Один из экземпляров был запечатлен Маргарет Бурк-Уайт в Магнитогорске в 1930 году:
Один из заинтересовавшихся в интернете столь оригинальной скульптурой, предположил: а не Ленин ли это? Bernard L. Koten из Нью-Йорка прислал в 1943 или 1942 году в редакцию журнала LIFE фрагмент этой фотографии, в сопроводительном письме он написал, что это фигура робота, символизирующего промышленность. Фото и письмо были опубликованы в журнале от 29 марта 1943 года.
Еще один снимок, сделанный Бурк-Уайт, того же робота:
Настоящим заповедником подобных художеств была Москва. Вот "Рабочий", поставленный около Воскресенских(Иверских) ворот, рядом с Красной площадью:
Фото из книги "Москва. Социалистическая реконструкция пролетарской столицы", 1932 год. Газета "Вечерняя Москва" сообщала 29 апреля 1930 года: "Когда подходишь к Красной площади со стороны Тверской, бросается в глаза монолитная фигура рабочего, установленная сегодня на Иверских воротах". Ворота были снесены в 1931 году.
"Рабочий", площадь Свердлова, 1 мая 1930 года:
В 1930 году, может, несколько дольше, на Крымском Валу стояло и такое чудо, тут две разных фотографии:
Эта же скульптура под названием "Промфинплан" на Красной площади 1 мая 1930 года:
Еще цитата из газеты "Вечерняя Москва" от 29 апреля 1930 года: "В центре Красной площади, где было некогда Лобное место, воздвигается чрезвычайно интересная конструкция. Несколько рабочих разных национальностей будут здесь высоко держать в день 1 мая развевающиеся красные флаги". Назвали эту конструкцию "Интернационалом":
Москва, Ноябрьские праздники 1932 года:
В Ленинграде - "Рабочие со знаменами", 7 ноября 1930 года:
Все-таки самым выдающимся образцом, жемчужиной, конечно, в своем роде, мне кажется, была эта скульптура - "Колхозница" на площади Свердлова в Москве в 1931 году:
Фотография из книги: А. Кузнецова. А. Магидсон, Ю. Щукин "Оформление города в дни революционных празднеств", 1932 год. Авторы книги пишут:
«Декоративная скульптура "Колхозница" на площади Свердлова в Москве в перевыборную кампанию в 1931 г., работа скульптуров Сомовой и Смотровой. Скульптура отличается, как и большинство образцов нашей временной декоративной скульптуры, чрезмерной схематизацией, приводящей к извращению нашей действительности».
Еще один шедевр на обложке журнала "Рабис", где-то и ему нашлось местечко на площади Свердлова во время перевыборной кампании:
"Английский консерватор" в парке культуры и отдыха. Фото из книги Б. Земенкова "Оформление советских карнавалов и демонстраций" 1930 года:
Из той же книги - "Чан Кайши", установка из картона на пружинном каркасе:
"МТС". Площадь Свердлова 1 мая 1933 года:
У Красных ворот, 7 ноября 1933 года:
Также можно посмотреть:
Искусство дровоколки - в массы, советские скульптуры, 1929-1930 годы Девушки с веслами Ивана Шадра Девушки с веслами и другими предметами в руках скульптура Ромуальда Иодко Скульптурное оформление парка Горького в Москве в 1930-е годы Скульптуры сталинских времен