Inception

Sep 07, 2010 23:38


Журнал “ИНТЕРЕСНОЕ КИНО” с гордостью представляет crash-курс истории киноформатов.

Стандартным форматом кадра в кино и телевидении исторически был 4:3 (1,33:1). На самом деле мы не знаем, каким точно был формат первых фильмов, так как самый первый фильм в истории человечества, отснятый в 1888 году французом Луи Ле Принсом, в оригинале не сохранился. Еще одним пионером кинематографа был англичанин Уильям Фриз-Грин, его первый фильм датирован 1889 годом. В своей жизни Фриз-Грин еще многое сделал для развития кинематографа, но подлинным инноватором стал американский инженер Уильям Кеннеди-Лори Диксон, который работал у Томаса Эдисона. В 1890 и последующих годах он отснял десятки короткометражных фильмов. Именно он изобрел основы современного кинематографического процесса, включая 35-миллиметровую пленку.

К сожалению, Диксон и его прославленный шеф во многом не сходились во взглядах - Диксон хотел проецировать кинофильмы на большой экран, а Эдисон считал это бесперспективным, настаивая на производстве устройств для индивидуального просмотра. В 1895 году они окончательно разругались, Диксон ушел от Эдисона, чтобы впоследствии разработать с новыми партнерами киносъемочную камеру «Биограф», кинопроекционный аппарат «Мьютоскоп», и основать первую в США киностудию «Биограф».

Но было поздно.

13 февраля 1895 года братья Луи Жан Люмьер и Огюст Мари Николя Люмьер уже запатентовали кинопроектор. 28 декабря того же года они организовали тот самый, знаменитый, первый в мире публичный кинопросмотр в парижском Гран-кафе на бульваре Капуцинок, в ходе которого были показаны десять люмьеровских короткометражек, включая знаменитого «Садовника». (Кстати, не факт, что в программе первого кинопоказа был фильм «Прибытие поезда» - в этом вопросе источники расходятся). Система киносъемки и кинопроекции, разработанная Люмьерами, называлась «Кинематограф» («Cinématographe»), фильмы снимались на 35-миллиметровую пленку со скоростью 16 кадров в секунду.

Когда на кинопленке появилась оптическая звуковая дорожка, физической длины 16 кадров пленки перестало хватать, чтобы уместить одну секунду звучания. Пришлось увеличить скорость киносъемки и воспроизведения в полтора раза. С немыми фильмами, которые необходимо было перевести в звуковой формат (или, проще говоря, добавить музыкальное сопровождение), стали поступать следующим образом: впечатывать после каждого второго кадра его копию. Так кино приобрело всем известную скорость 24 кадра в секунду.

В середине XX века кинематографисты начали экспериментировать с широким экраном. Старый термин «широкоформатный» относится к фильмам, которые снимались на негативную пленку шириной 65 или 70 миллиметров (что позволяло достичь лучшего качества изображения кадра с форматом от 21:9) и печатались на позитивной 70-миллиметровой пленке для специальных 70-миллиметровых кинопроекторов.

Практически все современные фильмы снимаются на кинопленку шириной 35 миллиметров. Для широкоэкранных съемок используется оптика, сжимающая изображение по горизонтали в 1,4-1,8 раза (этот процесс называется анаморфированием, а такой формат - анаморфным). При демонстрации подобных фильмов изображение растягивается по горизонтали.

70-миллиметровое кино потеряло актуальность к середине 1980-х годов в связи с повышением качества 35-миллиметровой киноаппаратуры и пленки. Даже знаменитый «Титаник» был снят на самую обычную 35-миллиметровую пленку Kodak.

Наиболее значимым исключением является 70-миллиметровая технология IMAX одоноименной канадской корпорации. Средний размер экрана в кинотеатре IMAX - 24x18 м при вместимости зала 300 зрителей. Исключительно высоким качеством показа фильмов на таких больших экранах технология обязана использованием 70-миллиметровой пленки, прокручиваемой горизонтально. Шестиканальная звуковая дорожка фильма IMAX проигрывается отдельно и не занимается место на кинопленке.

Я нашел всего восемь художественных фильмов, выпущенных в формате 2,75:1, самым знаменитым из них был «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» Стенли Крамера (1963 год). Прославленный «Бен-Гур» Уильяма Уайлера (1959 год), снятый в технологии MGM Camera 65, был выпущен в формате 2,76:1. В том же году вышел практически забытый теперь фильм «Большой рыбак», тоже на библейскую тему, и отснятый в той же технологии. Самым «широким» среди широкоформатных фильмов массового мирового проката, по-видимому, была «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова (1963 год) - фильм, выпущенный в формате «Кинопанорама» с соотношением сторон кадра 2,77:1. Для американского проката фильма пришлось печатать на 35-миллиметровой пленке.

Широкоэкранные и широкоформатные фильмы нужно было как-то демонстрировать по телевидению, а с появлением домашнего видео - выпускать на видеокассетах. Телевизионные приемники до последнего времени выпускались, как известно, с экраном классического, «люмьеровского» формата 1,33:1, этот формат кадра остается стандартом и для телевещания. Самое простое решение при демонстрации широкоэкранного фильма на телеэкране - пожертвовать правым и левым краями изображения. Сами понимаете, «краями» - это скромно сказано. Не зря великий режиссер Стенли Кубрик настаивал на том, чтобы его фильмы показывали по телевидению и переводили на видеокассеты только в формате letter-box!

Широкоэкранный фильм в этом варианте втискивается в ширину экрана 1,33:1, при этом изображение остается ограничено сверху и снизу черными полосами (создается впечатление, будто вы смотрите на телеэкран через прорезь почтового ящика, отсюда и название letter-box). «Картинка» при этом сохраняется, но качество изображения в целом проигрывает.




Соотношение популярных форматов на широком экране и в letter-box показано ниже.




Проблему более или менее решило появление телевизоров с экраном 16:9 (1.78:1). При показе фильма кадр 2,35:1 все равно страдает, но это лучше, чем потеря почти половины изображения на экране телевизора 1,33:1.

Помню свои детские впечатления от просмотра фильма “Экипаж” - кино классное, экран такой, понимаешь, широкий, что одним взглядом все и не ухватишь, но картинка поначалу казалась какой-то чуть размытой, что-ли:




А тут даже и разбираться нечего. Одним из способов производства широкоэкранных фильмов была съемка в формате 3х4, при этом композиция выбиралась так, чтобы при печати копий для кинотеатров можно было безболезненно пренебречь верхней и нижней частью кадра для получения формата 9х16:





Мое личное мнение - Митта выбрал такой кинопроцесс не потому, что “Мосфильм”, или там, “Госкино”, как говорят, предоставило ему новейшую западную камеру без специальной оптики для анаморфирования, а сознательно, чтобы спецэффекты второй серии картины, с широким использованием малых моделей самолетов, сооружений и т.п., не выглядели менее правдоподобно, чем “жизненная” часть фильма. И, надо сказать, это сработало. К пониженному качеству изображения зритель сразу привыкал, а дефекты комбинированных съемок по тем временам не бросались в глаза даже в кинотеатре.

И еще один бонус - в наше время фильм издан на DVD в исходном формате 3х4 - на обычном телевизоре можно смотреть в полный экран, а на телевизоре 9х16 можно растянуть на широкий. Впрочем, наблюдательными гражданами отмечено, что для той сцены, где Яковлева ест яблоко, в любом случае стоит предпочесть формат 3х4.

Сегодня широкую пленку продолжают использовать для придания особо высокой четкости отдельным сценам кинокартин. Из фильмов, вышедших в 2010 году, 65-миллиметровый кинопроцесс был задействован в “Начале” Нолана и “Острове проклятых” Скорсезе (а также в “Древе жизни” Малика, которое еще не вышло).

Нолан говорит, что снимал на широкую пленку ключевые сцены “Начала”.



Скорсезе пытался запечатлеть на 65 мм воспоминания Тедди Дэниелса о Дахау.




После второго съемочного дня, как говорят, все 65-миллиметровые камеры у Скорсезе поломались, так что отснять он успел только проход ди Каприо по лагерю.
Так или иначе, факт, что на широкую пленку снимаются не только фильмы для IMAX.

Диксон Уильям Кеннеди-Лори, "Садовник" ("Политый поливальщик"), Крамер, ДиКаприо, "Бен-Гур", "Этот безумный ... безумный мир", "Оптимистическая трагедия", "Большой рыбак", Яковлева, "Экипаж", "Начало", "Титаник", Эдисон Томас Алва, "Прибытие поезда", Митта, Нолан, Кубрик, Самсонов, Люмьеры, "Древо жизни", Малик, "Остров проклятых"

Previous post Next post
Up