О Моцарте. Начало статьи "Взрослая жизнь юных гениев" и опрос

Sep 06, 2017 22:00

Когда-то давно я написала статью "Взрослая жизнь юных гениев". Хотела опубликовать ее в глянцевом журнале и получить хороший гонорар. Но не учла одной вещи. Для этой статьи слово "написала" не является точным. Мною написаны только несколько фраз-связок. Остальное - компиляция из нескольких источников. А для уважающих себя журналов нужны уникальные тексты. Так что ни в какой журнал эта статья не пошла. А читателям этого блога должна быть интересна.

Но статья длинная. А лонгриды сейчас читают только поисковые роботы гугла:) Поэтому я в данном посте публикую около половины первой части статьи. И прошу вас проголосовать в опросе, в каком формате лучше опубликовать оставшуюся часть.

Poll О публикации статьи о вундеркиндахВзрослая жизнь юных гениев (начало)
Если ты - "чудесный ребенок", или по-немецки вундеркинд, твоя взрослая жизнь начинается рано. Твои сверстники играют в войну или футбол, сверстницы - в куклы, а ты читаешь умную книжку или разучиваешь гаммы на инструменте, соответствующем размеру родительского кармана и квартиры. Для многих, из кого родители пытаются сделать вундеркинда насильно, это - особенно гаммы - тоска зеленая. Но если ты - истинный вундеркинд, то именно такая жизнь тебе нравится.

ВОЛЬФГАНГУ АМАДЕЮ МОЦАРТУ, похоже, нравилось, что отец его, в нескольких смыслах этого слова, заездил.



Родился Вольфганг 27 января 1756 года в Зальцбурге (Австрия). Его отец Леопольд был композитором, а также скрипачом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Старшей дочери Наннерль он начал давать уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, и сочиненная им для нее в 1759 году "Нотная тетрадь" с легкими пьесками пригодилась затем при обучении маленького Вольфганга. В возрасте трех лет Моцарт подбирал на клавесине терции и сексты, в пятилетнем - начал сочинять несложные менуэты. В январе 1762 Леопольд повез своих чудо-детей в Мюнхен, где они играли в присутствии баварского курфюрста, а в сентябре - в Линц и Пассау, оттуда по Дунаю - в Вену, где они были приняты при дворе (в Шёнбруннском дворце) и дважды удостоились приема у императрицы Марии Терезии. Это путешествие положило начало ряду концертных поездок, которые продолжались целых десять лет.

Как известно, "талантам надо помогать, бездарности пробьются сами". Леопольда вполне можно назвать продюсером сына. Как знать, сколько юных талантов зачахло из-за того, что родители не смогли или не захотели ни сами стать продюсерами, ни найти кого-то на эту роль.

География последующих гастролей, тщательно описываемых Леопольдом в дневнике, обширна - Прессбург (ныне Братислава, Словакия), Мюнхен, Людвигсбург, Аугсбург, Шветцинген (летняя резиденция пфальцского курфюрста), Франкфурт, Брюссель, Париж. В Париже семья провела всю зиму 1763/1764. Моцарты были приняты при дворе Людовика XV во время рождественских праздников в Версале и в течение всей зимы пользовались большим вниманием аристократических кругов. В это же время в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга - четыре скрипичные сонаты. В апреле 1764 семейство отправилось в Лондон и прожило там более года. Через несколько дней после прибытия Моцарты были торжественно приняты королем Георгом III. Как и в Париже, дети давали публичные концерты, во время которых Вольфганг демонстрировал свои поразительные способности.

Композитор Иоганн Кристиан Бах (девятый, младший сын Иоганна Себастьяна), любимец лондонского общества, сразу оценил огромный талант ребенка. Часто, посадив Вольфганга на колени, он исполнял вместе с ним на клавесине сонаты: они играли по очереди, каждый по несколько тактов, и делали это с такой точностью, что создавалось впечатление, будто играет один музыкант.

