Журнал “ИНТЕРЕСНОЕ КИНО” с гордостью представляет crash-курс истории киноформатов.
Стандартным форматом кадра в кино и телевидении исторически был 4:3 (1,33:1). На самом деле мы не знаем, каким точно был формат первых фильмов, так как самый первый фильм в истории человечества, отснятый в 1888 году французом Луи Ле Принсом, в оригинале не сохранился. Еще одним пионером кинематографа был англичанин Уильям Фриз-Грин, его первый фильм датирован 1889 годом. В своей жизни Фриз-Грин еще многое сделал для развития кинематографа, но подлинным инноватором стал американский инженер Уильям Кеннеди-Лори Диксон, который работал у Томаса Эдисона. В 1890 и последующих годах он отснял десятки короткометражных фильмов. Именно он изобрел основы современного кинематографического процесса, включая 35-миллиметровую пленку.
К сожалению, Диксон и его прославленный шеф во многом не сходились во взглядах - Диксон хотел проецировать кинофильмы на большой экран, а Эдисон считал это бесперспективным, настаивая на производстве устройств для индивидуального просмотра. В 1895 году они окончательно разругались, Диксон ушел от Эдисона, чтобы впоследствии разработать с новыми партнерами киносъемочную камеру «Биограф», кинопроекционный аппарат «Мьютоскоп», и основать первую в США киностудию «Биограф».
Но было поздно.
13 февраля 1895 года братья Луи Жан Люмьер и Огюст Мари Николя Люмьер уже запатентовали кинопроектор. 28 декабря того же года они организовали тот самый, знаменитый, первый в мире публичный кинопросмотр в парижском Гран-кафе на бульваре Капуцинок, в ходе которого были показаны десять люмьеровских короткометражек, включая знаменитого «Садовника». (Кстати, не факт, что в программе первого кинопоказа был фильм «Прибытие поезда» - в этом вопросе источники расходятся). Система киносъемки и кинопроекции, разработанная Люмьерами, называлась «Кинематограф» («Cinématographe»), фильмы снимались на 35-миллиметровую пленку со скоростью 16 кадров в секунду.
Когда на кинопленке появилась оптическая звуковая дорожка, физической длины 16 кадров пленки перестало хватать, чтобы уместить одну секунду звучания. Пришлось увеличить скорость киносъемки и воспроизведения в полтора раза. С немыми фильмами, которые необходимо было перевести в звуковой формат (или, проще говоря, добавить музыкальное сопровождение), стали поступать следующим образом: впечатывать после каждого второго кадра его копию. Так кино приобрело всем известную скорость 24 кадра в секунду.
В середине XX века кинематографисты начали экспериментировать с широким экраном. Старый термин «широкоформатный» относится к фильмам, которые снимались на негативную пленку шириной 65 или 70 миллиметров (что позволяло достичь лучшего качества изображения кадра с форматом от 21:9) и печатались на позитивной 70-миллиметровой пленке для специальных 70-миллиметровых кинопроекторов.
Практически все современные фильмы снимаются на кинопленку шириной 35 миллиметров. Для широкоэкранных съемок используется оптика, сжимающая изображение по горизонтали в 1,4-1,8 раза (этот процесс называется анаморфированием, а такой формат - анаморфным). При демонстрации подобных фильмов изображение растягивается по горизонтали.
70-миллиметровое кино потеряло актуальность к середине 1980-х годов в связи с повышением качества 35-миллиметровой киноаппаратуры и пленки. Даже знаменитый «Титаник» был снят на самую обычную 35-миллиметровую пленку Kodak.
Наиболее значимым исключением является 70-миллиметровая технология IMAX одоноименной канадской корпорации. Средний размер экрана в кинотеатре IMAX - 24x18 м при вместимости зала 300 зрителей. Исключительно высоким качеством показа фильмов на таких больших экранах технология обязана использованием 70-миллиметровой пленки, прокручиваемой горизонтально. Шестиканальная звуковая дорожка фильма IMAX проигрывается отдельно и не занимается место на кинопленке.
