ogreshinwrote
http://ogreshin.livejournal.com/605050.html : "По сети гуляет пятнадцать идиотских вопросов атеисту от некого Панюшкина. Я хоть и не атеист, но тоже поиграю".
Я тоже не атеист. Но умный атеизм мне ближе, чем фундаменталистское православие Панюшкина. Я без труда могу поставить себя на место атеиста и понять логику если не любого атеиста, то по
(
Read more... )
А вот с хосписом не совсем понятно. Зачем делать мир (и общество) более human friendly, если тебе в том обществе перекантоваться в лучшем случае лет 80? Успеешь ли ты заметить плоды своего труда? В голову приходит только стремление улучшить среду обитания для потомков, но это не аргумент для сторонников child free. Значит, по этой логике, те, кто могут, но не желают иметь детей, будут помогать другим только из прагматических соображений. Может, и так. У меня не слишком много child free знакомых.
Reply
Reply
Дело, кажется, было так. Имеем двух разных человек. Помещаем их в одну и ту же ситуацию, требующую сделать нравственный выбор. Допустим, эти люди принимают различные решения, одно из которых греховно, другое - нет. Затем полагаем, что второй человек имеет точно такой же геном и биографию, как и первый. Снова ставим их перед той же необходимостью сделать нравственный выбор. Результат, который вы предвидите - оба поступают одинаково.
Вопрос: а являются ли участники эксперимента вообще разными людьми в таком случае?
Reply
Reply
Reply
Reply
Так вот, если я не напутал, по-вашему, А, который не согрешил, не должен думать, что это его заслуга. А согрешивший в аналогичной ситуации Б не должен считать, что у него был шанс поступить иначе. Будь у А такая же, как у Б, жизнь (во всех деатлях биографии и контактов с живой и неживой природой), окружение и предки (вплоть до идентичности всей наследственной информации), то этот А делал бы те же нравственные выборы, что и Б.
Таким образом, всё, что ни делает человек, ни в коей мере не определяется его свободной волей, но обусовлено геномом и биографией. Верно ли я понял вашу мысль?
Reply
Reply
Reply
/Возвращаясь к субъективно свободной воле, можем ли мы говорить о значимости покаяния для отношений человека и Бога?/
Да, конечно. То, что воля обуславливается, это не значит, что она и ее проявления не ценны. Это значит другое: "не судите, и не судимы будете", если б вы, судьи, оказались бы полностью на месте того, кого вы судите, творили б то же самое. И вместо наказания преступника (грешника) нужно исправление, помещение в такие условия, которые будут способствовать общественно приемлемым поступкам (не греховным в Вашей лексике). И вот покаяние это путь такого исправления.
Reply
Reply
Представьте себе человека, столкнувшегося с моральной дилеммой. Как он решает, какое решение принять? Во-первых, он анализирует, что он лично хочет, что ему приятнее (здесь много от генов, хотя есть и от опыта), а также как его учили поступать в таких ситуациях, как на его тот или иной поступок посмотрит сосед дадя Ваня или кто-то еще, как другие люди поступали в таких ситуациях (а это все уже опыт). Решение поступить так или иначе ведь не принимается из вакуума, а на основе именно собственного жизненного опыта. Если человек всю жизнь с детства жил и воспитывался в банде преступников, то на вопросы "как учили", "как посмотрит другой авторитетный мне человек", "как другие известные мне люди поступают" он ответит: убивать, грабить, насиловать
Reply
Допустим, некто поступил так, что в его религиозной системе ценностей рассматривается как грех. Он не желает впредь так поступать, плюс он уже получил опыт греха и раскаяния. Теперь у него есть шанс волевым усилием отказаться от греха в аналогичной ситуации. Кроме того, этот верующий может, как вы говорите, изменить свой жизненный опыт. Например, начать упражняться в добродетели, противоположной совершённому греху. Я, конечно, излагаю на своём образном языке, но, может быть, в целом, верно понимаю вашу мысль?
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment