Долгое путешествие. Павел Косенко о философии приоритетов и творческом искажении реальности.

Jun 23, 2011 11:42


В мире не так много людей, обладающих пассионарными личностями - то есть, наделенных особым типом деятельной энергии, которая толкает человека вперед, к открытиям и достижениям. Когда встречаешься с ними, сам как будто заряжаешься частичкой их воодушевляющего духа. Именно к таким людям можно смело отнести нашего гостя. Павел Косенко - путешественник, популярный блоггер, и, конечно же, профессиональный фотограф.

- Приглашение на Сахалин стало неожиданностью?

- Да, это было неожиданно. Мне пришло письмо от Сергея Красноухова, в нем было приглашение приехать и прочитать лекцию в Южно-Сахалинске. Это было как раз после моей поездки в Новосибирск. И я согласился. Обычно приглашения в другие города поступают от людей, которым интересна тема фотографии. И они инициируют подобные мероприятия, давая возможность провести семинар. Потому что это удобнее, чем самому отправлятся на обучение куда-нибудь в Москву. Далеко не у всех есть финансовые и временные ресурсы. На Сахалине таким человеком оказался Сергей. Я был удивлен, потому что ему удалось набрать довольно большую группу для города с населением в 180 тысяч человек. Это значит, что сахалинцев действительно интересует фотография. К сожалению, мой первый визит на остров получается очень коротким, буквально в пределах суток, за которые мне нужно было поспать и провести 6-часовой семинар.

- С чем связан интерес людей к семинарам по фотографии? Ведь сейчас почти всю информацию можно найти в Сети.

- Как правило, причина в том, что эти люди активные и хотят знать больше. Действительно, сейчас вся информация есть в Интернете, и я сам выкладываю в открытый доступ много статей, совершенно бесплатно. То есть, если кому-то понравятся мои фотографии или то, как я работаю с цветом, он может просто почитать мой блог и там найти все, о чем я рассказываю аудитории. Я и мои коллеги в Москве предпочитаем придерживаться принципа «все было известно до нас», то есть мы не открываем Америку, а просто даем новый взгляд на известные вещи. Поэтому, когда какие-то люди приходят на лекцию, это значит, что им нужна либо дополнительная информация, либо личный контакт с человеком. И опять же, далеко не у всех есть время для самообразования. Это как с освоением иностранного языка. Можно заниматься по самоучителю, но большинство предпочитает курсы или занятия с носителем языка. Я тоже как бы носитель, у меня есть определенные наработки в области фотографии.

- Павел, в одном из интервью тебя охарактеризовали как «Гуру цветокоррекции». Как считаешь, справедлив этот титул или нет?

- Нет, настоящий гуру цветокоррекции это Андрей Журавлев, (его семинар в Южно-Сахалинске пройдёт 24-25 сентабря, заявки можно присылать по адресу: s.krasnoukhov@gmail.com). Я не занимаюсь непосредственно обработкой. Создание фотографии - это комплексный процесс. Именно цветокоррекцией занимаются инженеры по цвету и дизайнеры. То есть люди, которые обрабатывают сделанную кем-то картинку. А фотограф сам делает картинку, и у него процесс строится совершенно по-другому. Съемка производится под конвертер. То есть, зная, как будет идти обработка, ты соотвествующим образом делаешь фотографию. Поэтому цветокоррекция всего лишь часть комплексного процесса получения фото.

- Когда дело доходит до обработки цифрового снимка, есть какие-то допустимые пределы обработки, или фотограф волен творить, что хочет?

- Однозначно, обработка лежит на совести фотографа. И вообще задача фотографии - это не передача реальности, а ее творческое переосмысление. То есть, фотограф придумывает свой собственный мир. Если фотография просто фиксирует реальность, то это может быть фото на документы и прочие не творческие вещи. А я веду речь о творческой фотографии. Одна из главных ошибок, которую допускает фотограф, это когда он надеется, что его работы будут похожи на реальный мир. Если мы ограничиваем наше воображение только окружающим миром, мы будем вечно пытаться скопировать его красоту, но никогда не достигнем большего. Эти слова принадлежат Галену Роуэллу, американскому фотографу, который в 2002 году разбился на самолете, когда возвращался из фототура.

- Ты занимаешся только цветной фотографией?

- Я больше работаю в цвете, но черно-белые картины мне тоже нравятся. Где-то 10 проц. всех своих снимков я делаю в черно-белом варианте. Есть разные сюжеты. Одни лучше снимать в цвете, другие хорошо выходят именно на монохромных снимках. У меня есть наработки, как делать и то, и другое, но пока по факту у меня больше цветных фотографий. Черно-белые фотографии интереснее делать сериями.

