Проект № 170 "День летнего самовара "
http://https://zapovednik-2005.livejournal.com/1062401.html Я узнал тебя
Фёдор проснулся с ощущением праздника. Было воскресенье, на работу идти не нужно. Если всё получится, вообще не нужно будет туда ходить. Сегодня, 13 ноября 2022 года - исторический день.
Он быстро оделся, привёл себя в порядок и вышел из квартиры. Во дворе многоэтажки располагался гараж, где и должно было свершиться главное действо. Фёдор вошёл, зажёг свет, плотно прикрыл створки ворот. Посредине помещения стоял старый мотоцикл «Иж-Юпитер». Любовно погладив потёртое сидение, парень ещё раз внимательно проверил готовность. Водрузил на спину рюкзак, сел за руль и, глубоко вздохнув, по-гагарински бросил: «Поехали!»
***
Фёдору было семь, когда он влюбился. И влюбился не в девочку-одноклассницу, а в старуху. Впрочем, не совсем старуху. Лике Ветровой было тогда шестьдесят два, а в большинстве фильмов, где она снималась, намного меньше. В её героинь в фильмах Федя и влюбился. Он пересмотрел все доступные картины, где Лика мелькала хотя бы в эпизодах, и твёрдо решил, что обязательно женится на актрисе.
Шли годы, Федя взрослел, Лика старела, но детская мечта согревала душу, определив всю его дальнейшую жизнь. Сразу после своего «судьбоносного» решения мальчик записался в кружок юных техников и к окончанию школы имел уже несколько оригинально выполненных проектов. Учёба в политехе совмещалась с работой в конструкторском бюро, а после окончания института Фёдора пригласили в закрытый НИИ. Выполняя задания, он не переставал развивать собственную идею - создание машины времени.
При чем же здесь Лика? А вот при чём! Фёдор решил, что сконструирует машину времени и отправится в прошлое, где живёт молодая Лика. Своё счастье он видел только рядом с ней и собирался навсегда остаться там с любимой. По многочисленным интервью и книгам он изучил биографию Лики, знал мельчайшие подробности личной жизни и был уверен, что сможет завоевать сердце красавицы. Оставалось немногое - создать машину времени. И вот, спустя двадцать лет, мечта близка к воплощению.
***
Мотоцикл окутало дымом, трансформировавшимся в изоляционный кокон, мотор взревел, преодолевая хронопотоки. Не было ни гаража, ни многоэтажек вокруг. Мотоцикл стоял на пустыре. Рядом громоздились кучи мусора, за которыми виднелось несколько покосившихся домиков. Расчёт оказался верен. Это - 1962 год. Лике двадцать два, ему - двадцать семь. Он знает, где найти Лику и что ей сказать. Всё просчитано. Тем не менее, Фёдор ужасно волновался.
Люба Ветрова, представлявшаяся при знакомстве как Лика, училась в пединституте. Сегодня она получила распределение в глухую деревню Саратовской области, где ей следовало отработать три года. По воспоминаниям самой Ветровой, этот день стал поворотным в её жизни. Случай свёл её со Стасом Ложкиным, руководителем вокально-инструментального ансамбля «Трубадуры», и она на долгие годы связала судьбу с этим коллективом.
Фёдор выехал на дорогу и направился туда, где, как он знал, сейчас находилась Люба. Девушка шла по тротуару и думала о несправедливости жизни. Она мечтала стать актрисой, но ехать в столицу и поступать в театральный ей не разрешили родители. Пришлось идти в педагогический, где был небольшой конкурс, и пять лет изучать предметы, которые она ненавидела, а теперь предстояло ещё три года провести в глуши. Если не поехать, на другую работу по специальности не примут, а идти в уборщицы или посудомойки с высшим образованием не хотелось. Выступление в институтской самодеятельности давало хоть какую-то уверенность в себе, не позволяло зачахнуть мечте, но теперь и этого не будет. Она готова была буквально душу чёрту продать, чтобы вырваться из рутины и попасть на сцену.
- Привет! - рядом с Любой остановился мотоциклист.
