжении США оказалась элита немецкого ракетного проекта и техническая документация по всем ракетам, в т. ч. новейшим от А-5 до двухступенчатой А-9/А-10 с дальностью 4000 км!
Первые 127 инженеров-ракетчиков прибыли в Штаты уже в августе 45-го. Сам фон Браун с шестью ближайшими соратниками был доставлен самолетом 18 сентября. К концу года пароходом прибыли остальные, как «специальные сотрудники военного департамента», и воссоединенная команда в ускоренном темпе продолжила прежние работы.
Названые «скрепочными парнями» (Paperclip Boys), они поставили на ноги ракетную отрасль США, за что вместе с семьями получили гражданство.
У англичан силовым захватом секретов занимался 30-й штурмовой отряд - мобильная группа королевских ВМС. Его командиром был помощник шефа разведки ВМС, коммандер Ян Флеминг, автор 14 романов о Джеймсе Бонде. Известный зверским отношением к немецкому населению отряд мчался вперед, занимая объекты ВПК, прежде чем их успевали уничтожить немцы или захватить русские. Позже эту группу «из разного сброда войск морской пехоты» приструнили, подчинив «Подразделению Т» (T-Force, Target-Force), чьей задачей было «обнаружение и обеспечение безопасности представляющих интерес объектов, пока они не будут вывезены».
«Наводки» готовил Флеминг, его списки целей для захвата называли Fleming’s Black Books («черные книжки Флеминга»). T-Force увеличилось до 5000 человек, но работало хуже американцев. Основной причиной была острая нехватка данных. Так что просто выгребали все возможное. Тем не менее удалось захватить лаборатории ВМС в Киле с проектами суперсовременных подлодок и торпед с совершенно новыми двигателями на основе пироксидов. Им достались Г. Вальтер (главный конструктор авиационных ЖРД) и братья Хортены («летающее крыло»). Важные трофеи взяли в концерне «Крупп».
«Таран Паттона»
Потроша немцев, янки попирали все союзнические обязательства, лишь бы к русским попало как можно меньше секретных технологий и их носителей. Тон задавал ярый русофоб генерал Паттон: «Мы не способны понимать русских, и у меня нет особого желания понимать их, не считая понимания того, какое количество свинца и железа требуется для их истребления». В середине апреля 45-го его танки ворвались в г. Фридрихроде в советской зоне оккупации и вывезли авиазавод Gothaer Waggonfabrik, выпускавший уникальный «Хортен» Но-229. 6 мая, наплевав на соглашение между чешским правительством и СССР, он послал танки в г. Пльзень в советской зоне и неделю вывозил с заводов «Шкода» технику и документацию, пока их не вытеснила Красная Армия.
Доставалось и «младшему брату». У. Фаррена, директора НИИ в английском Фарнборо, больше месяца не пускали на заводы «Мессершмитт», вывозя все потенциально интересное. Попав туда лишь в июле 45-го, Фаррен нашел пустые полки.
Из будущей французской зоны оккупации вывезли все нужное, не дав никому даже пикнуть.
Пока русские добивали огрызающегося врага, союзник вывозил военные НИИ и КБ с востока на запад Германии, сосредоточившись на Саксонии и Тюрингии, которые с 1 июля должны были войти в советскую зону оккупации. Группы со списками в руках шерстили зону, «эвакуировав» 1800 инженеров и техников. Этих людей заключали в центры допросов типа Dustbin («Мусорный ящик») и допрашивали месяцами. За океан взяли лишь часть из них. Остальных поселили в сельской местности Западной Германии без работы и с приказом дважды в неделю являться в полицию для контроля, объявив, что освободят «лишь после того, как все заинтересованные службы удовлетворятся полученной от них информацией».
Были и иные эпизоды: русские штурмовали Берлин, а американцы радовались, что не надо лезть под пули в последние дни войны. Но для разведгруппы T-Force № 6860 отдельного отряда штаба VI армейской группы (6860 th Headquarters Detachment Intelligence Assault Force („T” Force), Headquarters 6 th Army Group) это срывало задание: первыми попасть на указанные им немецкие объекты и захватить там все ценное. Берлин пал, и разведчиков ждал приятный сюрприз - их цели стояли нетронутыми. Никто даже не пытался вломиться в Патентное бюро, куда немедленно вызвали техническую группу с микрофильмирующей аппаратурой. «У русских не было ничего подобного T-Force», - сказали простые офицеры американским же следопытам-любителям, искавшим редчайший нарукавный шеврон, который за всю войну носили лишь полсотни бойцов разведгруппы № 6860.
