Начинаю свой рассказ о известном но в то же время мало известном художнике, Афанасии Ивановиче Шелоумове. Фамилия художника так похожа на традиционную фамилию донских казаков, что-то вроде, Сивобродов, но точного подтверждения казачьих корней художника я не нашел. Как это и повелось в моем журнале биографию художника вы найдете в интернете, я же остановлюсь более подробно лишь на деталях его биографии и на его творчестве.
Рассказ об Афанасии Ивановиче, является логическим продолжением тем, о лошадях, кавалерии, казаках и о их отображении в изобразительном искусстве в анималистике и батальной живописи. Тем более что, сам художник, является художником школы Самокиша о котором я рассказывал в одном из публикаций моего журнала. Художник прожил долгую творческую жизнь, на него обрушились все невзгоды, которые только мог придумать неспокойный 20 век. Он познал и радость побед и горечь поражений и неумолимый ход истории обращающий в прах, все что, было дорого этому человеку.
Интересное наблюдение. Шелоумов, так же как и Коссак, Самокиш, долгожитель. 90 долгих лет, жизни отмерял Господь, этому человеку. И в правду талант и работоспособность поддерживают в человеке огонь настоящей, творческой жизни.
Начну я наверное с одной довольно известной картины, которая попала по недоразумению, в иллюстрации в Казачий словарь - справочник Гордеева. Там она называется атака донских казаков на прусскую батарею.
Вот это произведение.
Несмотря а название, мы видим что, перед нами не донские казаки, Истинное название этой картины, Атака барона Врангеля, на прусскую батарею. Для несведущих скептиков поясню. На картине изображены русские кавалеристы (драгуны или еще кто-то), Что их отличает от казаков. Первое тип конного снаряжения, на трензельном оголовье, у казаков всегда были только уздечки, второе, винтовки через левое плечо, у казаков всегда через правое, третье в руках у кавалеристов, шашки драгунские, образца 1881 года с гардой. Обмундирование не принадлежит ни к одному виду, казачьих войск. Вот так вот господа! Всегда важно, знать материальную историю, дабы избежать глупых рассуждений об искусстве.
В творчестве Шелоумова есть и стандартные картины, без которых наверное не обойдется ни один русский "лошадиный" художник. Это изображение одного из символов России, теперь наверное России ушедшей - тройки.
Если брать конкретно эту картину, то в ней вы не увидите, символизма и гротескной экспрессии Самокиша, хотя у художника есть и другая картина в стиле "Тройка как символ конца России". Эта же картина пронизана реализмом, жизненной силой и пожалуй даже некой бытовой символикой.
Напомню, что в период начала Великой войны, художник движимый патриотическим порывом, надевает мундир улана, и садиться в седло. Как и все люди не лишенные творческих порывов и романтики Шелоумов был отличным наездником, и вскоре статного улана, заметили и произвели в корнеты. Тема войны также получила отражение в творчестве художника.
Интересно что, эта картина была куплена Музеем Советской Армии (ныне музей Вооруженных сил в Москве), называется она атака оренбургских казаков против австрийских улан (драгун?) и описывает решающий момент, сражения при Ярославицах. Само сражение подробно описано в моем ЖЖ, потому не вижу смысла останавливаться на его описании. Почему я заострил внимание что, эта картина была куплена советским музеем? Дело в том, что Шелоумов был не только солдатом Белой армии, прошел с ней все тернии, был в Галиполи, а потом в Югославии, он также примкнул в русским частям на службе вермахта, в Югославии, в годы Второй мировой войны. Если кто не помнит, советское правительство считало всех русских примкнувших к Гитлеру, предателями, не считаясь, с их гражданством на момент начала войны. И тем не менее, герой моей публикации был на стороне гитлеровской Германии. А потом счастливо избежал выдачи и обосновался в Мюнхене.
Разумеется такой художник не мог обойти стороной казаков. Казакам посвящена большая часть творчества Шелоумова. И действительно, когда мы говорим о лошади, то подразумеваем казака, и наоборот. Всадники восточноевропейских равнин, еще недавно бывшие естественной частью их пейзажа, нашли отражение на картинах мастера.
Разумеется колоритный образ кавказского казака, не мог быть обойден вниманием художника.
Я хотел бы заметить, что художник в течение времени, не остается рабом одной техники и если в начале его творчества мы видим стиль присущий русским художникам конца 19 века, т.е. стиль русского реализма, то скажем в изображении кавказского казака мы видим влияние импрессионизма, широкие мазки, игру пятнами света и тени, картина не только передает реальность она создает настроение и дарит ценителям вполне явное эстетическое наслаждение. Цветные тени, желто-коричневая палитра передает настроение жаркого дня, тревожность и непостоянство ситуации. Мощный конь, собран и спокоен, его мышцы расслаблены но пребывают с состоянии готовности, казак, готов выстрелить, во что-то неведомое и вместе с конем уйти вперед в неизвестность.
Не обошел художник и тему гражданской войны. Вот так в его глазах выглядит столкновение красных и белых конников.
Не буду касаться сюжета данной сцены, выскажу лишь свое мнение. Если убрать из сюжета людей и коней, то картина могла вполне бы сойти за творчество Томаса Кинкейда, так сказочно и кукольно выглядит пейзаж.
Шелоумов все же только баталист, он и художник - "лошадник", любовь к лошади, к ее стати нашло отражение во многих его работах.
Вот одна из них. Можно сказать лошадиный портрет.
Приведу еще одну картину над которой любят позабавиться некоторые горе - ай - ти, художники. Это довольно известное полотно, с Богданом Хмельницким во главе запорожского войска.
Не могу сказать, что техника исполнения мне нравится. Есть в этой картине что-то лубочно - открыточное. И не удивительно! В творчестве художника, есть период, когда он создавал сюжеты для открыток!
Хочу добавить, что художник, все же оставался патриотом России. Будучи в Мюнхене, он принял деятельное участие в организации выставки посвященной годовщине войны 1812 года.
На этом пожалуй буду заканчивать, а впереди еще много художников и тематических обзоров. Следите за журналом!