Пять воздушных побед в первый день войны

Jun 22, 2017 09:39

Пять воздушных побед в первый день войны



Раннее утро 22 июня 1941 года. Военный аэродром под Брестом. Рассветную тишину разорвал пронзительный вой сирены. А мгновения спустя к стоянкам самолетов спешили летчики, техники, механики. Боевые тревоги - не редкость в пограничной зоне. Но на этот раз было все гораздо серьезнее. «Война, товарищи! - объявил командир эскадрильи капитан Котлинский. - Фашистская авиация бомбит наши города, села, аэродромы. Задача подразделения - перехватить воздушного противника, уничтожить его беспощадно. Взлетаем немедленно. По самолетам!»


В первый полет ушло и звено лейтенанта Ивана Николаевича Калабушкина. Ведущий внимательно следил за воздушным пространством. Вот на западе появились неясные темные точки. Они достаточно быстро увеличивались и приобретали характерные очертания вражеских бомбардировщиков Ju-88. «Вражеские машины шли как на параде», - рассказывал потом Иван, и это вызвало в его душе нестерпимую ярость. Звено истребителей-бипланов И-153 «чайка» стремительно сближалось с головной группой «юнкерсов». Калабушкин поймал в сетку прицела темный силуэт ведущего. Необходимо подпустить ближе, еще ближе. Всё. Пора. Калабушкин нажал гашетку. Очередь из всех стволов, и самолет врага круто пошел к земле. Это была первая воздушная победа полка. И свершилась она в первый час начавшейся войны.



Не теряя времени, Калабушкин делает крутой разворот и атакует еще одного фашиста. И эта атака оказалась успешной, второй «юнкерс» рухнул на лес. Рядом с Калабушкиным столь же яростно сражались и другие пилоты эскадрильи. И хотя противник имел большое численное преимущество, старался сохранить строй и вел ответный огонь, группа бомбардировщиков «таяла» под натиском наших истребителей. Юркие, маневренные «чайки», казалось, били врага со всех сторон. Уже несколько фашистских машин полыхало на земле. Нервы гитлеровцев не выдержали - строй бомбардировщиков распался. Сбросив бомбы на пустое поле, они обратились в бегство. Преследовать их советские летчики не стали: кончились боеприпасы, стрелки бензиномеров приближались к нулевым делениям, пришлось срочно идти на посадку.

Быстро заправлено горючее, пополнен боезапас, и самолеты снова в воздухе. Следующий бой был еще более тяжелым, но опять советские летчики не пропустили врага, заставили его повернуть назад. А на боевом счету Ивана появился еще один уничтоженный враг, на этот раз «Хейнкель-111».

День уже клонился к вечеру, когда лейтенанту Калабушкину пришлось снова подняться в воздух. Невдалеке в дыму горящих домов - Брест. Левее дымов, командир звена увидел восьмерку «мессершмиттов». Не мешкая, краснозвездный истребитель перешел в лобовую атаку. Пролетев сквозь огненную сетку трасс, точным пулеметным залпом с короткой дистанции Калабушкин изрешетил одну из машин врага. Снова вираж с огромной перегрузкой, и верткий И-153 вышел в заднюю полусферу другого «мессершмитта» на дистанцию действенного огня. Короткая очередь, другая, и «мессер» взорвался в воздухе. Это был пятый вражеский самолет, сбитый Калабушкиным в первый день войны.

Не успел он проводить взглядом падающий вражеский самолет, как острая боль разлилась по ногам - под сиденьем летчика разорвался снаряд. На секунду потемнело в глазах, а когда сознание вернулось, первое, о чем подумал воздушный боец, - цело ли управление и сможет ли он, раненный, благополучно посадить машину. Собрав всю свою волю, Калабушкин несколько минут спустя приземлился на своем аэродроме. Вылезти из машины летчик сам уже не смог. Друзья бережно извлекли его из кабины, положили на носилки и отправили в госпиталь.

Еще не затянулись раны, а у Калабушкина одно желание - скорее возвратиться в родной авиаполк, к своим боевым товарищам. И опять в небо, навстречу ненавистному врагу. Врачи и слушать не хотели об этом: рано еще в строй. И вот, выбрав подходящий момент, летчик бежит из госпиталя в родную часть. И снова боевые будни.



Машины полка вылетели на боевое задание. На аэродроме для его прикрытия остался Калабушкин со своим ведомым младшим лейтенантом Фунтосовым. Неожиданно команда: паре немедленно взлет. С запада к аэродрому приближалась крупная группа неприятельских бомбардировщиков. Пара наших «ястребков» незамедлительно поднялась в небо. С ходу вступила в воздушный бой. В прицеле - ведущий вражеской группы. Командир звена с короткой дистанции ударил залпом. Немецкий самолет задымил. Боевой порядок бомбардировщиков нарушился. В этот момент подошла на помощь группа Г. Жидова и связала боем истребителей прикрытия. Бой был коротким, но жестоким. Еще пять вражеских машин рухнули в районе аэродрома. Самолет Калабушкина был подожжен. Снова госпиталь. Ожоги на лице и на руках. Но молодой организм справился и с этими ранами.

11 октября 1941 года в районе Юхнова звено Калабушкина штурмовало колонну врага, одну из многих, рвущихся к Москве. Прорвавшись сквозь плотную занавесь зенитного огня, летчики выполнили заход, другой. После этого на земле запылали несколько подбитых фашистских автомашин. А 14 ноября 1941 года звено Калабушкина вновь проявило себя. День для летчиков был удачным: в воздушных боях звено уничтожило пять «мессершмиттов».

В марте 1942 года И Н. Калабушкину присвоили звание Героя Советского Союза за восемь личных воздушных побед, которые он имел к концу 1941 года. В представлении к награде на Ивана Николаевича было написано: «Отважный летчик-истребитель, бесстрашный сокол, мастер воздушного боя. В групповых боях личным примером воодушевляет летный состав на подвиги и геройство, определяя этим всегда ведущую роль и успешный исход боя...»

Узнав о героических делах своего земляка, жители деревни Спудни собрали из личных сбережений 125000 рублей и обратились с просьбой к Верховному Главнокомандующему вручить истребитель, купленный на эти деньги, их земляку. Просьба колхозников была удовлетворена. На митинге, принимая самолет от земляков, капитан Калабушкин сказал: «Даю обещание не посрамить то прекрасное боевое оружие, которое вы мне сегодня вручаете, фашисты хорошо запомнят название моего родного колхоза «Красный плуг». Я клянусь на новой боевой машине бить врага так же беспощадно, как бил его и до сих пор».




Слово он свое сдержал. За период своего участия в боях Калабушкин выполнил 361 боевой вылет и уничтожил 15 вражеских самолётов. Войну майор И.Н. Калабушкин закончил в должности заместителя командира 562-го истребительного авиаполка. За это время он освоил следующие боевые машины: И-153, И-16, Як-1 и Як-9. После завершения войны Иван Николаевич остался служить в армии. В 1949 году он закончил Военно-воздушную академию, а в 1958 году Военную академию Генерального штаба. В послевоенные годы И.Н. Калабушкин занимал должность командира авиационного полка, затем стал командовать авиационной дивизией, а позже стал заместителем командующего армии. Служил Иван Николаевич до 1964 года, когда в звании генерал-майора уволился в запас. Последние годы провел в Ленинграде, где работал инженером. Скончался 12 апреля 1985 года, и был похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде.

Автор: Инженер-технарь

Previous post Next post
Up