Русские трофеи
Советская разведка знала об «оружии возмездия» от своего агента гестаповца Вилли Леманна, курировавшего режимные предприятия. Но считалось, что главную угрозу это оружие представляет для англичан. По их наводке русские в июне 44-го силами партизан «изучили» секретный ракетный полигон в Польше. После прихода туда Красной Армии Черчилль просил разрешения на приезд своих специалистов - и им показали все необходимое. Изучение найденных частей огромных ракет русских сильно озадачило. Тревоги прибавило подробное описание сооружений, стартовых установок и работ в Пенемюнде, сделанное группой военнопленных летчика Девятаева, бежавшей оттуда 8 февраля 1945 года на захваченном самолете. Названные точные координаты позволили успешно отбомбиться по объекту, принудив немцев к эвакуации. Обломки ракет, данные разведки, скупые сообщения англичан, показания немногих осведомленных пленных - все это позволило составить картину нацистских работ по ракетам дальнего действия. Но с созданием трофейной «ракетной» команды русские опоздали, прибыв в Пенемюнде лишь в конце апреля 45-го. Выдающийся ракетчик генерал Гайдуков в обход Берии пробился к Сталину, уговорив его направить в Германию группу по изучению трофейных ракет (Королев, Глушко, Черток - всего 20 конструкторов, бывших «врагов народа»). Прибыв в форме военных инженеров и под чужими фамилиями, они в первую очередь стали разбираться с заводом «Дора».
В то время как янки вывозили немцев за океан, русские делали все, чтобы удержать их в Германии, привлекая к сотрудничеству. Бургомистру Нордхаузена поручили собрать людей, работавших на ракетном комплексе. Конечно, это не были светила науки и техники, но без них возобновить работу было невозможно. И еще была нужна «мозговая извилина», настоящие спецы. Голь на выдумку хитра: гайдуковцы организовали свою службу «увода» немецких коллег из американской зоны. В группе единственным военным был самый молодой, старший инженер-лейтенант Василий Харчев. Вот ему-то и поручили создать из немцев агентуру, искать нужных людей и переманивать их до отправки в США. Под эту работу («Операция Ост») старлей получал трофейные часы, деликатесы, коньяк и русскую водку, за которые у американцев можно было элементарно выкупить нужного человека из-под стражи. Со штабом дивизии договорились. Он по заявкам Харчева открывал и закрывал в нужных местах границу между зонами. И людей скоро насобирали. Правда, из русских «трофеев» никто прежде не работал ни в Пенемюнде, ни в Нордхаузене. В первую же неделю на русских ракетчиков вышла жена Гельмута Греттрупа, заместителя фон Брауна по электронике и системам управления. Сидя у американцев под стражей, он хотел знать, что предлагают русские, просил поторопиться, так как его готовили к отправке в США. Через три дня удалось вывезти в советскую зону его, жену и двоих детей. Хотели захватить самого фон Брауна. Но его берегли как зеницу ока.
В Пенемюнде оснащение и даже станки сборочного цеха были немцами увезены или взорваны. С «Доры» американцы вывезли все ракетное оборудование; обычные станки и оснастку богатые охотники за секретами оставили, как и разрозненные фрагменты А-4 (их хватило на 10 ракет). Удалось собрать различную наземную оснастку, установщики ракет, цистерны с горючим и т. д. Выжившие заключенные спасли от вывоза новенькую гиростабилизированную платформу, «сердце» управления ракетой - и фирма «Карл Цейс» сумела ее воспроизвести. В DVL - НИИ «Люфтваффе» в Берлине было собрано исследовательское оборудование. СССР достался один целый вертолет «Флеттнер» Fl-282, он использовался на кафедре вертолетостроения МАИ; ЗУР Wasserfall; реактивный шестидвигательный Ju-287 V3, на его основе создали советский аналог «Проект-140».По управляемым ракетам ПВО стал работать «Институт Берлин», созданный на базе ранее разрозненных групп. В г. Дессау таким же методом собрали специалистов для работы на заводах Юнкерса. Лишь атомщики сразу вывезли в Союз небольшую группу ученых.
