Два сообщения ниже из тогдашней прессы ( декабрь 1928 года ), цит. по книге М. Вострышева "Москва сталинская".
15 декабря. Газета «Рабочая Москва» сообщала: «Несмотря на поднятую газетами кампанию против рождественского украшения магазинов, витрины магазинов до сих пор еще имеют "праздничный" вид. Вчера наш сотрудник имел по этому поводу беседу с заведующим орготделом МСПО тов. Хотинским и председателем Бауманского кооператива тов. Травкиным. Из беседы выяснилось, что витрины стали украшать елками, безделушками, блестками и т. п. по инициативе завмагов. Никаких указаний об украшении витрин не было. Тов. Хотинский сказал нашему сотруднику, что оплошность завмагов будет немедленно исправлена. Внешний вид магазинов и витрин в эти дни ничем не должен отличаться от обычной будничной выставки товаров».
Вид со ступеней памятника Александру III (уже снятому) на Москворецкий мост, Большой Кремлевский дворец Москву-реку, 1928 год. фото из журналу "Иллюстрированная Россия" №52 за 1928 год.
Середина декабря . Губернская конференция антирелигиозников обратилась в Моссовет с ходатайством «принять административные меры к прекращению рубки и продажи елок, а также подбора специальных "ассортиментов" праздничных товаров и елочных украшений».
Из записи в дневнике московского историка И.И. Шитца за 16 дек. 1928 года:
"Перед Рождеством по новому стилю (которого верующие не признают) ударили из пушек по воробьям: повели антирелигиозную пропаганду. В числе лозунгов, выставленных на заборах, были и такие: «боремся за культурный, безбожный быт против дурманного наследия царизма - религии и алкоголя»".
- Как же так при твоем положении - и вдруг... елка!
- Да, но ведь она у меня с красными лампочками!
Рис. из журнала Крокодил №48 за 1928 год
Эмигрантская газета "Возрождение" свою заметку в номере от первого января 1929 года назвала "Победа детей":
"Все резолюции и приказы советской власти оказались бессильны: дети победили, и в Москве оживленно торгуют
рождественскими елками. ЦК союза безбожников обратился с открытым письмом к президиуму московского совета, в котором сообщается: «Елочные базары полны безжалостно срубленным молодым лесом. Государственные и кооперативные магазины бойко торгуют елочными украшениями. Они, идя навстречу массовому спросу, помогают нашим классовым врагам, укрепляя в среде молодежи религиозные пережитки». ЦК союза безбожников требует запрещения дальнейшей продажи елок и ввоза их в пределы города".
9 января 1929 года "Возрождение" публикует такое сообщение:
Лондон, 8 января. Рижский корреспондент «Таймса» сообщает : Русские люди отпраздновали Рождество, несмотря на все запреты большевиков. Рабочим было предписано являться на фабрику, но, несмотря на это фабрики пустовали. Общество безбожников устроило различные увеселения для того, чтобы отвлечь верующих от церквей.
Рисунок из "Пионерской Правды" от 22 дек. 1928 года:
Из того же номера газеты:
См. также:
Новый год и рождество в Москве в 1928 году Новый год и рождество в Москве и Ленинграде в 1930 году Советские новогодняя елка и Дед Мороз, 1930-е годы