Генерал Гурко В.И. командир 1-й кавалерийской дивизии.
О важности темы. Рейд Первой кавалерийской дивизии имел целью произвести разведку в целях определения направления движения основных сил немецких войск. Разведка была проведена правильно и были получены необходимые результаты но они были не правильно оценены, что в последствии привело к катастрофе русской армии в Восточной Пруссии.
Перед тем как начать изложение оперативно - тактических действий Первой кавалерийской дивизии, я хочу познакомить вас с театром военных действий. Восточная Пруссия располагает огромными лесами. Роминтенская пуща, Тцулкиненский лес, Ротебуде, Астравишкен. Не все эти леса были проходимы. На значительной части направлений движения русской конницы выставлялись проволочные заграждения. Местные жители, охотники и егеря, готовили засады. Кроме того Восточная Пруссия располагает крупными реками, Инстер, Ангерап, Роминте, берега которых часто были заболоченными. Мазурские озёра между Ангербургом и Иоганнесбургом, имели протяжённость на 70 км, с севера на юг и имели ширину до 20 км. Все возможные направления движения вероятного противника, были укреплены, а дистанции огня артиллерии хорошо пристрелены. Связь между населёнными пунктами осуществлялась посредством телефонной связи. Телефоны были на каждой отдельной ферме. В качестве общей оценки можно сказать, Восточная Пруссия была не пригодна для действий больших масс кавалерии.
Рекогносцировка в поле.
Основной проблемой для русской кавалерии было отсутствие егерских батальонов, и налаженных систем снабжения в частности не было грузовых машин для подвоза провианта, фуража и боепитания, которые в изобилии водились у немцев. Не было и велосипедных частей. Но эти части будучи «рабами дорог» не высоко показали себя в боевых условиях. Первые стычки с «боевыми велосипедистами» произошли у города Ангебург, где два эскадрона сумских гусар вступили в перестрелку в немецкими велосипедистами. Но последние увидев что, кавалерия обходит город с севера быстро ретировались на юг. Первая кав. дивизия вела активную разведку в полосе Ангербург - Летцен силами Первого Донского казачьего полка. Петроградский уланский полк вёл разведку в направлении Дрейтфург - Бартен - Кольбинен - Шипенбейл, сумские гусары вели разведку на направлении Персвельде - Норденбург - Гердаун - Фриденберг. Разъезд улан ушёл в направлении Ростенбурга. Началу рейда предшествовала переписка генерала Гурко со штабом Первой армии следующего содержания. «Могу ли я действовать более активно в связи с отходом противника после боя у Гумбинена?» Ответ «Конечно, пришло время действовать более энергично. Наблюдая Летцен, разведайте полосу Летцен - Ангербург - Даркемен. Вам необходимо выйти на фронт 5-й стрелковой бригады. Фронт бригады Даркемен - Медунишкен»
Карта оперативных действий 1-й кав.дивизии Русской императорской кавалерии.
Дивизия двинулась в направлении на Коварен для выполнения поставленной задачи, вступая в стычки с боевым охранением немцев. Разъезд состоящий из взвода сумских гусар под командой корнета Георгиади столкнулся с разъездом спешенных конных егерей немцев и вступил с ним в перестрелку. Вместо атаки в лоб, храбрый корнет принял решение перейти реку вплавь, удачно выполнил обходной манёвр и начал обстреливать немцев с тыла. Противник пришёл в замешательство и стал отходить на Запад. Во время боя корнет Георгиади был ранен. В начале войны русские кавалерийские офицеры часто становились жертвой ненужного геройства и становились жертвами огня противника. Этому способствовала и недооценка мощи и дальнобойности современного тогда оружия. При подходе к г. Коварен было получено донесение от командира развед.эскадрона петроградских улан ротмистра Папчинского что, противник спешно грузился в вагоны, и даже в спешк пристрелил 30 лошадей, которым или не нашлось места в вагонах, либо они были больны. По найденной пачке писем и по штемпелям на них стало ясно что, на станции была 3-я германская ландверная дивизия. Разведчики сумского полка, ротмистра Маркова доносили что, между Пересвельде и Норденбургом обнаружены остатки бивуаков отходящего противника. Отход был спешным, кавалеристы находили упавшие с подвод ранцы и иные детали амуниции. В спешке немцы даже оставили написанные мелом названия дивизий. При этом немцы рассыпали по ходу движения Первой кав. дивизии мелкие пехотные заслоны, которые сильно задерживали движение кавалерии. 11 и 12 августа дивизия вышла к Норденбургу. Выслав вперёд несколько офицерских разъездов, штаб дивизии получил донесение, что город оставляется без боя, пехота отходит в батальонных колоннах, местные жители бегут. Войдя в город русские кавалеристы обнаружили госпиталь с 400 раненными, которые принадлежали к 35 пехотной дивизии, которая была перед этим серьезно потрёпана русскими войсками возле Гумбинена. Высланные разъезды обнаружили немецкую пехоту отходящую на легке, их ранцы везли грузовики. Противник выставил сильные заставы, преграждающие путь кавалерии. Это были части 6-й ландверной бригады.
