Если бы не та война...

Aug 08, 2013 16:57

Оригинал взят у 6a3apob_alex в Если бы не та война...
Один линкор - это три танковых армии по стали и пять - по времени



небольшое дополнение к топовому посту о невозможности построения линкоров в СССР. В самом деле, в 1936-1937 годах приходилось начинать практически на пустом месте: прежний опыт создания крупных кораблей был недостаточным, во многом устарел и частично утратился. Не было нужного научно-технического задела ни по крупнокалиберной артиллерии, ни по энергетическим установкам. Броневое производство, сосредоточенное на Ижорском (Колпино) и Мариупольском заводах, было слабым и почти утратившим опыт изготовления толстой брони, не производившейся с дореволюционных времен.
Постройка линкоров и тяжелых крейсеров шла трудно вследствие ряда причин, обусловленных в
первую очередь недостаточностью для решения поставленных задач производственного
потенциала страны в целом. Лучше всех со своими задачами удалось справиться ученым и
проектантам кораблей. К началу войны удалось почти завершить основной объем намеченных
НИОКР, разработать практически всю проектную документацию, а по проекту 23 выпустить 69 %
рабочих чертежей для головного корабля.

Как уже отметили, проблемы были с броней, силовыми установками и движителями (гребными винтами и валами), бронебашнями главного калибра, высокотехнологичной начинкой управления стрельбой. Но понемногу все проблемы решались, что-то закупалось правдами и неправдами, включая станочный парк. Начавшаяся война смяла все планы. В Николаеве на стапелях немцы застали корабли в виде дефицитного для них металла.

* В скобках указано количество (в т) выставленного на стапель металла. ** В июне 1941 г. спуск корабля планировался уже на октябрь 1943 г


Николаевский завод им. А.Марти, снимок с немецкого самолета, июль 1941 г.
Цифрами на фото обозначены:
  1. - корпус недостроенного линкора «Советская Украина»;
  2. - корпус крейсера «Орджоникидзе» (проект 68);
  3. - подводные лодки С-36иС-37;
  4. - подводные лодки С-35 (вверху), Л-23 и Л-24;
  5. - эсминец «Свободный»;
  6. - недостроенный лидер эсминцев «Киев»;
  7. - ледокол «А.Микоян»;
  8. - эсминец проекта 30 (вероятно, «Озорной»);
  9. - спущенный на воду крейсер «Фрунзе» (проект 68)
Еще одним важным фактором, который по мнению руководства НКСП задерживал постройку
крупных кораблей, была нехватка рабочей силы. По оценкам 1938 года трудоемкость постройки
линкора оценивалась в 31,5 млн человеко-часов (из них 45 % - корпусные работы); считалось,
что при четырехлетнем сроке строительства на нем должно быть занято 6500 человек, из них
4500 - непосредственно на корабле. По оценке НКСП для нормального развития строительства
линкоров, тяжелых и легких крейсеров требовалось к 1942 году увеличить численность
работающих на заводах-строителях более чем в два раза по сравнению с уровнем 1938 года.
Однако довести численность работающих до требуемой НКСП не удалось. Так, к 22 июня 1941 года
на судостроительных предприятиях Ленинграда и Николаева число работающих не превышало
50 % от численности, планировавшейся для них НКСП на конец 1940 года. Мигранты спасли бы положение :-)
Всем понятно, что танки были важнее, чем например, устаревший Балтийский флот, во время войны запертый в Маркизовой луже, в основном выполнявший функции плавучих артбатарей, не считая вылазок подлодок и осуществления десантирования. В аналогичном положении находилась в Союзе и стратегическая дальняя авиация. Тем не менее только начавшаяся война нарушила планы строительства больших артиллерийских кораблей мирового уровня с главным калибром 305-406мм.
А уж масштабы заложенного и понемногу строящегося большого флота удивляют и сейчас.

Крупнейший в мире крытый эллинг завода № 402 в Молотовске(Северодвинск), возведенный специально для постройки линейных кораблей. Снимок 1944 г.


Корпус линкора «Советский Союз» в процессе сборки на стапеле


Корпус линкора «Советский Союз», сформированный до уровня средней палубы.


Корпус линкора «Советский Союз» на стапеле завода № 189 (Ленинград). Фото с немецкого самолета-разведчика, март 1942 г

Эта часть взята отсюда, но далее пофантазируем. Что ещё остаётся?

Если бы немного времени, если бы сконцентрироваться только на головных экземплярах, если бы...
Что было бы, если бы? На этот счет имеются разработки.

АУГ советского флота в боевом походе, лётчики-асы, 1944г

- Нас никому не остановить, - повторил командир «Союза», уставившись взглядом в надвигающуюся темноту. - Я не знаю, что они там думают - что русские салаги, что им путь в море закрыт... Вокруг посмотрите. Мы задавим всех.

и Сталин продолжил:
- Речь идет о создании летной части, не совсем обычной. Она нужна для нашего нового авианосца, и ее задача - бить любого противника, чтобы ни один враг, ни в одной стране мира, ни Рихтгофены, ни Удэты, не смогли пройти к охраняемым этой частью кораблям нашего флота. Такая часть, - Сталин начал мягко жестикулировать, снова направившись в обход стола, - должна состоять из лучших, из самых опытных летчиков-истребителей, и именно вам, - он указал на Покрышева, - мы предлагаем заняться ее созданием. Что вы нам на это скажете?