- Какой подход к фотосъемке больше нравится - снимать сюжеты или делать отдельные кадры?

- Это большая тема. У меня есть свои соображения. Фотографы, которые занимаются творческой фотосъемкой, проходят разные этапы развития. Их долго описывать. В данный момент я перехожу от отдельно взятой красивой фотографии к нескольким красивым фотографиям, из которых формируется тема. Мне интересно стрит-фото и жанровая фотография. Не важно, что изображено на том или ином кадре, важно, что он передает. Я испытываю вдохновение, когда путешествую по странам Азии. Там я ищу отдельные картины, которые могут передавать нечто совершенно другое, а не то, что непосредственно на них присутствует. У меня есть друг Андрей Зейгарник, который как-то раз съездил в Камбоджу и привез оттуда фотографию своей жены. На фото она в легком платье выходит в дверной проем, и за ней как будто ничего нет, чистый свет. Так вот, приезжает он домой и показывает друзьям этот снимок. Они ему говорят, мол, нельзя было то же самое на даче снять? При чем тут вообще Камбоджа? «А вот нельзя, - отвечает Андрей, - не было такого настроения на даче». А в Азии вдруг возникло.
У меня похожий подход. Если я еду в Камбоджу, то не ради того, чтобы ее на снимках передавать. А для того, чтобы искать там вдохновение. Там оно проще приходит. Вдохновение можно где угодно искать, хоть дома. И к этому нужно идти каждому фотографу. Меня не интересует фотоотчет, не интересует фотоистория, с точки зрения последовательности событий. Мне интересна именно проработка темы, и отдельно взятая красивая фотография. Тема может быть любой: религия, время... хоть велосипед! Если велосипед фотографировать в разных странах, то это будут разные снимки. И по-своему странные. Фотографировать места путешествий ради самих мест я перестал еще два года назад.


- С чего начались твои фотопутешествия?

- Они появились из моих желаний путешествовать и фотографировать. Но чтобы эти желания совместить, нужно было очень много времени и денег. Три года назад я был во Вьетнаме. И там встретил человека, который 6 месяцев в году проводил на море, занимаясь серфингом. Ему было около 50-ти, но выглядел он лет на 35, наверное. Очень здоровый, физически крепкий. Я у него спросил, как ему удается по полгода проводить на море? А он мне ответил: «Это вопрос приоритетов. Ты имеешь то, что ты имеешь, и приоритеты расставляешь сам. Я отказался от семьи и детей ради своей цели - серфинга. Я отказался от денег, но зато моя жизнь построена так, что я занимаюсь, чем хочу». И вот эти слова глубоко запали мне в душу. Я задумался над своими приоритетами. Например, я не покупаю новую машину, хотя дома у меня фототехники на сумму хорошей европейской иномарки. То есть, мой приоритет в области фотографии всегда был выше прочих. Тогда я решил сделать путешествия вторым таким приоритетом. Для этого пришлось оставить офисную работу, уйти на какие-то свободные заработки. Я всю свою жизнь смог перекроить так, чтобы появилось время на путешествия. Наверно, не каждому подобное удается. Это было сложно, но у меня получилось. Таким образом, я имею возможность посещать в год не одну страну, а 5-7, а то и 10. Для меня это всегда было поводом для творческого поиска. Там по-другому голова работает.
Хотя на самом деле, настоящему фотографу не нужно никуда ехать, чтобы творить. Сейчас мои путешествия частично переросли в работу, я вожу группы по различным маршрутам. Я продолжаю много ездить, но тот прорывной этап, когда надо было вырваться из офиса, он давно окончен. Не обязательно так много путешествовать, как это делаю я.

- Ты продолжаешь совершенствоваться как профессиональный фотограф и преподаватель?

- Конечно. Последние 2 месяца я провел дома, и за это время развился как фотограф сильнее, чем за предыдущие полгода. Много читал, работал над своей книгой. Общался с большим количеством людей, чье мнение о фотографии для меня очень важно. Кроме того, процесс подготовки мастер-классов тоже весьма способствует развитию. Чем больше читаешь лекций, тем лучше твои знания оттачиваются и совершенствуются.

- В вашей семье кто-нибудь еще занимается творчеством?

