Несомненно, одной из визитных карточек Петербурга являются разводные мосты. Миллионы людей со всего мира приезжают в наш город, чтобы полюбоваться взмывшими над Невой крыльями мостов.
Поучаствовать в процессе разводки и наводки - моя давняя мечта. А мечты, как известно, всегда сбываются. Надо только правильно мечтать: неуклонно и не сомневаясь в конечном результате. И тогда Вселенная вывернется наизнанку, только чтобы исполнить ваше желание.
В этот раз Мироздание прибегло к помощи трех волшебников:
- могущественного Сообщества Питерских блогеров
spbblog,
- гостеприимного
СПБ ГБУ "Мостотрест",
- заботливого
"Таксовичкоф".
В рамках акции #блогерыразводятмосты еженедельно проводятся экскурсии в "недра" разводных мостов, в ходе которых у блогеров есть завидная возможность не только заглянуть внутрь мостовых конструкций и познакомиться с механиками, но и нажать на заветную кнопку.
Мне посчастливилось попасть на самый длинный разводной мост - мост Александра Невского.
Этот красавец был открыт в 1965 году для решения транспортных проблем, вызванных массовым жилищным строительством на правом берегу Невы. Свое название получил от расположенной вблизи Александро-Невской лавры.
В объявленном в 1959 году городском конкурсе победил проект инженеров Ленгипротрансмоста (архитектор - А. В. Жук).
В ходе строительства:
- на месте Калашниковых складов создана предмостовая площадь с новыми транспортными развязками;
- продлен проспект Обуховской Обороны, который проходит под береговым пролетом моста;
- существовавший ж.д. путь перенесен к набережной р. Невы и проходит под мостом.
Мост представляет собой семипролетное (пять над водой, два над набережными) железобетонное сооружение длиной 905,7 метров и шириной 35 метров с разводным пролетом посередине и пандусами на обоих берегах, в которых обустроены рабочие и хозяйственные помещения.
При строительстве был применен ряд новых технологий:
- Впервые на 35-метровую глубину зарывали железобетонные оболочки для речных опор.
- Впервые в конструкции переправы были использованы шпренгели - натянутые в полых железобетонных конструкциях тросы. Сила их натяжения регулируется специальными приборами с учётом температуры воздуха. В жаркую погоду натяжение ослабевает, в мороз усиливается.
- Ещё одной особенностью стала конструкция пролётных строений. Они были решены в форме растянутой буквы V, которая ставилась на речной устой. Собирали их на берегу, общий вес каждой такой конструкции составил свыше пяти тысяч тонн.
- Внутри пандусов моста Александра Невского создали парковку на 230 машин.
В период строительства мост называли Старо-Невским. 15 мая 1965 года ему дали существующее сейчас название - мост Александра Невского.
Вход в святая святых находится вот в этой будочке:
Здесь у нас проверили документы. Затем блогеров ждал спуск по крутым лестницам
в пультовую.
Мост пока сведен,
и у Анатолия Сергеевича есть время рассказать нам о работе механизмов и показать свои владения. Он проработал здесь 45 лет и прекрасно разбирается во всех тонкостях. Вообще, сразу чувствуется, что сотрудники любят свою работу. Как мы уточнили - текучки нет. Самый "молодой" работник трудится 12 лет! Правда, женщины в механиках не уживаются. Еще бы: зимой, когда разводка не производится, есть время заняться текущим ремонтом. Один ключ на 65 весит 2 кг - попробуй поработай.
На мосту Александра Невского только тянущие гидравлические цилиндры (на других мостах есть как тянущие, так и толкающие), приводимые в движение масляными насосами.
Крыло моста удерживается 800-тонным противовесом.
Но о нем подробнее поговорим чуть позже. Стрелки близятся к 2.20, пора возвращаться в пультовую. От количества проводочков рябит в глазах.
И вот он, главный момент. Сначала наверху перекрывают движение, и мы по камерам следим, чтобы на мосту не осталось пешеходов. Затем Александр Николаевич нажимает заветную кнопку.
Точнее, две зеленых кнопки))
И да, это очень важно! Не "развод", а "разводка"! Не "сведение", а "наводка"))
Процесс пошел! Мост раскрывает свои 25-метровые 600-тонные крылья.
Все происходит настолько быстро, что Анатолию Сергеевичу приходится напоминать нам, что самое интересное уже можно смотреть со специального балкончика, куда мы и устремляемся. Я с телефоном в левой руки и фотоаппаратом в правой))
Click to view
И вот, собственно, ради чего все затевается:
На мосту есть свои живые талисманчики.
Их не обижают, т. к. они борются с мошками)))
Немного придя в себя, продолжаем изучать устройство моста. Цилиндры уже во "втянутом" состоянии.
Видно часть дорожного покрытия поднятого пролета. Порой с асфальта падает всякий мусор (я уж молчу о дожде и снеге), но в этот раз дело ограничилось несколькими сигаретными окурками.
Спускаемся еще ниже в машинное отделение и щитовую.
Гордость работников: собственноручно собранный блок питания.
В 2000-2001 годах проводилась реконструкция моста, и часть оборудования была заменена на новое.
А мы перемещаемся на переходной мостик под противовесом.
Мост Александра Невского отличается от других тем, что противовес опускается не в специальный «противовесный» котлован, а между опорами моста.
Не скрою, помимо восторга, испытывала и определенную долю страха: немного не по себе, когда у тебя над головой висит 800 тонн, а рядом из воды выглядывает предыдущий противовес, рухнувший в 1982 году.
Наш провожатый Анатолий был в тот момент на дежурстве и поделился подробностями: "Не было ни шума, ни взрыва. Внезапно пропала вся связь, т. к. при падении противовес оборвал все коммуникации".
Но мы старались не думать об этом и любовались окрестностями.
Уходить не хотелось. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Мы поднялись на поверхность, чтобы запечатлеть пролет во всей красе.
Между тем выяснилось: мы так долго тут тусуемся, что уже пришло время наводить мост. И тут Анатолий Сергеевич сделал предложение, которое я ждала всю свою жизнь))) Нажать на кнопку! До сих пор слезы умиления наворачиваются на глаза! Это волшебные ощущения! Это, простите за бедность речи, круть наикрутейшая! Да что уж тут говорить, смотрите сами:
Click to view
Вот таких, переполненных впечатлениями, на рассвете
"Таксовичкоф" развозил нас по домам.
Хочу еще раз поблагодарить организаторов
spbblog и
СПБ ГБУ "Мостотрест", Ирину Стриженую, механиков Анатолия Сергеевича и Александра Николаевча за сбычу моей мечты! А также сообщников
tivir,
balu97 и
annet_cl за компанию. Отдельное спасибо
balu97 за видеофиксацию момента))