Девушка недоверчиво посмотрела на высокого черноволосого парня с приятной улыбкой, стараясь вспомнить, где они могли встречаться.
- Привет, - так и не вспомнив, ответила она.
- Я узнал тебя! Ты - Лика Ветрова, - радостно проговорил парень. - Слышал, как ты поёшь. Я в полном восторге!
Люба улыбнулась. Хоть кто-то её оценил.
- Я - Фёдор Улыбкин, - представился парень. - Не хочешь ли прокатиться?
- С удовольствием, - неожиданно для себя откликнулась Люба.
Они мчались по улицам, потом выехали за город, ветер весело дул в лицо, унося грустные мысли. Пообедали в придорожном кафе, где самим разрешалось ставить пластинки на проигрыватель. Песни Майи Кристалинской и Эдиты Пьехи создавали лирическое настроение. Восторженно глядя друг на друга, они наслаждались происходящим. Не нужно было слов. Он знал о ней всё, а она была очарована тем, что видела.
В город вернулись под вечер. Фёдор объяснил, что со старой квартиры съехал, а новой ещё не обзавёлся, поэтому пока собирается жить в гостинице.
- Тебя увидел и обо всём забыл! - сказал он с обезоруживающей улыбкой. - Поехали в гостиницу устраиваться.
Любе не хотелось расставаться с новым знакомым, и она согласилась. В гостинице Фёдор показал какое-то удостоверение, и администратор сразу стала на порядок вежливее. Предложила номер-люкс, попросила обращаться в любое время. Номер, действительно, был шикарным: старинная мебель, шёлковые золотистые обои, огромная кровать.
- Неплохо! - бросил Фёдор, видя неподдельный восторг девушки.
- Это великолепно! - выдохнула Люба.
Фёдор мягко взял её за плечи, развернул к себе и, глядя в горящие волшебным светом зелёные глаза, продекламировал:
Я узнал тебя! Не стоит притворяться,
Будто не случилось ничего.
Сразу хочется и плакать, и смеяться.
Это счастье - только и всего.
Любу потянуло к нему как магнитом. Фёдор сжал объятия. Часа через два, когда они немного насытились друг другом и расслабленно лежали в уютной кровати, Люба начала говорить. Слова безудержно лились из неё. Рассказала про мечту стать певицей, про учебу в институте, про распределение и про свои сомнения о дальнейшем пути.
Фёдор слушал, периодически прерывая поток красноречия Любы поцелуями и подбадривающими репликами. О её реальном будущем он решил умолчать. Если бы она не села на его мотоцикл, через несколько минут к ней подошел бы Стас Ложкин. По воспоминаниям Ветровой, Стас обратился к ней со словами «Я узнал тебя». Потом эти слова легли в основу одноименной песни, с которой Лика Ветрова блестяще дебютировала на большой сцене в дуэте со Стасом, и которая в начале 60-х была к всех на слуху. Эту песню и процитировал Фёдор, но, конечно же, не собирался признаваться в плагиате.
- Я люблю тебя! - сказал Фёдор. - Много-много лет. И буду любить всегда. Выходи за меня!
В загс договорились сходить завтра. Вне себя от счастья, Фёдор тоже принялся рассказывать о себе. Документы он сделал на настоящее имя, чтобы не путаться, указав лишь более ранний год рождения. Про образование и школьные годы тоже особо сочинять не пришлось, можно было в основном сказать правду. О работе предпочёл не говорить вообще, упомянув лишь, что со старой уволился и собирается подыскать новую. Но, глядя в восторженные глаза любимой, Фёдор не удержался ещё от некоторых откровений, стараясь, впрочем, прикрыть реальность шуткой.
- А представь, Лика, - он продолжал называть девушку сценическим именем. - Представь, что мы не встретились, и ты стала знаменитой певицей и актрисой. Снялась во многих фильмах, записала сотни песен. Тебе восемьдесят два года, но ты одинока. И в этот время к тебе прихожу я. Такой как сейчас, двадцатисемилетний. И говорю, что можно вернуться в прошлое, где мы будем вместе. Но тогда придётся проститься со всемирной славой. Что бы ты выбрала: нашу любовь или славу?
