С утреца на свежую голову и старые дрожжи.

Dec 02, 2012 08:51

По ссылке http://vchernik50.livejournal.com/400367.html
Статья о том, что писатели уходят из ремесла в связи с пиратством.
Хотел ответить там же, но внезапно написал чуть больший объем, чем рассчитывал.



Поэтому - вот тут.
Какое ощущение складывается?
Складывается ощущение, что писатели лучше всего себя чувствовали именно до наступления эпохи современного дикого капитализма. Социалистическое государство о писателях заботилось. Пестовало их и лелеяло. Они могли писать и получать за свое писательство деньги, достаточные для нормальной жизни.
Правда, тогда были художественные советы, которые давали оценку творчеству - хорошее оно, гожее и достойное публикаций или - «иди-ка ты, дружок, трудись сантехником, это у тебя лучше получается».
(Тот же Бушков, кстати, первые книги которого прошли на «ура», в последние годы пишет такое, что не только в бумажном виде не купить, но и в электронном читать тоскливо.)
Представим на минуту, что переход на электронные книги произошел при социализме. Что плохого? Писатель получает свой гонорар от государства в том же объеме (а то и больше, в связи с уменьшением накладных расходов на полиграфию), читатель тратит меньше денег на покупку книг (а то и совсем не платит, ведь основная плата за книги - плата за полиграфические услуги и доставку), худсоветы становятся всенародными (каждый читатель в интерактивном режиме оценивает книги и гонорары писателей напрямую от них зависят). Хорошие писатели пишут, графоманы - стыдливо возвращаются к метле и лопате.

Сейчас - все по-другому. Регулирующая рука «справедливого» рынка, который дает всем «равные возможности». Даже тем, кто пишет или дикую конъюнктуру, или откровенно графоманские тексты.
Каковые, правда, некоторые творческие люди пытаются подкрепить административным ресурсом (как тот же Михалков).
В результате те произведения, которые продвинуты административно или подкреплены дико дорогой агрессивной рекламой, продаются за несоразмерные «талантам» деньги, а те произведения, которые можно просто спереть - спернутыми и оказываются.
Какой отсюда вывод?
А вывод простой.
Или - возвращать обратно социальный строй, при котором у писателей есть большой шанс спокойно заниматься творчеством и не думать о куске хлеба.
Или - прекращать ныть, идти в дворники и писать книги по ночам, в свободное от работы время. Не смогут? Значит не сильно-то и хотелось. (Не смогут? Не приучены держать в руках инструмент тяжелее клавиатуры? Тогда - естественный отбор гуманного рынка. Или - можно идти в штатные воспеватели современных баев, ханов и паханов. Хотя там - тоже высокая конкуренция. «Кто похвалит меня лучше всех, тот получит большую конфету!» …кто похвалит хуже - секир башка.)
А ныть и жаловаться на пиратов… Ничего, кроме брезгливой жалости, такие жалобщики не получат.
Давайте вспомним вот такой пример. (Понимаю, не лучший, но - вот просто навскидку).
Тот же Кастанеда написал двенадцать книг (всего!!!) да сорок (!) лет. Его знают во всем мире и, после выхода в свет первой книги, он стал материально обеспеченным человеком.
Многие его приверженцы имеют не только электронные варианты книг, но в основном, именно печатные. Которые можно многократно перечитывать.
(Ну, что там они особо значимого находят - не знаю, но факт остается фактом - перечитывают.)
После Карлоса появилась могучая волна подражателей. И кто их особенно читает?
Вот в том и дело.
Наши же фантасты ставят своей целью не написание значимых и читаемых книг, а поток «вала». Чтобы, стал быть, иметь кусок хлеба (иногда с икрой). А что там воспримут читатели, которые покупают книги не из-за качества, а из-за приверженности к брендам, их уже не сильно волнует.
Халтура стала знаменем подавляющего большинства писателей. И это правильно, поскольку за талант при капитализме не платят. Платят за массовый продукт.
Обратили внимание, какие именно книги сейчас лучше всего продаются?
Ага. Женские слезливые или восторженные романы, боевички на один раз, калькированные сериалы (что особенно мерзко) и… и все. Читать нечего. Даже в электронном виде.
А кого винить? Сами писатели сформировали такое восприятие читателя. Теперь - пожинают плоды своих трудов. Как говорится - не черт копал - сам попал.
Зачем, к примеру, я буду покупать книгу в бумаге, если, прочитав десяток страниц в электронном виде, я понимаю, что книга - полное фуфло? А если куплю в бумаге, то я уверен, что никто не станет возвращать мне деньги, если я приду к продавцу и потребую их назад из-за мерзкого качества продукта. Книги в бумаге - товар неликвидный принципиально. За исключением раритетных комиксов и антиквариата.
Я это горю не как принципиальный пират (хотя принципиально морально поддерживаю отечественного пирата), а как человек, который напокупал таких книг не одну сотню. И не одну сотню потом отнес в районную библиотеку задаром. Чтобы люди могли посмотреть и понять, что и им этот продукт не нужен.
Кстати, об административном ресурсе. Когда я принес книги в библиотеку в первый раз мне сказали: мы их на баланс принять не можем. У нас приказ - все книги до 20хх года (год меняется постоянно) ликвидировать из библиотеки, а закупать или принимать в дар только книги после указанного года. То есть, идет на государственном уровне замещение хороших книг на макулатуру. Именно с целью поддержки современных графоманов.
В общем, завершая…
Шахтеры на Горбатом мосту стучали касками в надежде, что их труд будет оплачиваться так же, как и раньше, а возможности получения дефицита вне очереди возрастут неимоверно.
Как получилось - все знают.
Писатели радовались свободе слова и надеялись, что можно будет писать халтуру и получать за это те же деньги, что и раньше.
Что получилось - мы видим.

P.S.
К Бушкову лично я отношусь хорошо. Мне очень нравятся его ранние произведения. «Летающие острова» и «Рыцарь из ниоткуда» - прекрасны. А вот то, что появилось в виде продолжения - халтура откровенная. И, подозреваю, работа не самого Бушкова, а его «негров». Хотя могу и ошибаться.
То же относится ко многим другим писателям. Начало - прекрасно. Продолжение - мучение высасывания из пальца хоть чего-нибудь.
Что лишний раз «весомо, грубо, зримо» подтверждает закон диалектического материализма - сознание определяется бытием.

капитализм, социализм, литература, социальная психология

Previous post Next post
Up