История всероссийского кошмара: средняя школа

Jan 25, 2010 20:39


Прошлый год был годом молодежи... Уж не знаю, стало ли больше спорта и подвижных игр, реального общения и учебы, не знаю. Никаких отчетов не видно особо. Но этот год... этот год будет годом Учителя! Скоро закончится первый месяц учительского года, наверное, самое крупное событие - речь президента в видеоблоге.

Средне-школьные проблемы достали уже всех, кто давно отучился и тех, кто учится. Обсуждают чаще результаты проблем, и "просто" критикуют Президента, мистера Фурсенко, школьных учительниц и детей. А стоит: во-первых, посмотреть на корни причин; во-вторых, предлагать решения проблем.

Итак, откуда пошла есть средняя школа в нашей необъятной Родине? А ввели её коммунисты во время своего засилья, и заставили всех 9 лет отсиживать в средней школе. Смысл какой был? Один из смыслов - если оставить детей на воспитание родителям, их обязательно в религиозном духе воспитают, как пить дать. А коммунистам нужны были воспитанные (отформатированные) по-советски люди, в чьих головах были бы подконтрольные государству набор идей, идеалов и знаний. Политически задача ясная, у средней школы должны быть воспитательные функции, ибо на выходе должны быть "маленькие советские люди", а для этого было сделано так, что большая часть "дня" проводилась в школе. С этим - все понятно.

Но... дальше начались эксперименты, чтобы их не смешивать, о каждом по-порядку. Первый касался учащихся. Мальчики и девочки стали учиться вместе. Да, сегодня этому никто не удивится, удивятся лишь тому, что Пушкин учился в мужском лицее, и девочек с ним не было. А если бы они с ним учились... написал бы он про "чудное мгновение"?.. Ну об этом можно отдельно по-рассуждать. Важно другое - никогда такого не было, тысячи лет во всех народах воспитывались и обучались девочки и мальчики отдельно, всегда! Когда взрослели - обряд инициации или что-то еще. А тут начали учить вместе!

К чему это привело: взрослеющие дети стали наблюдать взаимный процесс взросления. В этом плане колоссальные стрессы, переживания, обиды, о которых редко кому рассказывают, стали испытывать девочки, все-таки процесс "превращения" в девушку слишком многое меняет, слишком многими переживаниями сопровождается. А на его фоне оскорбления, касающиеся одежды, прически, фигуры,родителей и т.д. приобретают особо жестокую и тяжелую ношу. Обращались ли к ним с уважением одноклассники? Учительницы? Как часто к ним обращались "девочки"? Хоть какое-нибудь различие в преподавании предметов, в приводимых примерах они слышали? Ситуация с мальчиками, наверное, еще хуже. Фактически родители отдавали их в страну женщин, одни учились рядом с ними, другие учили. Примеров для подражания просто не было. Невозможность становится мужественными привела к массовой женственности. Именно поэтому в Советском Союзе считалось, что те, кто не служил в армии - не настоящие мужчины. К 18 годам мальчики вращались исключительно в женских/смешанных коллективах. Стать сильным, самостоятельными они могли лишь в армии. Но пока они туда пойдут... В средней школе будет полный кошмар с дисциплиной! Всегда в смешанных классах будут мальчики-клоуны, всегда будут девочки-хамки, всегда будет дисциплина "хромать". Мальчики захотят показать девочкам свою крутизну через непослушание, девочки будут стремиться утвердиться тем же путем. Писать про истоки и результаты проблем учащихся можно бесконечно долго. Мне посчастливилось некоторое время учиться в мужском коллективе, некоторое время преподавать в женском классе/студенческих группах, и никогда (!)проблем с дисциплиной не было, хотя в группах были обладатели распространенных сегодня пороков и недостатков. Вопросы практически и не поднимались, либо начинали работать какие-то саморегуляторы, либо небольшие изменения в правилах все расставляли по своим местам.

Второй эксперимент - учителя. Год какбэ - год учителя. Только, вот, с тех пор, как стали заведовать страной коммунисты, учителей школьных не стало. Кого-то расстреляли, кто-то не родился, кто-то еще как-то где-то затерялся. Школу захватили женщины. Сейчас, опять же, это никого не удивит, но женщины практически никогда никого публично не учили. Учили всегда мужчины. Теперь же чувства, эмоции, симпатии стали мерилами оценок, критериями справедливости. Кстати, а где же те женщины, которые свои эмоции покорили? Которые оценивают учеников не по тому, понравился/понравилась или нет? Где те женщины, которые не дав однажды оценку "троечника/троечницы", не продолжали бы до окончания школы придерживаться этого мнения? Раньше вел разные занятия у первых курсов в разных ВУЗах, встречал этих учеников/учениц, у некоторых психологические травмы настолько сильны, что они не могут избавиться от страхов... Они просто не могут говорить на занятиях... А с годами особенности женской психики стали дополнять особенности женщин, не встретивших семейного счастья (или, хотя бы, "просто" мужчин)...

Прежде чем назвать хотя бы несколько путей решения накопившихся из определенных источников проблем, надо бы заметить: проблемы накапливались, не все появились сразу, но с годами радостные исключения стало все сложнее искать.

Итак, пути и решения:
1) Четкая госцензура в отношении кинематографа и сми. Хватит уже пропагандировать образы дурочек-учительниц, женоподобных учителей! Ералаши и разные фильмы уже нанесли серьезный удар по образу учительниц и учителей! (никто не хочет ничего сказать про сериал "Школа"?...) 
2) Привлечь мужчин в школы. Сейчас, кстати, самое время - работе будут рады только что выпустившиеся из ВУЗов педагоги.
3) Ввести право на раздельнополое обучение как на уровне классов, так и на уровне школ. Можно пару экспериментов провести, почему бы нет? Мужские или женские школы,думаю, проблемно будет организовать, а, вот, классы - не сложно, а еще проще - часть предметов вести отдельно, например, химию можно и совместно изучать, а, вот, гуманитарные и социальные предметы - вполне можно отдельно. А если ввести (вернуть!) военную подготовку, увеличить часы физкультуры, то, глядишь, дети оторвутся от компьютеров и восстановят свое здоровье..
4) Сократить количество учеников в классах до 12 (максимум 15). Решит проблемы успеваемости, дисциплины и т.п.
5) Объяснять через сми, личное общение родителям, что СССР, в котором они родились, больше нет. Ведь, сегодня родители даже не знают, что государство отказалось воспитывать их детей в средней школе, а сами родители на себе в массе никогда не испытывали родительского воспитания, они не знаю что это такое. И, вероятно, не догадываются, что им надо учиться этому!

P.S. Мнение школьных учительниц весьма прогнозируемо. Они заложницы системы, ничего хорошего от них не жду в плане идей. Они хоть как будут возмущаться, ибо привыкли быть по середине - между мужчиной и женщиной, а в данном случае - придется быть всегда и везде ЖЕНЩИНОЙ, хоть в женском классе, хоть в мужском. Есть, кстати, одно правило - чтобы система работала эффективно, нужно чтобы сотрудники менялись время от времени, больше 5 лет кто работает на одном месте/одной должности - это убиватели системы, и потерявшие тонус сотрудники. Хотите оживить школу - обязательную ротацию кадров вводите! (при этом идиотизмы современных аттестацией надо ликвидировать).

Россия, Образование, Кризис

Previous post Next post
Up