- Так получилось, что я первый занялся, без опыта предыдущих поколений. И я чувствую, что мне недостает художественного образования. Читаю много книг по изобразительному искусству, по истории живописи и фотографии. Кстати, совсем забыл! Отец моей жены занимается живописью. Хотя он сам по профессии военный. Мы с ним многое обсуждаем, и это тоже реально помогает в творчестве. Потому что он действительно художник, всю жизнь смешивает краски.

- Было желание самому взять в руки кисть и встать к мольберту?

- Не получится, уметь надо. Я не умею, несмотря на то, что многое вроде бы знаю, как оно в теории должно быть. Несмотря на всю близость живописи и фотографии, это совершенно разные темы. Однако, необходимо знать и понимать законы изобразительного искусства. Когда я учился в джазовом колледже, то из 5 лет первые два года нас учили слушать музыку. Для того чтобы научиться играть, надо уметь слышать. Так же для того, чтобы научиться фотографировать, надо уметь видеть и понимать фотографии.

- Кстати, занятия музыкой никак не повлияли на твое творчество?

- Давно бросил, поняв, что это не мое, в отличие от фотографии. Хотя я очень долгое время был уверен, что мое. Долго себя убеждал, хотел чего-то добиться. Хотя интуитивно чувствовал, что я не буду этим заниматься. И со временем понимание пришло окончательно. Очень много усилий было потрачено, лет 15 жизни - а результат совсем скромный. Именно потому, что таланта не хватало. Я был неплохим исполнителем, но не очень хорошим сочинителем музыки. А это и есть самое главное. Это расстраивало и не давало удовлетворения. Потому и завязал с музыкой.

- В путешествиях приходилось видеть и фотографировать какие-то странные или необъяснимые вещи?

- Странное и необъяснимое зачастую возникает на фотографии уже потом, а когда фотографируешь, этого не замечаешь. Были места, которые поражали меня своей мистикой. И что странно, хороших снимков там сделать не получилось. И наоборот, на обычных снимках иногда может возникнуть какая-то другая реальность. Есть такое место в Камбодже - Бокор Хилл. Это заброшенный французский город в джунглях над пропастью, на высоте 1000 метров. Из пропасти постоянно поднимаются облака и окутывают эти руины. Место мистическое и необыкновенное, до него добраться сложно. Однако когда начинаешь снимать - ничего необычного не получается. Ну здания, ну туман. А ощущения передать не удается.

- Как ты предпочитаешь путешествовать?

- По-разному. Когда я только начинал путешествовать, я продумывал маршруты, узнавал достопримечательности. Сейчас меня намного меньше интересуют достопримечательности и вся трэвел-составляющая путешествия. Впечатления от места пребывания можно получить просто общаясь с местными жителями. Раньше я ездил с рюкзаками, потом мне это «бэкпекерство» надоело. Сейчас другой подход, вместо рюкзака беру с собой большой удобный чемодан, в который кладу нужные вещи. Я выгляжу как обычный турист, а не путешественник. Но по большому счету, путешествовать с целью пометить на карте как можно больше посещенных мест мне уже не интересно. Поэтому я приезжаю в отель, кидаю там свой чемодан, беру пару камер и отправляюсь фотографировать. Раньше старался остановливаться в самых дешевых гостиницах, теперь выбираю дорогие. Потому что за это время настолько мало спишь и ешь, что потом не хочется делить койку с тараканами. Путешествия для меня - это действительно хорошее вложение денег. Ты вкладываешь их в свою собственную жизнь, во впечатления. Это лучше, чем тратить средства на какую-то бытовуху.

- Сколько весит твоя сумка с фотооборудованием, если не секрет?

- Не секрет, около 15 килограммов. Как правило, я вожу с собой 3 камеры - 2 цифровых и 1 плёночную, 3-4 объектива и всякую мелочь. Обязательно - МакбукПро для отсмотра и обработки фотографий. Но чем дальше, тем больше снимаю на самый обычный айфон.

- Поступают ли предложения преподавать фотодело в каком-либо вузе на постоянной основе?

- Нет, таких предложений пока не поступало. Кроме того, в Москве мы с единомышленниками организовали и активно развиваем собственную фотошколу «Фотопроект». При этом я вообще не очень хочу делать карьеру преподавателя. В школе, в которой мы работаем с коллегами, я выступаю больше как организатор и идейный вдохновитель.

- И все-таки, как так вышло, у тебя получилось все, что было задумано? Это везение, или огромная целеустремленность?