Германские уланы.
Ночью из штаба армии пришел приказ. «Дивизии занять и разрушить ст. Коршен, провести разведку в направлении линия Бартенштайн - Бишофштейн. Две сотни донцов присланные на фронте Ангербург - Летцен, по фронту противника не обнаружили но сообщили что, Летцен занят пехотой противника имеющего сильное боевое охранение.
14 августа, донские казаки с приданной конной батареей, двинулись в обход станции Коршен в направлении деревни Глаубитен, имея целью произвести разведку для занятия этого важнейшего ж.д. узла в Восточной Пруссии. Было установлено что, станцию обороняет ландвер. За станцию завязался упорный бой. Спешенные эскадроны, петроградских драгун и сумских гусар, пытались выбить противника из укреплений попав под шквальный пулемётный огонь. В цепи была вызвана пулемётная команда Сумского полка. Обстановку облегчало то, что у противника не было артиллерии. Все ждали обходного манёвра донцов. Но казаки полковника Грекова наскочили на немецкую кав.дивизию на марше, и начали обстреливать её орудиями конно - артиллерийского взвода. Немцы выставив против донцов заслон упорно двигались на Кремиттен. Донцы двумя сотнями развернувшись в лаву всё время наседали на немцев то налетая то отходя. И эти атаки имели своё действие. Немцы не дойдя до Кремиттена, стали уходить на юго - восток. Русская кавалери в конном строю, атаковала фермы между деревнями Полехен и Шенфлис, с дистанции двух вёрст ворвалась в опорные пункты противника смяла и уничтожила его. Были вырублены все кто не бросил оружие. Донцы всё ещё наседали на отходящую немецкую кавалерию несясь на неё с гиком и со стрельбой с коня. Немцы два раза строились для встречной атаки но донцы есаула Конькова, тут же откатывались назад изнуряя противника. Бесконечные атаки донцов сломили немцев и к 17 часам станция была занята спешенными гусарами.
Описывая эти события многие задавались вопросом. Как мог генерал Ренненкампф имея пять с половиной кав. дивизий, имея несколько самолётов упустить движение немецких войск после боя у Гумбиннена который был закончен 7 августа и дать им выйти во фронт 2-й армии Самсонова? Общее мнение участников тех событий сводится к тому что, штабу армии была внушена ложная идея об отступлении немцев к Кенигсбергу и далее в Висле. Ни штаб фронта, ни штаб армии не предполагали возможной переброски немецких войск на фронт 2-й армии, хотя в распоряжении русского командования были результаты командно - штабных игр немецкого Ген.штаба, ещё в 1912 году. Все сведения получаемые в ходе рейда Первой кав. дивизии, например о переброске 3-й резервной германской дивизии к Алленштейну, об обнаружении колонн 6-й ландверной бригады, документы с железной дороги, всё это встречалось с недоверием и отбрасывалось, поскольку не укладывалось в заранее выдуманный шаблон. Ничего не напоминает? Всё это привело к тому, что 17 и 1 германские резервные корпуса, из района Фридланд - Шипенбейль прикрываясь сильным сторожевым охранением, присоединив к себе 6-ю бригаду ландвера, обрушиваются как, лавина на головную 4-ю пехотную дивизию Русской армии и начинают сминать Шестой корпус Русской армии в районе Бишофсбурга. Разведка 1 кав.дивизии была близка к раскрытию планов противника, эскадрон ротмистра Папчинского в ночь 12 августа ночевал в 4 верстах от Шипенбейля, донесения его были точны и своевременны и если бы они были приняты к сведению, то движение немецких корпусов и их истинное направление движений было бы раскрыто. Разведка частей генерала, Хана Нахичеванского перейдя Прегель обнаружила западнее Инстенбурга посадку немецкой пехоты в вагоны, но поскольку графики движения были уничтожены, то выяснить направление их движения было не возможно. Авиация в следствии ограниченного радиуса действия помочь не смогла. Кавалерия сделала всё что могла ...
Непосредственно о боях в Алленштейна будет рассказано в следующей публикации.