Я нашел всего восемь художественных фильмов, выпущенных в формате 2,75:1, самым знаменитым из них был «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» Стенли Крамера (1963 год). Прославленный «Бен-Гур» Уильяма Уайлера (1959 год), снятый в технологии MGM Camera 65, был выпущен в формате 2,76:1. В том же году вышел практически забытый теперь фильм «Большой рыбак», тоже на библейскую тему, и отснятый в той же технологии. Самым «широким» среди широкоформатных фильмов массового мирового проката, по-видимому, была «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова (1963 год) - фильм, выпущенный в формате «Кинопанорама» с соотношением сторон кадра 2,77:1. Для американского проката фильма пришлось печатать на 35-миллиметровой пленке.
Широкоэкранные и широкоформатные фильмы нужно было как-то демонстрировать по телевидению, а с появлением домашнего видео - выпускать на видеокассетах. Телевизионные приемники до последнего времени выпускались, как известно, с экраном классического, «люмьеровского» формата 1,33:1, этот формат кадра остается стандартом и для телевещания. Самое простое решение при демонстрации широкоэкранного фильма на телеэкране - пожертвовать правым и левым краями изображения. Сами понимаете, «краями» - это скромно сказано. Не зря великий режиссер Стенли Кубрик настаивал на том, чтобы его фильмы показывали по телевидению и переводили на видеокассеты только в формате letter-box!
Широкоэкранный фильм в этом варианте втискивается в ширину экрана 1,33:1, при этом изображение остается ограничено сверху и снизу черными полосами (создается впечатление, будто вы смотрите на телеэкран через прорезь почтового ящика, отсюда и название letter-box). «Картинка» при этом сохраняется, но качество изображения в целом проигрывает.
Соотношение популярных форматов на широком экране и в letter-box показано ниже.
Проблему более или менее решило появление телевизоров с экраном 16:9 (1.78:1). При показе фильма кадр 2,35:1 все равно страдает, но это лучше, чем потеря почти половины изображения на экране телевизора 1,33:1.
Помню свои детские впечатления от просмотра фильма “Экипаж” - кино классное, экран такой, понимаешь, широкий, что одним взглядом все и не ухватишь, но картинка поначалу казалась какой-то чуть размытой, что-ли:
А тут даже и разбираться нечего. Одним из способов производства широкоэкранных фильмов была съемка в формате 3х4, при этом композиция выбиралась так, чтобы при печати копий для кинотеатров можно было безболезненно пренебречь верхней и нижней частью кадра для получения формата 9х16:
Мое личное мнение - Митта выбрал такой кинопроцесс не потому, что “Мосфильм”, или там, “Госкино”, как говорят, предоставило ему новейшую западную камеру без специальной оптики для анаморфирования, а сознательно, чтобы спецэффекты второй серии картины, с широким использованием малых моделей самолетов, сооружений и т.п., не выглядели менее правдоподобно, чем “жизненная” часть фильма. И, надо сказать, это сработало. К пониженному качеству изображения зритель сразу привыкал, а дефекты комбинированных съемок по тем временам не бросались в глаза даже в кинотеатре.
И еще один бонус - в наше время фильм издан на DVD в исходном формате 3х4 - на обычном телевизоре можно смотреть в полный экран, а на телевизоре 9х16 можно растянуть на широкий. Впрочем, наблюдательными гражданами отмечено, что для той сцены, где Яковлева ест яблоко, в любом случае стоит предпочесть формат 3х4.
Сегодня широкую пленку продолжают использовать для придания особо высокой четкости отдельным сценам кинокартин. Из фильмов, вышедших в 2010 году, 65-миллиметровый кинопроцесс был задействован в “Начале” Нолана и “Острове проклятых” Скорсезе (а также в “Древе жизни” Малика, которое еще не вышло).
Нолан говорит, что снимал на широкую пленку ключевые сцены “Начала”.
Скорсезе пытался запечатлеть на 65 мм воспоминания Тедди Дэниелса о Дахау.
После второго съемочного дня, как говорят, все 65-миллиметровые камеры у Скорсезе поломались, так что отснять он успел только проход ди Каприо по лагерю.
Так или иначе, факт, что на широкую пленку снимаются не только фильмы для IMAX.