- Когда чего-то очень сильно хочешь, обязательно получишь результат. Начинаешь заниматься тем, что тебе нравится, и рано или поздно возникает обратная связь. Предложения сотрудничества, какие-то заказы. У фотографа есть два пути. Можно бегать и всем предлагать свои услуги, а можно просто фотографировать и фотографировать. И если ты будешь делать это хорошо, заказчики рано или поздно придут сами. У меня никогда не было задачи продвигать свой блог, раскручивать имя или искать клинетов. Когда я работал в офисе, то просто занимался фотографией для себя. И все статьи были написаны, как рассуждения о моем увлечении. Потом это переросло в то, что меня стали просить рассказать о фотографии, потом стали предлагать вместе поехать в путешествие, и так далее. Вся эта коммерческая составляющая путешествий важна, но нельзя допускать, чтобы она превратилась в рутинную работу. Иначе получится тот же офис, просто на выезде. Мне не хочется хотелось бы быть путешественником, ЦЕЛИКОМ завязанным на каких-то коммерческих проектах и деньгах спонсоров. Подобное сейчас активно практикуется. И Федор Конюхов, и Артемий Лебедев участвовали в подобных мероприятиях, причем последний зарабатывает на них вероятно даже больше, чем на своей студии. Там очень серьезные суммы. Но чтобы делать бизнес на путешествиях, надо придумывать оригинальные трэвел-проекты для привлечения инвестиций. Я по этому пути двигаюсь очень острожно. Меня больше фотография интересует.

- Сейчас среди молодежи набирает популярность ломография - вид фотосъемки на очень дешевую пленочную фотоаппаратуру с целью получения непредсказуемых эффектов на снимках. Что вы думаете об этой моде?

- К ломографии хорошо отношусь. Сам не снимаю, но мне кажется, что это отличный способ расшевелить мозги, научиться видеть необычное в обычном. Раскрыть глаза и сердце. Есть такая программа для iPhone, называется instagr.am, она обрабатывает снимки с камеры телефона и стилизует их под пленку. Мне она очень понравилась своей лёгкостью («несерьёзностью») и тем, что позволяет выкладывать снимки в социальную сеть, где у меня практически нет подписчиков. В отличии от блога на LiveJournal, где их 12 тысяч. Таким образом я смог эксперементировать без оглядки на мнение аудитории. И это правда классно, по сути ты просто балуешься. Когда снимаешь на Canon Mark III стоимостью 8000$, то волей-неволей начинаешь относиться к каждому снимку как к потенциальному шедевру. А тут просто фотаешь на телефон как придется. Освобождаешься от страха снять не шедевр.

- Немного провокационный вопрос: Павел, у тебя есть слабости, в которых ты готов признаться?

- Ну... вино люблю сухое!

- Твоя философия или жизненное кредо?

- Хочется оставаться самим собой и развиваться. Когда у тебя появляется какая-то аудитория, трудно не начать подыгрывать ее интересам, особенно если это еще и деньги приносит. Деньги дают свободу и возможность заниматься чем хочешь. Но я делаю все, чтобы деньги оставались чем-то вторичным.

- Создаешь ли ты семейный фотоальбом, который потом останется детям, внукам и их потомкам?

- Семью не очень часто снимаю, если честно. Такой сапожник без сапог. Жена немного на меня обижается, и фотографирует сына на айфон. Мне интересно фотографировать семью, но не просто нащелкать на память, а делать это художественно. Для этого не всегда есть условия. Я плохой семейный фотограф. Но кое-что постепенно набирается.

- Ты интересуешься работами местных фотографов, когда отправляешься в какой-то новый регион?

- Нет, я не делаю каких-то региональных привязок и не выясняю, как снимают в Южно-Сахалинске, Тюмени или еще где-нибудь. С другой стороны, если я вдруг увижу хороший снимок, то, наверное, посмотрю кто автор и откуда он. Что происходит в регионах - не интересно, интересно то, что происходит с людьми.

- Ты бы спланировал фотопутешествие по Дальнему Востоку и Сахалину в том числе?

- Дальний Восток для меня всегда был мечтой, местом, где хотелось бы побывать. Особенно меня интересует ваш регион с точки зрения жизни коренных народов. С удовольствием поискал бы здесь какие-либо следы японских поселений. Подальше от цивилизации, поближе к тому, как живут люди среди того, что их окружает.

Беседовал Семен СЕРГЕЕВ
Редактор Владимир СЕМЕНЧИК
Фото из архива Павла КОСЕНКО
Печатную версию интервью читайте в газете
"Губернские ведомости" от 23 июня 2011 года

Ч/б фото Павла Косенко для газеты "Губернские ведомости":






















Фото Павла Косенко можно посмотреть в ЖЖ - pavel-kosenko

Интервью

Previous post Next post
Up