СельХозГрад.

Mar 01, 2010 21:17



Всем, кто захочет обвинить меня в реанимации советских колхозов и совхозов хочу, заранее, заявить, что я не считаю саму идею тех образований порочной и неправильной. Мало того, эффективность и правильность кулацкого метода хозяйствования у меня вызывает очень большое сомнение. Хотя, в южных районах Руси оно может и быть достаточно эффективным. Но не в нечерноземье, не в Сибири, не на Урале. Приоритетами национального С.Х. я хотел бы видеть экологичность, эффективность, законченность цикла, достойный доход и здоровый образ жизни труженников села. Отдельные моменты советских колхозов и коллективизации я обсуждать не собираюсь, потому как они достаточно известны и справедливо признаны отрицательными. Однако, плюсов подхода к вопросу никто замечать не хочет. Даже если рассматривать только структуру МТС и полный цикл связанных производств безпристрастно, уже есть о чём призадуматься. Между тем, большинство критиков предпочитают видеть всё в абсолютно чёрном цвете. Я не собирался брать колхозы за основу, но кое какие элементы из их структуры просматриваются и в моём видении вопроса. Хотелось бы, чтобы оценивающие исходили из логики и здравого смысла, а не из стереотипов.
Считать С.Х. СССР абсолютно недееспособным я бы воздержался. Если учесть то, что большинство областей страны находится в зоне рискованного земледелия и то, во что выродилось то С.Х. в нынешнем государстве, есть что с чем сравнить. Да, многое было коряво и по-людоедски в СССР. Это и нужно исправить. Чем убили село "эффективные менеджеры"? Первое и самое главное - ГСМ. Второе - абсолютная невозможность приобретать технику для тех, кто пытался хоть что то сделать. Третье - "перекупы"-посредники. И четвёртое, завершающее - почти плановая алкоголизация сельского населения. Очерёдность и приоритетность именно такая. Одно тянуло за собой другое и добавляло проблем.
Хочешь выращивать скот? Корма баснословно дороги. Хочешь выращивать корма? Соляр стоит столько, что покупать конечный продукт будет мало желающих. Порочный круг. Коллективные хозяйства решали этот вопрос комбинированым подходом к вопросу. Сами выращивали то, чем кормили, впоследствии, скот. Но основой тому были дотированые государством поставки ГСМ и техники. Этот момент ключевой. В нынешнем государстве это, попросту, невозможно. А что же нужно для того, чтобы это стало возможно?
Нужна государственная программа для запуска развития с.х. Когда с.х. выйдет на номинальную мощность, оно сможет функционировать самостоятельно. Попробую разложить попунктно.
Первое и самое важное - обеспечение поставки ГСМ в с.х. по максимально льготным ценам. В идеале - безплатно. Чем будет обеспечено второе "плечо", для баланса и окупаемости себестоимости добычи и транспортировки ГСМ? Реализацией ГСМ по экспорту. Всё с.х., на нынешний момент, это - дизеля. Если прикрыть личный и частный транспорт на дизелях, то весь соляр будет уходить по назначению. А сделать это достаточно просто.
Ни у кого из тех с кем я общался не вызывает сомнения, что цена бензина на внутреннем рынке не может быть такой, какой она является. Почему Чавес может продавать своему населению бензин по четыре американских цента? Потому что это вполне перекрывается экспортом. Бензин для Руси будет дешёвым. А дизель достаточно обложить налогом так, чтобы его эксплуатация была дороже даже на безплатном соляре. Всё справедливо и уравновешено.
Думается, электротранспорт не за горами, потому эта мера - временная, на нынешний момент актуальная. Будут электромобили, будут и электрокомбайны. Ничего сложного в электрокомбайнах и электротракторах не вижу.
Далее - сама техника. Сейчас у нас с.х. попросту нету. Его нужно создавать. Поэтому, первоначальный закуп сельхозтехники возможен только на средства государства. Как вариант - долгосрочный безпроцентный кредит. Грамотно организованные хозяйства его вернут достаточно быстро. Естественно, создание инновационного собственного машиностроения - один из приоритетов. Но касаться его я тут не буду, поскольку статья не о том. Потому, по началу, техника, скорее всего, будет импортная. Жаль конечно, но - это же только начало! Неоспоримо и то, что создавать собственное инновационное машиностроение нужно ударными темпами. Причём, учитывая наличие большого количества светлых умов в этой области, можно попробывать сыграть на опережение мирового опыта. Если китайцы не опередят...
Третье - люди. А вот этот вопрос действительно больной и трудный. Селяне спились почти поголовно. Горожане работу на земле не знают и не любят. Несмотря на всё это я считаю, что найти нужное количество народу под данный проект всё же получится. Об этом - чуть дальше. К тому же у алкоголизации есть причины, которые будут устранены новой властью и самим образом жизни. Знаю людей, которые бросали пить без всяких кодировок, как только их жизнь наполнялась смыслом. Проблеме алкоголизации нужно посвящать отдельную статью, впрочем.
Есть ещё и четвёртое. Не вижу особых проблем в вопросе, но осветить его необходимо. Проект, который я собираюсь описать, требует серьёзных стартовых инвестиций. Взять средства на это, кроме как у государства, негде. Так и придётся поступить. Однако, нужно учитывать, что эти инвестиции - вклад в наше будущее, в будущее наших детей, в здоровую пищу, в здоровый образ жизни, в стратегическое обеспечение страны продуктами. Развивая инновационные технологии нового века не стоит забывать о хлебе насущном и о здоровье. Часть затрат можно провести бартерными схемами и схемами долговременных взаимозачётов.
Итак, проект "СельХозГрад".