- Конечно, любовь! - без колебаний ответила Лика. - Зачем слава, если рядом нет близкого человека? А тебя я как будто всю жизнь ждала. Нет, мне ничего больше не нужно. Только ты!
- Лика! - радостно воскликнул Фёдор, покрывая тело девушки поцелуями. - Я хочу признаться. Я, действительно, из будущего. Я прилетел из 2022-го. Там ты очень известна. Я влюбился в тебя и изобрёл машину времени, чтобы быть рядом. Когда ты сказала, что выбираешь любовь, у меня как будто камень с души свалился. А то я бы всю жизнь мучился, что лишил тебя славы. Спасибо, дорогая! Я так счастлив!
- Ты здорово придумал! - рассмеялась Лика. - Тебе нужно стать писателем. Какой неожиданный поворот! Нет, серьёзно. Попробуй фантастику, у тебя получится.
- Я говорю правду, - немного обиделся Фёдор. - И могу это доказать!
- Ну ладно, верю! - беззаботно махнула рукой Лика. - А машину времени покажешь?
- Ты её уже видела! - с жаром воскликнул Фёдор. - Это мой мотоцикл. На вид обычный «Иж-Юпитер», но на самом деле - машина времени. Сегодня, ровно в полночь, машина вернётся обратно в 2022-ой. Я запрограммировал такое возвращение, так как не был уверен до конца, что всё получится. А теперь через полчаса мотоцикл исчезнет, в этом мире не останется следов вмешательства, и я навсегда останусь с тобой.
- Верю-верю! - Лика закрыла Фёдору рот поцелуем. - А не захватил ли ты из будущего какой-нибудь книжки про меня? Чтобы осталась хоть память о несбывшемся.
- Представь, захватил! - ответил Фёдор.
Он извлёк из рюкзака увесистую книгу с цветными иллюстрациями. На обложке была фотография Лики и надпись: «Лика Ветрова - Я узнал тебя!»
- Она про меня? - замерла от восторга Лика.
- Эта и много других! - запальчиво продолжал Фёдор. - Теперь, когда ты согласилась остаться со мной, можно ничего не скрывать.
- Спасибо! - прошептала Лика, прижимая книгу к груди.
Она принялась перелистывать страницы, разглядывая фотографии.
- Канны, Венеция, Карловы Вары, - как зачарованная шептала девушка. - Сан-Ремо, Нью Йорк, Барселона. Это всё я?
- Конечно, ты! - подтвердил Фёдор. - Я же сказал, что ты очень известная.
Девушка порывисто встала и начала торопливо одеваться.
- Куда ты? - спросил парень.
- Я сейчас. На минуточку. Мне у администраторши нужно кое-что попросить. По женскому делу, - торопливо проговорила Лика.
Дверь люкса хлопнула. Фёдор блаженно потянулся. Получилось! Он и сам до конца не верил, но получилось же!
***
Лика пулей вылетела из гостиницы. До полуночи оставалось меньше пяти минут. Как мог он подумать, что общение с одним человеком может заменить всемирную славу? Дурак! Даже не дурак, а вор! Решил украсть у неё будущее! Из-за собственного эгоизма! Нет, она знает, что делать! Она вернётся в его время и будет жить там, но не старухой, а молодой, в самом расцвете сил! И она покорит мир, получит ещё большую известность! А этот псих пусть остаётся здесь и пожинает плоды своей глупости.
Подбежав к стоящему неподалёку от входа в гостиницу мотоциклу, девушка вскочила в седло и вцепилась в руль. Где-то пробило полночь. Мотоцикл окутало дымом, и мир исчез.
***
Лика открыла глаза. Она находилась в гараже. «Иж-Юпитер» стоял посередине помещения. Вдоль стен располагались непонятные приборы. Соскочив с мотоцикла, девушка подошла к двери. Створки были прикрыты, но легко распахнулись. Мир ударил по глазам яркими красками. Уже вечерело, и на многих зданиях горели огни. Не в силах отвести взгляд, Лика смотрела на переливающиеся надписи, на бегущие строки, на яркие рекламные щиты, где непрестанно менялись картинки. И такой красоты хотел лишить её этот урод! Как завороженная, она двинулась по улице, не переставая восхищаться всё новыми и новыми чудесами. На большом рекламном щите у перекрёстка появилась фотография седого старика и мигающая надпись: «Завтра прощальное представление великого клоуна Фреда!» Затем картинка сменилась рекламой хоккейного матча, потом призывом прийти на концерт популярной певицы Алисы.
