Железнодорожный вокзал в 1965 году.
Во времена Российской империи Каменец-Подольский был центром Подольской губернии, состоящей из 12 уездов, а Винница и Проскуров (нынешний Хмельницкий) - уездными центрами этой губернии, подчиненными Каменцу. Однако при советской власти старинный город над Смотричем, побыв несколько лет перед войной областным центром, скатился в итоге до уровня райцентра (правда, со статусом города областного значения), а вот и Винница, и Хмельницкий, став соответственно в 1932 и 1941 годах областными центрами, на полную мощность сумели воспользоваться этим званием и значительно обогнать в развитии бывший губернский центр.
Одной из причин упадка Каменца стало то, что он был расположен в юго-западном углу не только губернии, но и империи, и прогресс, который во второй половине 19 века обеспечивал городам приобщение к железнодорожному сообщению, надолго обошел губернский центр, а уездные Винница и Проскуров сумели удачно воспользоваться благами цивилизации.
В 1870 году была введена в эксплуатацию железнодорожная линия Жмеринка - Проскуров - Волочиск. На восточной окраине Проскурова построена железнодорожная станция и вокзал. Прокладка железной дороги способствовало интенсивному развитию города. Сооружение в 1871 году Киево-Балтской железной дороги и открытие железнодорожного сообщения Казатин-Здолбунов способствовало мощному экономическому росту Винницы.
А что же Каменец?
Сто лет назад, накануне Первой мировой войны, газета "Подолянин", которая издавалась в губернском центре, сообщила, что 2 марта 1914 года в Каменец-Подольском с нового железнодорожного вокзала впервые началось движение товарно-пассажирских поездов между Каменцем и Проскуровом . Поэтому, как видим, наш город в железнодорожном вопросе почти на полвека отстал от Проскурова и Винницы.
В начале 20 века назрел вопрос о строительстве железной дороги в губернский Каменец, а также прокладки путей в таможню в Гусятине и от Проскурова в Шепетовку. К сожалению, в государственные планы реализация этих проектов не входила, поэтому инициативу взял в руки частный капитал. Правда, сначала желающих вложить средства в строительство магистрали Каменец - Проскуров - Шепетовка было мало. Однако со временем нашлись предприимчивые люди и в 1909 году было создано акционерное общество "Подольская железная дорога".
Концессионеры составили устав общества и 21 сентября 1909 года его утвердил Сенат в Петербурге. Председателем общества стал московский миллионер-мануфактурщик Василий Ясюнинский. В правление вошли влиятельные петербургские военные - морской офицер Константин Жандр и военный инженер Александр Лебедев, подольские и волынские помещики Павел Александров, Казимир Вейдле, Исидор Маковский, Генрих Станишевский, проскуровский нотариус Леонид Мандельштам.
Основной капитал общества образован благодаря выпуску акций на 3,5 миллиона рублей и распространению гарантированных правительством 4,5 процентных облигаций на 20 млн рублей. На собрании акционеров утвердили грандиозный план. Он предусматривал строительство магистрали от Каменца через Проскуров, Шепетовку, Коростень до белорусского Жлобина. Реализацию масштабного проекта разбили на два этапа. На первом должны были построить линию Каменец-Проскуров-Шепетовка, на втором - Шепетовка-Коростень-Жлобин. Управлять первым этапом строительства дороги пригласили опытного инженера Владимира Тимофеева.
В августе 1909 года года началось строительство железнодорожного полотна. Однако строительство шло не так быстро, как хотелось. Подольские помещики, и особенно сельские и мещанские общества, на землях которых предполагалось прокладывать пути, не спешили выкупать акции общества и вступать в долю. Поэтому и получилась железная дорога такой извилистой. Так, мещане и купцы Дунаевец отказались от долевого участия, поэтому сегодня железнодорожная станция Дунаевцы расположена в двух десятках километров от самого города.
источник В ноябре 1913 года открыто регулярное товарно-пассажирское движение на участке Проскуров - Шепетовка, а в марте 1914 года - Проскуров - Каменец. В Каменце был построен вокзал.
Одновременно начались работы по продлению железнодорожной линии от Шепетовки до Коростеня, а также прокладка линий Шепетовка-Изяслав-Лановцы и Ярмолинцы-Гусятин - эти магистрали введены в строй в 1915-1916 годах.
Вокзал в Каменце в марте 1916 года.
"Вид здания вокзала в городе Каменец-Подольске в день приезда в город императора Николая II, совершающего поездку в Действующую армию. У здания вокзала стоит один из автомобилей в ожидании выхода императора из здания вокзала.
Дата съемки: 28.03.1916."
Главным инженером Подольской железной дороги в эти годы работал Петр Березин. Петербургские концессионеры даже рассматривали дорогу от Каменца в Шепетовку как часть гигантского железнодорожного Славянского пути, который должен связать Адриатическое море с Петербургом и Москвой.
15 декабря 1910 года газета "Подолия" писала:
"Строительство этого пути, который, кроме того, пересечет у Староконстантинова запроектированный "Индийский путь" - Варшава - Дубно - Староконстантинов - Умань - Джанкой - Керчь - Батум -Тегеран, для нашего края будет иметь огромное значение. Все товары, которые раньше шли в Центральную Россию из Средиземного моря через Чёрное и Одессу, пойдут напрямую через Румынию и далее по России: Каменец-Проскуров-Шепетовка-Новоград-Волынский-Жлобин-Петербург".
Было запланировано строительство железнодорожной линии от Каменца до Ларги и в Иван-Пустое (ныне село Борщевского района Тернопольской области). Последняя ветка связала бы железной дорогой Каменец со Львовом.
15 апреля 1916 года Совет министров Российской империи по представлению министра путей сообщения Александра Трепова заслушала вопрос о сооружении железнодорожных линий Ямполь - Збараж и Каменец-Подольский - Иван-Пустое.
26 марта 1917 года Временное правительство рассмотрело вопрос о дополнительном кредите на строительство железнодорожных линий Шепетовка - Ямполь - Збараж, Каменец - Ларга и Каменец - Иван-Пустое и постановило выделить обществу "Подольская железная дорога" 10 млн рублей. Указанный кредит должен был отпускаться частями, в зависимости от потребностей. Дальнейшие события закрутились так, что железная дорогу в Иван-Пустое не была построена, и Каменец и Львов остались без железнодорожного сообщения между собой. А вот к Ларге железная дорога от Каменца была построена.
Железная дорога идёт на север от Каменца к Гречанам и Хмельницкому, на юг - к станции Ларга и дальше в Молдову.
"Приезд военного и морского министра Временного правительства А.Ф.Керенского на фронт. Командование армиями Юго-Западного фронта во время встречи А.Ф.Керенского на ст. Каменец-Подольск. Среди встречающих: главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта А.А.Брусилов, начальник штаба Юго-Западного фронта С.А.Сухомлин и другие".
Встреча С. Петлюры на вокзале 1 мая 1920 года.
1920 год. Почётный караул Общей юношеской школы УНР.
Источник В Великую Отечественную войну здание вокзала было разрушено и восстановлено уже в послевоенные годы.
Источник Вокзал в 1960-70-е.
При восстановлении центральная часть здания была расширена за счёт боковых помещений
Рассказ каменчанина Александра Лисина:
"Несколько слов по прошлому зданию ж/д вокзала - ведь вырос рядом с ним...
Как видно на снимках, старое здание по высоте разновеликое. Три зала повыше. Между ними переходы более низкие. С торцов здания примыкают пристройки той же высоты, что и переходы.
Нужно ли кому, но всё ж расскажу, что было ранее (в 50-70е годы) в разных частях прежнего здания вокзала.
Если смотреть с привокзальной площади, то в крайней левой части находилась служба диспетчера по станции.
Далее кассовый зал, совмещённый с залом ожидания. В нём по субботам в 50-е "крутили" кино для жителей пристанционного посёлка. Далее шел переход с помещениями по обе стороны, в которых были комнаты начальника станции, дежурного по ней, отделение милиции, почта, парикмахерская.
Центральный зал был как бы проходной и практически пустой, за исключением того периода, когда в здании вокзала располагалась ещё и автостанция. Тогда здесь были её кассы и толпы народа.
Далее переход - зал ожидания и за ним ресторан... с непередаваемыми словами запахами. Так запомнилось! В те годы ресторан был всегда полон посетителями. Политика цен в то время позволяла многим "расслабиться" после работы. За рестораном в правом крыле кухня ресторана. К слову, на перроне в то время было порядка пяти-шести ларьков, в которых было всё: питьё на разлив, папиросы поштучно, снедь, сласти. Отдельно стояли ларьки, торговавшие пивом. Аналогично и почти в том же количестве, эти заведения присутствовали по периметру привокзальной площади.
Все пристанционовские строения сооружены в одном стиле из бутового камня, не оштукатуренные - только побеленные, когда в желтый, когда в салатовый цвет, но чаще всё ж розовый. Белили каждый год. Так что всё это выглядело очень аккуратно.
По памяти постараюсь вспомнить все здания станции, построенные в одном архитектурном стиле -
не помпезно, но очень добротно: сам вокзал, четыре жилых одноэтажных дома, поликлиника, контора погрузпункта, багажное отделение, складские помещения и рампы. Это на городской стороне от ж/д полотна. За полотном на стороне к селу Каменка находились здания службы дистанции пути, жилые бараки и водокачка. На той же стороне, но правее было депо и маневровый треугольник. Да, водозабор для паровозов осуществлялся из реки Мукши, где для этих целей стояла насосная станция, и от которой, естественно, шел водовод к станции... Измерил на карте - 1600 метров..."
Источник
В 1986 году началось возведение нового вокзала и в 1989 году он открыл свои двери для пассажиров.
Новое здание повторяет симметрию старого и, возможно, построено на его основе.
Автор фото tokatema
Автор фото darriuss
В процессе реконструкции железнодорожного вокзала в Каменце-Подольском в 1990 году в оконных проёмах главного здания были
установлены витражи работы винницких художников Кристины Жилинскайте и Леонтия Гринюка.
На витражах изображены историко-архитектурные памятники города.
Источник Сейчас железнодорожная станция Каменец-Подольский хоть и не соединяет Европу с Россией и мало чем напоминает "Славянский путь", но все же обслуживает десятки грузопассажирских поездов. Ежедневно по проложенной еще сотню лет назад железной дороге грузовые вагоны курсируют в Молдову, Беларусь, Румынию, Россию, Туркменистан, Таджикистан и другие государства. А пассажиров обслуживают шесть поездов дальних и пригородных маршрутов. Полностью заполненные или полупустые, длинные и совсем маленькие, медленные и скоростные, они не обходят пути нашей станции. За свою столетнюю историю она испытала немало изменений, модернизаций и реформ.
Расположенная на линии Гречаны - Ларга станция Каменец-Подольский подчиняется Жмеринской дирекции железнодорожных перевозок Юго-Западной железной дороги. Полную модернизацию она прошла в 1985 году, когда удалось полностью изменить путевое развитие, достроить ряд новых подъездных путей, заменить пути на современные.
Виды с платформы в сторону Ларги.
Пути в сторону Гречан.
С 2007 года все перегоны на участке оборудованы под ускоренное движение - обновлены пути, искусственные сооружения и тому подобное. Со своих платформ станция-юбиляр пока отправляет четыре междугородных пассажирских поезда.
Правда, все они движутся только в направлении столицы.
Вокзал со стороны перрона.
Пост электрической централизации.
Пакгауз.
Привокзальный туалет был построен в стиле старого здания вокзала.
Автор фото
tokatema Фронтон левого крыла старого вокзала.
Дома рядом с вокзалом.
Автор фото spqr1
В чётные числа в Киев можно доехать в купе и плацкартах 140-го поезда, в остальные дни это расстояние пассажиры преодолевают сидя в вагонах ускоренных экспрессов №№ 770 и 774. Имеет станция и два пригородных маршрутах - до Ларги и Гречан. В перспективе предполагают дополнить рейсовыми "автобусами" - облегченный состав, который состоит из одного вагона, что позволит увеличить количество пригородных поездов до 2-3 в сутки. Если все пойдет по плану, уже весной железнодорожное ноу-хау попытаются запустить и на нашей станции. Такие "автобусы" уже курсируют по Южной, Львовской и Приднепровской железным дорогам.
С начала июня 2014 года платформы станции Каменец-Подольский ежедневно принимают поезд из Черновцов. Его вагоны транзитом преодолевают территорию соседней Молдовы и экономят пассажирам почти час времени в пути.
Привокзальная площадь.
_________________________________________________________________
Источники:
Газета "Подолянин". 31.10.2014
Олег БУДЗЕЙ. "ЗАПІЗНІЛИЙ КАМ’ЯНЕЦЬ ЗАЛІЗНИЧНИЙ"Яна ІЛЬЧИШЕНА. "МИНУЛО СТО РОКІВ...""Кам'янець-Подільське міське військово-історичне товариство"