В Лондоне Моцарт сочинил свои первые симфонии. Они следовали образцам галантной, живой и энергичной музыки Иоганна Кристиана, ставшего учителем мальчика, и демонстрировали врожденное чувство формы и инструментального колорита.

В июле 1765 семья покинула Лондон и направилась в Голландию; в сентябре в Гааге Вольфганг и Наннерль перенесли тяжелое воспаление легких, после которого мальчик оправился только к февралю. Затем они продолжили свое турне: из Бельгии в Париж, далее в Лион, Женеву, Берн, Цюрих, Донауэшинген, Аугсбург и, наконец, в Мюнхен, где курфюрст снова слушал игру чудо-ребенка и был поражен его успехами. Как только они вернулись в Зальцбург (30 ноября 1766), Леопольд начал строить планы следующей поездки. Она началась в сентябре 1767. Вся семья прибыла в Вену, где в это время свирепствовала эпидемия оспы. Болезнь настигла обоих детей в Ольмюце (ныне Оломоуц, Чехия), где им пришлось остаться до декабря. В январе 1768 они добрались до Вены и снова были приняты при дворе. И тут Вольфганг пережил первый удар, нанесенный людьми. Он в это время написал свою первую оперу "Мнимая простушка", однако ее постановка не состоялась из-за интриг некоторых венских музыкантов. Снять стресс помогло творчество. Тогда появилась его первая большая месса для хора с оркестром, которая была исполнена на открытии церкви при сиротском доме перед большой и доброжелательной аудиторией; и еще несколько произведений.

Целью следующей задуманной Леопольдом поездки стала Италия - страна оперы и, конечно, страна музыки вообще. После 11 месяцев занятий и подготовки к поездке, проведенных в Зальцбурге, Леопольд и Вольфганг начали первое из трех путешествий через Альпы. Они отсутствовали больше года (с декабря 1769 по март 1771). Первое итальянское путешествие превратилось в цепь сплошных триумфов - у Папы и герцога, у короля (Фердинанда IV Неаполитанского) и у кардинала и, самое главное, у музыкантов. Моцарт встретился с Н. Пиччини и Дж. Б. Саммартини в Милане, с возглавлявшими неаполитанскую оперную школу Н. Иоммелли, Дж. Ф. Майо и Дж. Паизиелло в Неаполе. В Милане Вольфганг получил заказ на новую оперу для представления во время карнавала. Папа Климент XIV принял Моцарта 8 июля 1770 и пожаловал ему орден Золотой шпоры.

Весну и начало лета 1771 Вольфганг провел в Зальцбурге, но в августе отец и сын выехали в Милан для подготовки премьеры новой оперы "Асканий в Альбе", которая с успехом прошла 17 октября. А потом судьба повернулась к юному гению неприглядным местом. Леопольд надеялся убедить эрцгерцога Фердинанда, к свадьбе которого в Милане было организовано празднество, взять Вольфганга к себе на службу; но, по странному стечению обстоятельств, императрица Мария-Терезия прислала из Вены письмо, где в сильных выражениях заявляла о своем недовольстве Моцартами (в частности, она назвала их бесполезным семейством). Леопольд и Вольфганг были вынуждены вернуться в Зальцбург, не найдя для Вольфганга подходящего места службы в Италии. В самый день их возвращения, 16 декабря 1771, скончался князь-архиепископ Сигизмунд, который доброжелательно относился к Моцартам. Его преемником стал граф Иероним Коллоредо, и для его инаугурационных торжеств в апреле 1772 Моцарт сочинил драматическую серенаду "Сон Сципиона". Коллоредо принял молодого композитора на службу с годовым жалованьем в 150 гульденов и дал разрешение на поездку в Милан (Моцарт взялся написать для этого города новую оперу); однако новый архиепископ, в отличие от своего предшественника, не терпел длительных отлучек Моцартов и не был склонен восхищаться их искусством.

Продолжение следует

интересности, история, материал, портфолио, про меня, статья, нужен совет, опрос

Previous post Next post
Up