«Институт Нордхаузен»
Работы на пепелище нацистского ракетостроения были даже расширены. В секретных учреждениях вместе работали русские и немцы. В августе 45-го в г. Блейхероде возобновил разработку систем управления «Институт RaBE» (RaketenBauEntwicklung - «Разработка строительства ракет»). Греттруп скептически оценил немецких сотрудников института. Но оказалось, что все они - профи высокого класса, работающие не за страх, а за совесть. Специально для него создали «Бюро Греттрупа», поручив сначала подробнейший отчет о работах в Пенемюнде, а потом и восстановление узлов ракет. Осенью на ракетных филиалах уже работало несколько тысяч сотрудников. Завод в г. Клейн-Бодунген восстановил сборку А-4 из брошенных американцами деталей, но не было начинки (двигатели, турбонасосы, приборы управления).
В феврале 1946 года все объекты собрали в объединение по разработке/производству ракет А-4 - «Институт Нордхаузен» (директор генерал Гайдуков, главный инженер Королев). В него вошли: «Институт RаBE»; три сборочных завода; завод «Монтания» (изготовление двигателей и турбонасосных агрегатов); стендовая база Леестен; сборка систем управленияв г. Зондерхаузен; КБ «Олимпия» (восстановление документации и технологического оборудования). Параллельно со сборкой А-4 в Германии была освоена их сборка в СССР («изделие Т»). Отдельным подразделением в институт вошло «Бюро Греттрупа», начавшее работу по ракетам большой дальности и системам управления высокой точности. Сложился сильный коллектив: В. Вольф (баллистика), Х. Пайзе (термодинамика), Ф. Ланге (радиолокация), К. Блазиг (рулевые машины), В. Альбринг (аэродинамика), К. Магнус (гироскопы), Г. Хох (автоматические системы управления).
Узнав об американской операции «Скрепка», Москва 17 апреля 1946 года приняла решение эвакуировать ракетное производство в Союз. Вместе с русскими выехали и наиболее ценные немецкие специалисты вместе с семьями: 13 профессоров, 32 доктор-инженера, 106 инженеров. Вначале они работали в ракетных НИИ в Химках, Монино и Подлипках, а потом их собрали в закрытом городке на острове Городомля (озеро Селигер), где они стали филиалом № 1 ракетного НИИ-88. Пленными они не были, хотя жили за колючей проволокой и не могли свободно покидать территорию. В августе 1950 года вышло постановление о прекращении работ по ракетам силами немецких специалистов и отправке их в ГДР.
Дальнейшее развитие А-4
Группа Королева прошла все этапы освоения А-4 от изучения ее на месте до летных испытаний в Союзе, запустив до конца 1947 года 10 ракет немецкой и советской сборки. Вклад немецких специалистов в становление СССР как космической державы ощутим. С их помощью был наработан бесценный опыт. Это позволило уже самостоятельно в рекордно короткие сроки разработать и запустить в серию оснащенные ядерными БЧ баллистические ракеты: оперативно-тактическую Р-11, стратегическую средней дальности Р-5 и межконтинентальную Р-7; заложило основу создания ракет-носителей «Спутник», «Восток», «Союз». Но не надо забывать, что с самого начала СССР делал ставку на самостоятельные разработки, подготовку собственных специалистов, и потому ни один из немецких проектов не был реализован. Слежение за работой группы позволяло с большой степенью вероятности знать, как идут дела у противника за океаном, ведь «русские» и «американские» немцы мыслили одинаково. А там все не очень складывалось, ибо к делу подошли принципиально иначе. Простое «выкачивание чужих мозгов» развращает. Янки слишком положились на результаты немецких конструкторов. И это четко отразилось в результатах начавшейся «ракетной гонки»: у Королева «Семерка» (МБР Р-7) стартовала раньше, летала дальше и несла большую полезную нагрузку, чем американский аналог Atlas. И с запуском спутника фон Браун тоже отстал. Кстати, немцев весьма удручало «фантазирование» американцев: их вторая ступень ракеты Bumper-WAC выглядит нелепой и лишней на фоне первой ступени, созданной в Третьем рейхе.
Из нашего досье
Генерал Дорнбергер: англичане настояли на его выдаче, дав ему за «военные преступления» два года тюрьмы. В 1947 году он уехал в США и был советником US-AirForce, научным консультантом «Bell Aircraft Corp.», советником министра обороны; еще в 1948 году предложил размещать атомные бомбы на околоземной орбите, был одним из основателей ПРО США и многоразовой системы «Шаттл». Умер в ФРГ в 1980 году.
Автор Вольф Мазур
Первоисточник
http://www.bratishka.ru См.также:
Что самого ценного Красная армия вывезла из нацистской Германии Первая мировая. Забавные изобретения и оружие Военно-технические казусы середины ХХ века Проект Тор, психофизическое оружие Мертворожденные монстры Германии