- Лика! - голос показался знакомым.
Девушка обернулась. Глубокий старик, тот самый, фотографию которого она только что видела в рекламе, приветливо махал ей с другой стороны улицы. Чтобы не показаться невежливой, Лика подошла к нему.
- Как долетела? - в голосе сквозила насмешка.
Кто же это? Неужели…
- Да, это я - Фёдор, - словно прочитав её мысли, сообщил старик. - Теперь у нас ещё большая разница в возрасте, чем до моего отлёта. Мне восемьдесят семь, тебе на шестьдесят пять меньше. А когда ты жила здесь в преклонном возрасте, я был младше всего лишь на пятьдесят пять.
Старик засмеялся. Лике сделалось не по себе.
- Оставь меня! - с вызовом бросила она. - Ты хотел украсть мою славу, мой успех! Уходи! Я сама добьюсь известности и проживу ещё долго-долго в этом мире! Ты - ничтожество, мечтавшее примазаться ко мне. Прочь, пока я не позвала милицию!
Фёдор улыбнулся. Казалось, он ничуть не обиделся.
- Я уйду, - с деланым безразличием протянул он. - Но тебе будет трудно в нашем мире. Твой голос, которым так восхищались шестьдесят лет назад, сейчас не в моде. Главное нынче спецэффекты, реклама, раскрутка. Ты не станешь знаменитой без протекции, без поддержки, без денег. А кто тебе их даст? У тебя даже паспорта нет. И дома нет. При первой же проверке тебя заберут в полицию как лицо без определённого места жительства. И никому ничего не докажешь. Кстати, запомни, теперь у нас не милиция, а полиция. Хорошо, я ухожу.
Он отвернулся и двинулся к стоящей неподалёку серебристой машине.
- Федя, стой! - отчаянно крикнула Лика. - Помоги мне!
Фёдор остановился. Сделал приглашающий жест.
- Садись в машину. Поговорим.
Лика безропотно подчинилась. Она вдруг поняла, что все её мечты на новый головокружительный успех не имеют под собой никакой основы. Действительно, просто посадят в кутузку, и она ничего не сможет сделать.
Фёдор тяжело опустился рядом.
- Я ждал тебя, - произнёс после паузы.
Он завёл двигатель, и автомобиль плавно покатил по улице. По пути они почти не разговаривали. Фёдор был сосредоточен на дороге, а Лика продолжала рассматривать огни ночного города. Наконец, автомобиль остановился перед той самой гостиницей, где они ночевали в прошлый раз. За шестьдесят лет здание почти не изменилось. Правда, если раньше его можно было назвать шикарным, то на фоне нынешних небоскрёбов гостиница выглядела более чем скромно. Они оказались в том же номере, что и в первый раз. Здесь всё было как тогда. Та же мебель или очень похожая, такие же золотистые шёлковые обои, знакомая кровать.
Пока они шли, Лика обдумывала план действий. Фёдору от неё что-то нужно, раз он её встретил. А раз нужно, значит, она сможет получить от него помощь. Следовало быть ласковей, выслушать его. И, конечно, на всё соглашаться. Без его помощи ей в этом мире не пробиться и вообще не прожить.
Старик опустился в кресло, жестом предложив Лике такое же напротив. Девушка села и только теперь смогла хорошо рассмотреть своего спутника. Глубокие морщины пересекали дряблый лоб, ввалившиеся щеки были похожи на ямы, редкие пучки седых волос обрамляли почти голый череп. И лишь глаза оставались живыми на этом почти мёртвом лице.
Отдышавшись, Фёдор заговорил.
