Всем известна красивая легенда, о том, как четыре брата Кориатовича, князья Великого княжества Литовского, охотились в Подольских землях, в погоне за оленем нашли чудесный остров и основали здесь город.
В легенде этой есть и говорящий олень, который оказался не оленем, а мечтой об удельном княжестве, и руины прежнего города, и подковы счастья.
Приведу коротко эту волшебную сказку:
"Поехали как-то братья охотиться на оленей. Но отстал старший брат, чтобы коня напоить, и заблудился. Глянь - из-за куста на холм выбежал олень. Рога его золотились в отблесках солнца, а копыта были серебряными.
"Вот подстрелить бы мне этого оленя, тогда бы слава обо мне неслась, как о непревзойдённом охотнике" - подумал князь Александр.
Вскочил он на коня и решил подстрелить оленя. Но бежал олень так, что казалось, будто манит князя за собой. Вот олень снова рядом. Казалось, что стрела попала, но нет - застряла в пеньке. А олень исчез. Приуныл князь, подумал: "Будут про меня теперь смеяться, что ничего не подстрелил, еще и заблудился".
Но смотрит - олень рядом с ним и говорит ему человеческим голосом:
"Садись на меня, я выведу тебя из леса. Я довезу тебя до места, которое даст тебе славу и будет тебе как дом родной. Я покажу тебе остров замечательный, который посреди подков счастья. Там давно врагами город разрушен, засыпаны землей его стены, город в руинах отдыхает, а ты его возродишь вместе с братьями и будешь слыть на все времена. Ты и братья твои будут там княжить, богатым будет город и свободными люди. А счастливы будут люди, если между собой не будут ссориться. А о том, что не смог убить ты меня, золоторогого и с серебряными копытами, не сожалей, потому что я не олень, я мечта твоя об удельном княжестве".
И повез олень князя к тому острову, и показал туда тайную дорогу, и оставил князя, который на охоте, устав, заснул крепко. А когда проснулся, то сразу поехал звать братьев посмотреть на остров. И понравилось его братьям это место также, потому что скалами защищен остров. Приказали Кориатовичи своим воинам вырубать лес. Начали строить первое каменное жилье на острове, а там, где и сейчас находится крепость, у князей был феодальный замок, который защищал вход в город. И написали Кориатовичи грамоту "на замке", в которой дали право тем, кто захочет в этом городе жить, двадцать лет подать не платить и самоуправляться, то есть самим своей общинной жизнью руководить".
***
Откуда же появилась эта легенда?
По сообщениям белорусско-литовских летописей, в середине 14 столетия, литовские князья, внуки Гедимина, сыновья князя Михаила Кориата, который держал во власти Новогрудок Литовский, племянники великого литовского князя Ольгерда - братья Юрий, Александр, Константин, Борис и Фёдор пришли на Понизье - так тогда называлось Подолье. Дата этого события точно не установлена и находится в границах 1332 -1351 гг.
В одной из старейших летописей, Супрасльской, есть текст об этом, к сожалению, не датированный:
Супрасльская летопись.
Летопись обнаружена в 1822 году в Супрасльском монастыре (сейчас на территории Польши), бывшем ранее православным, позже униатским.
"Коли господар был на Литовскои земли князь великы Олгирд и, шед в поле c литовъскимь воискомь, побиль татаров на СинЂи воде, трех братов: князя Хочебия ą Кутлубугу a Дмитрея.
A то си три браты, татарскыа князи, отчичи и дедЂчи Подолскои земли, a от них завЂдали втамони a боискаки, приезьдяючи от них утамонъв, имывали ис Подолъ скои земли дань. A брать великого князя Олгирдов держав Новъгородн Литовскыи, князь Коръять, a в него были четыри сыны: князь Юръи a князь Александро, князь Костентин, князь Федор. Ино тыи княжятя Коръятевечи три браты: князь Юръи a князь Александр, князь Костентин и князь Федор со князя великого Олгирдивым презволениемь и c помочию Литовския земли пошли в Подолскую землю.