... - Война не позволила нам реализовать программу «Большого океанского флота». Она реализована лишь частично. Она реализована с опозданием. Но она не была отвергнута полностью. В этом году вступают в строй первые ее корабли, в числе которых линейные корабли и линейные крейсера. Для охраны тяжелых кораблей на переходах и придания им боевой устойчивости головной легкий крейсер проекта «шестьдесят восемь» был закончен как легкий авианосец. Название авианосца - «Чапаев». Его технические характеристики вам знать не обязательно, за исключением единственной: на борту будет находиться сорок пять самолетов, преимущественно истребители. Даже один современный тяжелый авианосец может поднять в воздух до девяноста самолетов: торпедоносцев, истребителей, пикировщиков. Задачей авиагруппы «Чапаева», то есть тех машин, которые он будет нести, станет их уничтожение. Подумайте сами, какого класса летчики должны быть в авиагруппе «Чапаева», если заранее известно, что на каждого придется минимум по четыре противника. И если прорвутся хотя бы несколько из них - линейные корабли могут не выдержать удара. ....- Эти корабли строила вся страна, и много лет. Один линкор - это три танковых армии по стали и пять - по времени, эти корабли пойдут в дело, полковник. Их никто не должен тронуть...
Покрышев обратил внимание, что при каждой фразе адмирала Сталин кивал.
- Морская авиация - это сильный и надежный вид оружия, но в ее составе просто нет достаточного количества летчиков-истребителей требуемого класса. Вещь, которую вы, на мой взгляд, не понимаете, - это то, что вам дается полный карт-бланш. Любая фамилия, которую вы назовете, будет немедленно внесена в соответствующий список, и нужный человек будет отозван для работы здесь, в комплектующейся авиагруппе. Любая, понятно?
- В наших военно-воздушных силах, - произнес Сталин, снова остановившись, - есть много асов, не хуже германских. Если их всех собрать вместе, перед ними нэ устоит ни один хваленый гитлеровский прихвостень, и никто другой!
В течение нескольких секунд Покрышев лихорадочно размышлял о перспективах, которые открывает получаемый «карт-бланш»...
Состояние советского флота, считавшегося всеми технически слабым и крайне плохо организованным, должно было стать еще одним неожиданным фактором в возможной борьбе титанов за обладание Европой. В ходе масштабной контрразведывательной операции ряду лиц, имеющих отношение к Флоту его Величества, были проданы фотографии, изображающие линкоры типа «Советский Союз» на зачаточной стадии строительства, - выданные за последние данные по советскому кораблестроению. Информация о прекращении работ по линкору «Советская Белоруссия», добытая английской разведкой с очень большим трудом и оттого выглядевшая чрезвычайно ценной, в сочетании с десятками других «информационных проколов», в итоге создала на Западе абсолютно ложную картину положения дел. Англичанам, активно работавшим с Северным флотом, были хорошо известны советские потери в эсминцах и в других малых кораблях, факты повреждений тяжелых кораблей (хотя и искажаемые прессой) можно было проанализировать - и в итоге рождалась совершенно однозначная картина: к 1944 году советский надводный флот был сведен к номинальной структуре. Немногие активно действующие соединения кораблей использовались почти исключительно в тактических целях, будучи не в состоянии противодействовать даже резко ослабленным Кригсмарине. Смешные рассуждения о «сбалансированности» флота за счет перекладывания основной тяжести борьбы на море на флотскую авиацию, катера и подводные лодки вызывали улыбку союзников и вообще способствовали снисходительному отношению к советским ВМС.
Авианосец пр.71. СССР, 1939 г. пара картинок отсюда Сведения о постройке легкого авианосца все-таки сумели как-то просочиться за рубеж и даже были приведены в последнем военном выпуске «Джейна» - но никаких технических данных о нем известно не было, и, кроме общих слов о закладке русскими авианосца под названием «Красное Знамя», справочник ничего не давал. По «Советским Союзам» «Джейн» приводил данные о главном калибре и количестве предполагаемых к постройке единиц, все остальное являлось сосанием пальца и не представляло никакого интереса. Даже названия громадных линкоров до сих пор оставались секретом - чем объяснялось появление среди их списка корабля под именем «Советская Бессарабия». О «Кронштадте» и «Севастополе» никаких упоминаний не было вообще. В целом советская сторона могла быть вполне довольна той степенью секретности, какой удалось достичь в постройке и вводе в строй нескольких крупных единиц. Такого, насколько известно, не удавалось пока никому.

К августу Балтийский флот имел четыре современных легких крейсера, один тяжелый и мощную, невиданную со времен Империалистической войны корабельную группу - из уже отрабатывающих совместные действия «Советского Союза», «Кронштадта» и «Чапаева». Знало об этом очень немного людей.
Рекомендую, реально интересно и захватывающе, прекрасно описаны пиратскиебоевые действия советской АУГ против объединённого флота союзников, которым пришлось на деле ощутить всю мощь группировки. Книга доступна к чтению здесь

Previous post Next post
Up