***
Несколько дел необходимо сделать одновременно, с самого начала.
Создаётся инициативная группа, детализирующая и курирующая проект. Пишется устав организации. Составляются предварительные сметы. Подготавливается и пишется государственная программа под проект. Выбирается подходящий участок для создания СельХозГрада. Объявляется конкурс на создание комплексной строительной бригады, для воплощения проекта. Создаётся сама бригада, закупается строительная техника и сопутствующие материалы и инструменты.
Участок планировать стоит от 20 до 50 км.кв. Крайне желательно, чтобы имелась река и посевные площади. Очень приветствуется использование территорий на месте заброшеных деревень и посёлков. Бригада строителей создаётся не "на раз", а долговременная (думаю, что СельХозГрадов будет не один и не два.). Расстояние до ближайшего города и энергоузла - от 10 до 40 км. Думаю будет оптимально.
Вторым шагом выполняется строительство "под ключ" самого СельХозГрада.
Участок распланируется под размещение жилой части, МТС, полей, мастерских, рыбоводческого хозяйства, коровников, птицефермы, пасеки и прочего. Оставляется обширный участок леса. В жилой части закладывается инфраструктура. То есть, закладываются трубы (включая аварийный резерв), питающие и оптоволоконные сети, прокладываются дороги (об этом, далее, подробнее), делается подводка электричества с энергоцентралей, оптической цифровой линии и, возможно и желательно, газа. Делается, естественно, из современных негниющих материалов, с ревизионными точками и возможностью быстрого доступа для ремонта. Очистные, котельная газо-электрическая строятся. Строятся административные корпуса, как то: правление, больница, школа, клуб ну и так далее... Следом строятся жилые дома. По нескольким проектам, для разнообразия. С возможностью модернизации. Под каждую усадьбу нарезается по гектару. Также, оставляется резервная часть, на которой, впоследствии, возможно расширение жилой части. На периферии строится гаражный массив для частного транспорта. После комплексного строительства и ввода в эксплуатацию жилой части производится строительство основных производственных элементов.
МТС, коровники, свинарники, птичники, мехток, зернохранилища, пасека и т.п. Строится упаковочно-консервная линия завершающего цикла. Одновременно закупается и завозится сельхозтехника и определяется источник закупа молодняка и семян.
Собственно, на этом второй этап и заканчивается. Проект можно запускать в самоорганизацию и работу.
По СМИ объявляется конкурс и делается предложение желающим принять участие в развитии проекта. Оглашаются необходимые вакансии и условия. Предчувствую, что будет серьёзная проблема найти не рабочих, а серьёзных специалистов по агрономии, зоотехнике, рыбоводству, ветиринарии. Потому, серьёзных спецов, возможно, нужно попытаться найти заранее.
Условия предлагаются такие. Человек или семья получает в выкупаемую собственность (по сути, в ипотеку) гектар земли и все постройки на гектаре. Предоставляется несколько программ погашения ипотеки. "Быстрее и помногу" и "медленнее и помалу". Семьи откупят собственность, естественно, быстрее. Поскольку трудовой вклад будет считаться с каждого труженника. При вводе проекта в эксплуатацию предлагается с прибыли вычитать амортизацию и оплату за труд по оговорённым ставкам, а остальное направлять на погашение безпроцентного долга государству. Подросшие дети смогут задействовать, впоследствии, зарезервированную часть, отведённую под дальнейшее расширение жилой части после обеспечения помощи родителям в погашении долга по имеющейся собственности.
По комплектации необходимого персонала, проект запускается в работу. Параллельно добавляются разные побочные производства и корректируется цикловая связка существующих.
Несущая мысль идеи в том, что проект будет выдавать готовую продукцию по всем линиям. Упаковочно-консервная линия обеспечивает отгрузку готовой продукции на реализацию. По взаимодействию с предприятиями сельхозмашиностроения возможно введение взаимных льготных поставок продукции. Типа внутренних магазинов на заводах, для работников.
В идеале хотелось бы, конечно, перевести энергетику посёлка и техники целиком на электроснабжение. Электромобили, к тому же, не за горами. Этим будет обеспечен абсолютно чистый воздух и почва. Для начала же, как моё ноухау, предлагаю основным транспортом задействовать этакую помесь трамвая с электричкой. Рельсовая электромашина, способная тянуть несколько вагончиков. На мягкой подвеске, с кондиционером. Стыки рельсов в "ласточкин хвост" дадут мягкий безшумный ход. Несколько линий и кольцо на окраине жилой части. "Змейкой" пути по жилой части, а с кольца - несколько линий. По производственным объектам, к озёрам-водохранилищам, к лесу, в город. Закрыть щитами нижюю часть вдоль рельсов, для безопасности. С самого утра трамвайчик развозит труженников по местам, обежав "змейкой" посёлок. Потом грузится готовая продукция и трамвай уходит в город. Заодно увозит выходных жителей в город, если кому чего нужно. В городе, на окраине - ещё одно кольцо. Небольшая гостинница для жителей СельХозГрада. Оставляет людей, сгружает продукцию на базу города, грузит необходимое для СельХозГрада и уходит назад. Весь день ездит по всем направлениям вокруг посёлка. Вообще-то, трамваев нужно иметь два, для покрытия всех необходимых доставок и обеспечения безперебойности.
