Вчера вышел «Ледокол», и мне в нем многое нравится.
На мой вопрос об общности «Ледокола» и «Красной палатки» продюсер Игорь Толстунов ответил со смехом: «Снег, он везде одинаковый». Посмотрев фильм, думаю, что это некое лукавство. Многие сцены и отдельные ходы «Ледокола» - это явный привет «Красной палатке», включая сцены с самолетами, песни, женские линии и коллизию «спасать - не спасать».
Правда, захватывающая катастрофа, которая происходит в первые минуты фильма, передает ряд приветов «Титанику», которых можно было избежать. Зато есть кульминационная схватка ледокола и айсберга в конце фильма - и она еще более захватывающая. Все это крутые, зрелищные вещи, пока не опробованные отечественным кинематогрофом.
Вот трейлер, он дает представление:
Click to view
В фильме показано гораздо больше. Жаль, что фирменная драматургия Николая Хомерики несолько ослаблена общей жанровостью происходящего, но все равно смотреть на сделанные им характеры значительно интереснее и приятнее, чем на схематичные фигуры, которыми обычно населены блокбастеры. А поскольку это лучшие отечественные актеры в лучшей своей форме, то на каждую роль можно заглядеться по отдельности: отчаянный Федоров, жесткий конформист Пускепалис, Хаев с прекрасным украинским акцентом, немой Яценко, поющий Паль. Сцена с «репетицией оркестра» пока «корабль не плывет» - вообще сильнейшая в фильме. Когда матросы, полярники и летчик в темном трюме корабля, остывающего во льдах, поют «Время есть, а денег нет» - это отдельный маленький катарсис.
У зрителя, конечно, неизбежно возникает вопрос про странный айсберг. Я понимаю, что это драматургическое допущение, и он меня не так сильно беспокоит. Что меня беспокоит - так это
второе пришествие соцреализма в наше большое кино. Понятно, что из постмодернизма надо куда-то двигаться, но все же хотелось бы вперед, а не назад. Противостояния и взаимодействия характеров могли бы быть интереснее, если бы они не сходили на нет как бы сами собой, как в достославные времена борьбы хорошего с лучшим. Все-таки мы ходим в кино, чтобы видеть, как конфликты усугубляются и разрешаются, а не затушевываются и проглатываются, как это в основном происходит в реальной жизни.
Хотя новому зрителю, похоже, нравится именно соцреализм.
БОНУС - «Время есть, а денег нет»:
Click to view