"Катехизис" британских унитариев

Nov 09, 2012 20:54

Натолкнулся в сети на весьма любопытный "катехизис" британских унитариев http://www.ukunitarians.org.uk/unitarian_whats_that.htm . Автор удачно согласовывает научные сведения в области библеистики и естествознания с теологией. Особенно катехизис должен понравиться тем, кто дилему теодицеи "Бог или не достаточно могущесвенный, чтоб влиять на события в мире, или не добрый" решает в пользу "Бог не могущественный" (например, один из последних постов на эту тему в моей френдленте http://yudhishthira.livejournal.com/8684.html ). Лично я же предпочитаю решать дилему в пользу "Бог не добрый". С признанием Бога не могущественным у унитариев связан другой деистский пункт: если Бог не могущественный, то Он и не может участвовать в событиях мира, Бог устраняется из мира, мир полностью десакрализируется. У Кальвина, что бы ни писал Макс Вебер (талантливый, несомненно, автор, но все же) мир весьма сакрализирован. Бог действует в мире и в человеческих делах через Свое Предопределение, Бог являет Себя миру через богочеловеческую личность Посредника, т.е. Христа, Бог духовно присутствует в таинствах Церкви. У современных унитариев же Бог устраняется от событий в мире и, следовательно, устранаяется и из личности Иисуса как земного человека. Отсюда естественен унитарианский вывод: к Христу нельзя обращаться в молитвах. Интересно этот вывод экуменистов унитариев сопоставить с выводом других более древних экуменистов, суфиев (напр., у Омара Ибн аль-Фарида (1181-1235), но не только у него), что Бог присутствует везде, в том числе в камне, и язычник, молящийся камню, в конце концов молится Богу, в камне присутствующему, а наипаче Бог присутствует в сердце мистика. Если ранние унитарии социниане вполне по-суфийски признавали присутствие Бога в Иисусе и на этом основании допускали молитвенные обращения к Иисусу как к богоносному человеку, посреднику между Богом и людьми, то в современном унитарианстве этого уже нет: мир полностью десакрализирован и (по мне тогда) скучен. Это, собственно, то, что лично мне не понравилось в этом "катехизисе". Остальное, в большинстве, понравилось: и про земную и небесную жизнь, и про "спасение", и про веру и разум, и что Бог - не три личности, и Святой Дух - не отдельная личность от Отца, а присутствие Бога в мире, и про Библию, и про Иисуса как историческую человеческую личность. Собственно, если использовать в качестве примеров западные теологические системы, то свою личную теологическую позицию я могу представить как смесь унитарианства (скорее социнианского, правда) и кальвинизма.

кальвинизм, сравнительное религиоведение, унитарианство

Previous post Next post
Up