С окраины жилой части пустить автодорогу до города, изготовленную по современным технологиям, для личного транспорта и аварийного дублирования трамвайной линии.
А внутри жилой части можно и нужно ввести пешеходно-велосипедное движение.
Частный транспорт - в гаражах, на окраине, возле остановки трамвая.
Рыбоводство - очень перспективное начинание. От речки делаются искусственные озёра, часть акватории которых используется для выращивания и заготовки рыбы. Другая часть используется для обеспечения досуга и отдыха жителей. Рыбалка, купание... Городским - за деньги. С реки можно, частично, снимать электроэнергию мини-ГЭСами, без ущерба экологии.
Впрочем, если правильно подойти к вопросам альтернативного энергоснабжения, то снимать энергию можно и из кровельного материала домов нового типа. Ничего сложного совмещение кровельного материала и солнечных элементов в себе не содержит.
Лес, при грамотном подходе, можно вообще в ферму своеобразную превратить. Охотовед и растениевед будут контролировать количество поголовья зверья и произрастающих полезных растений. Половину нужд аптеки можно перекрыть, при грамотном подходе.
Обязательно появится вопрос, в дальнейшем, чем занять зимой сезонных работников. Комбайнёров и трактористов, например.
На зимний период можно запустить небольшой обувной цех и цех по пошиву одежды. С кожей проблем не будет. Сезонникам - и заделье и приработок. Но, на этом список возможностей, конечно же, не заканчивается. Тут от поступивших предложений всё будет зависеть. Кузница, мастерские слесарные и столярные и так далее...
Думаю, нет смысла говорить, что продукция, выпускаемая СельХозГрадом будет абсолютно экологически-чистой. А это значит, что конкурентов в здоровом питании у него, попросту, не будет. Качество безусловное, а отсюда и спрос и экономическая эффективность. Законченость циклов производства приведёт к стабильности производственных процессов.
Через пару лет можно будет заняться и выводом элитных сортов семян и пород скота. Наработок в мире существует масса, как и направлений деятельности. При всём при этом нет никакой нужды задействовать технологии ГМП и накачки продукции вредными для здоровья элементами. Механизм получения прибыли должна жёстко ограничиваться контролем за качеством. Эффективнее будет, если экологичность будет отдана под государственный контроль. Нужно будет проработать систему поощрений и взысканий для отдельных трудящихся организации. Этим можно будет мягко направлять искорёженное нынешним государством сознание людей в нужном направлении. Плюс материальная заинтересованность в результатах своего труда. Тому могут способствовать положения устава организации, грамотная пропаганда и демонстрация того, как оно может быть. Почти уверен, что, при правильном подходе к вопросу, через год-два большинство жителей в город и ездить перестанут. Если только в отпуск, к морю... Потому как, а чего там делать-то?
В большинстве рабочих специальностей считаю необходимым ввести рабочий график "два через два дня" по 12 часов. Это позволит людям и нормально трудиться и нормально отдыхать. Сам трудился и в "пятидневку" и так, потому, знаю, что с чем сравнивать. Где-то это несколько снизит производительность труда, где-то повысит. Общий баланс изменится, но не критично. Только, баланс-балансом, а люди, это - главное!
"Ровно было на бумаге, да забыли про овраги!"(с). Всё это лишь наброски, конечно. Многие детали нужно уточнять, где-то я не додумал что-то. Разрабатывать и задействовать подобные проекты нужно слаженной группой. Думаю, что так оно и будет, впоследствии. Думаю, излишне объяснять, что в нынешнем государстве всё это невозможно. Что не означает невозможность в принципе. В национальном государстве с.х. и экологичные поселения обязаны иметь приоритетное значение. За ними будущее, а не за загаженными и вонючими городами. Сочувствую потомственным горожанам, которые не смогут, возможно, понять, до конца, моей концепции. Хотя, думаю, что, когда они увидят подобное в работе, их мнение поменяется. Родовая память пробуждается, бывает, и через несколько поколений.
 

Проекты, Светлая Русь

Previous post Next post
Up