- Ты меня обманула, предала, бросила одного в чужом мире. Я долго вынашивал планы мести, надеялся, что доживу до дня, когда ты появишься. Представлял, что сделаю с тобой. Но теперь ничего не хочу. Всё прошло, перегорело. Может быть, я даже мог бы помочь тебе.
Приняв его слова за намёк, Лика встала и, обхватив руками шею старика, поцеловала того в губы. Фёдор хрипло рассмеялся. Отстранив девушку, он продолжил.
- Нет, ты не поняла. Я вообще ничего от тебя не хочу! А чем помочь подумаю.
- Ты теперь клоун Фред? - спросила Лика. - Я видела рекламу.
- Да. Когда я остался один, перепробовал много профессий. Решил, что обязательно добьюсь известности, и выяснилось, что моё призвание - смешить людей. Фред Улыбкин - звучит?
- Звучит, - согласилась Лика, с замиранием сердца ожидая «приговора». Она понимала, что раз Фёдор имеет вес в артистических кругах, то может что-нибудь сделать и для неё.
- Завтра у меня последнее представление, - задумчиво проговорил старик. - Потом на покой. Я тебя дождался. Больше ничто не держит. Деньгами могу помочь, конечно. Но ты ведь не этого хочешь?
- Не этого, - согласилась Лика. - Деньги тоже нужны, но, как понимаешь, я хочу того, чего лишилась.
- Могу с оформлением паспорта помочь, в цирк устроить, - перечислял свои возможности Фёлор. - Выучишься на акробатку или на клоунессу. Как тебе?
- Нет! - в голосе Лики звенели слёзы. - А нельзя мне обратно?
Фёдор задумался. Губы его беззвучно шевелились, будто старик вёл диалог с кем-то невидимым.
- Машину времени я, пожалуй, смогу настроить, - наконец, произнёс он. Только вот куда лететь? Если снова в твоё время, всё опять запутается. Ты можешь встретиться с тамошней Ликой. И я не буду Фредом.
- Федя, пожалуйста! - взмолилась Лика, снова попытавшись обнять старика. - Я навсегда останусь с тобой, буду любить лишь тебя и забуду о карьере актрисы.
- Хорошо, - вздохнул Фёдор. - Надеюсь, там тебе будет лучше. Но обещай, что станешь делать лишь то, что я скажу, и передашь мне тамошнему записку.
- Обещаю! - Лика едва не танцевала от радости. - Всё, что угодно обещаю.
***
Дым рассеялся. Мотоцикл стоял на пустыре. Рядом громоздились кучи мусора, за которыми виднелось несколько покосившихся домиков. Было пять минут первого ночи. Здешняя Лика уже улетела, а Фёдор ещё не начал её искать. Следовало, как приказал Фред, немедленно мчаться к Феде и передать записку.
После получасовой гонки по ночному городу Лика добралась до гостиницы. Оставив мотоцикл на прежнем месте, она бросилась в свой люкс. Фред говорил, что записку нужно передать как можно скорее.
- А я начал беспокоиться, - встретил её на пороге уже одетый Федя. - Думал, что-то случилось.
- Ничего не случилось! - почти прокричала Лика и обняла Фёдора. - На вот, читай! Сказали, что срочно.
Фёдор развернул записку. В ней было всего шесть слов: «Срочно улетай. Старт в час. Я.»
Он поднял глаза на девушку. Та смущённо потупилась.
- Как там? - одними губами спросил Фёдор.
- Ужасно! - Лика не знала, что сказать. - Я останусь с тобой и буду любить только тебя.
Фёдор криво улыбнулся.
- Я сейчас. На минуточку. Мне у администраторши нужно кое-что попросить. По мужскому делу, - проговорил он, отстраняя Лику.
Он пулей вылетел из гостиницы. До часа оставалось меньше пяти минут. Как мог он подумать, что общение с одним человеком может заменить Лике всемирную славу? Дурак! Даже не дурак, а вор! Решил украсть у неё будущее! Из-за собственного эгоизма! Нет, он знает, что делать!
Подбежав к мотоциклу, Фёдор вскочил в седло и вцепилась в руль. Где-то пробили часы. Мотоцикл окутало дымом, и мир исчез.