отказ от метафор

Feb 25, 2009 15:11

Борхес писал, что, конечно, метафора - это великая вещь, но каждый поэт (художник вообще) мечтает по большому счету обойтись без метафоры, вот только дается это избранным.

Пушкинское "Я вас любил...", где нет ни одной метафоры - так это дается только великим, только гениям? И в таком без метафор произведении главное все-таки эстетическая форма ( Read more... )

пикассо, о музыке, петрушевская, пушкин, метафоры, борхес, искусство

Leave a comment

Comments 29

psilogic February 25 2009, 09:22:08 UTC
а в музыке разве есть метафоры?

Reply

kaplly February 25 2009, 09:26:15 UTC
Должны быть, только я не берусь об этом судить, должны быть звуковые метафоры, должны, но как они там называются? Я боюсь тут что-нибудь не то сказать.

Reply

natabelu February 25 2009, 09:55:03 UTC
невозможно. у музыки другие выразительные средства.

Reply

kaplly February 25 2009, 12:52:32 UTC
Если понимать метафору широко как всякое перенесение или соотнесение двух, для того, чтобы родилось третье, то почему же в музыке это невозможно? Возможно. Наглядность в музыке есть, другая, понятно, но есть.

Reply


paulkosov February 25 2009, 09:31:42 UTC
Я как раз прочитал замечательный роман Джулиана Барнса "Попугай Флобера". В нем много цитат из Флобера, среди которых вот такая: "Меня стесняют метафоры, которые решительно преобладают во мне. Сравнения пожирают меня точно вши: я только и делаю, что давлю их, фразы так и кишат ими". По-моему, все зависит от природной склонности художника, от его манеры письма...

По поводу музыки. Вот это действительно очень сложный вопрос. Даже интересно - есть ли в музыке метафора?.. На ум приходит вот что. В опере Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" есть эпизод, в котором герой овладевает героиней. Там не только происходит соответствующее действие на сцене, но и музыка "подыгрывает" персонажам - фагот своей партией вполне натуралистично изображает естественные звуки. К слову, за эту партию фагота Шостаковичу при критике оперы сильно досталось. И во второй редакции оперы он оркестровку изменил.

Reply

kaplly February 25 2009, 09:45:08 UTC
А мне что-то приходят на ум включения звуков улицы живой в музыкальный гармонический ряд у Шнитке, да и у других подобное. Или экологический джаз. Но это на поверхности.

Reply

elena_demidova February 25 2009, 09:49:13 UTC
Кто про что называется - это я про себя. Не знаю про метафору в музыке, но вот такие проявления бьющей через край жизни в гениях (я в который раз вспоминаю вуди аллена с его "Мозг мой второй любимый орган") - это какая-то закономерность. И потому и простые линии, прямые чувства - жизнь ощущается и переживается во всем ее объеме, как она есть, и не нужны какие-то сложные конструкции в помощь. Ведь на самом деле, когда автор пишет (или рисует, или сочиняет) на самом деле он же еще и не думает ни о каком зрителе или читателе, он для себя все это формулирует или проявляет на холсте, он сам пытается понять и сказать, и кому-то нужны метафоры и другие штуковины, онидействительно инструмент познания, они говорят больше, чем слова из которых состоят, а кто-то - гений - может понимать и чувствовать напрямую, тогда и появляются "я вас любил" или простые линии... Имхо, конечно

Reply

kaplly February 25 2009, 12:58:08 UTC
Да, я думаю, это так, я про это, собственно и хотела сказать. Спасибо.

Reply


1_9_6_3 February 25 2009, 10:38:05 UTC
Некоторое погружение в смысл термина можно произвести здесь: http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-469.htm?text=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B0

Каждая линия имеет свой неповторимый характер. Художник не повторит свой росчерк в том, якобы единственном варианте - ощущение изменится, и линия отразит нечто иное.
Условность, многосмысленность и декоративное богатство простой формы - это высший пилотаж искусства, когда метафора не становится фигурой речи, а живет в пропорциях, в ритме фразы, приоткрывая те глубины образов, в которые может проникать наше восприятие.
Кстати, "нагляднее" всего это слышится в различных исполнительских интерпретациях одного и того же музыкального произведения.

Reply

kaplly February 25 2009, 13:12:40 UTC
Рисунок, элементом которого является, линия, в картезианской традиции, например, трактуется именно как изобразительная форма рационального-схема, фигура, основа. В этой традиции получается, что, да, линия и есть "первоклеточка" прямого сообщения в изобразительном искусстве.
В музыке - сложнее, хотя, опять-таки же в традициях пифагорейцев музыка выразима числом,числовым соотношением, следовательно, музыка в большей степени, чем что бы то ни было есть прямое сообщение. Но интерпретация - это соотнесение и перенесение (метафора в широком смысле, так как она трактуется в философии) этой основы с субъективным миром исполнителя - тогда, может быть, здесь и надо поискать музыкальную метафоричность?

Reply


ka_pell February 25 2009, 11:04:18 UTC
Мне думается, что есть времена, когда просто об "этом" уже сказано, и простое стало банальным, тогда особое художественное значение приобретает игра с метафорами. Иногда это аудитория, к которой обращено высказывание, ей нужна игра ассоциаций, сложность. Простое читается как примитивное. Почему гениальный Пушкин не читается гениальным в переводах?
В музыке свои законы, но мне думается, что там основа всего не мелодия, а ритм.

Reply

kaplly February 25 2009, 13:13:36 UTC
Да, соглашусь, метафора может скрыть банальность.

Reply


damoklov February 25 2009, 12:40:55 UTC
Метафоры - прятки в бесконечной Матрешке.

Reply

kaplly February 25 2009, 13:14:12 UTC
Чтобы не так было просто добраться до заветных смыслов?

Reply


Leave a comment

Up