И тогды в Подолскои земли не быль ни один город ни деревомь рубленого, a ни каменем будованого. И тогды тые княжята Корятовичи пришли в Подолскую землю от татар, и боскакомь выхода не почали давати.
И на первое нашли собЂ твержю на рецЂ на Смотрити, a в другомь мЂсте были черници в горе, и в томь мЂсте наредили город Бакоту.
И ловячи в ловех пригодилося имь так: угонили много оленеи в тот остров, кдЂ нынЂ Каменское мЂсто лежить.
И посекши лЂсь город муровали Каменець, a ис того вси Подолски городы умуровали и всю землю Подолскую осели".
источник Именно на основании этой летописной записи родилась легенда об основании Каменца-Подольского князьями Кориатовичами, якобы случайно попавшими во время охоты на остров - будущий город.
В память об этом легендарном событии в городе были установлены три скульптурные фигуры оленя - в парке отдыха на склоне каньона около водопада, на улице Князей Кориатовичей напротив здания банка и слева (южнее) от Новоплановского моста в Старом городе.
Олень в парке отдыха.
Олень на улице Князей Кориатовичей.
Фотографии из коллекции Александра Ковтуна.
Олень с оленёнком в Старом городе в районе улицы Долгой.
Автор фото
Ирина Пустынникова Подобные легенды известны в истории многих поселений и неоднократно были отражены в иконографии.
К примеру, вот фрагмент полиптиха Св. Троицы "Рыцарь на охоте", Краков, Кафедральный собор Вавеля. Приблизительно 1467 год.
Как видно из Супрасльской летописи, в ней идёт речь об охоте на оленей и сказано, что до Кориатовичей на Подолье не было городов "ни деревянных, ни каменных". Про "разговор" оленя с князем нет ничего. В какие года и в чьих устах родилась красивая сказка, нам остаётся пока только догадываться.
*****
Три фигуры оленей в 1950-60-х.
Два на Новом плане
1.
2.
Автор фото
Давид Ройзен. Третий в Старом городе.
3.
***
Вместе с тем, первый известный письменный источник о Каменце - грамота, выданная князьями Юрием и Александром Кориатовичами 7 ноября 1374 года - свидетельствует о том, что Каменец уже существовал и грамота определяет порядок его управления и дает городу определённые привилегии.
Грамота была составлена в Каменецком замке, в уже существующей резиденции князя. Из текста возникает вовсе не описание местности для строительства города, а полноценный город со всеми атрибутами военного и гражданского устройства. В документе упомянуты городские слои населения - бояре, мещане,земляне, дворяне; военная и городская администрация - войт, судьи, воевода, что является свидетельством уже имеющегося социального расслоения и наличия городской элиты. А это всё возможно лишь при условии существования города на протяжении длительного времени перед предоставлением указанных в документе привилегий.
В научный оборот, а в придачу и во все путеводители, вошёл тезис о предоставлении в 1374 году этим документом Каменцу Магдебурского права. Однако это не является очевидным фактом.
По форме и содержанию грамота значительно отличается от типовых документов немецкого права о привилегиях. В ней вообще речь не идёт о Магдебургском праве, а наоборот, сказано, что мещане должны судиться "своим правом, перед своими судьями".
Мнения историков в этом вопросе расходятся. Одни вообще не отождествляют грамоту с "магдебургским правом", другие считают, что оно тут есть, но так называемое "неполное", то есть привилегии которого касались лишь поляков и немцев, а русины и армяне руководствовались своими правами.
Оригинал грамоты 1374 года не сохранился. Текст известен по двум поздним копиям.
Источник: О.А.Пламеницкая "Эволюция средневекового жилища Каменца-Подольского в урбанистическом контексте". Стр.323. Киев.2008 г.
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Мы, князь Йоргей Курятович Божьей лаской Князь и хозяин Подольской земли, с братом своим князем Александром, возвещаем своим письмом, и да будет известно каждому, кто этот письмо увидит, что мы призвали к себе мещан в Каменецкий город, и далисьмо волю на двадцать лет и двести ланов далисьмо до города, а между Мукшей и Баговицею / в другой редакции - “на двадцать четыре года” и “двести и четыре лана”/, от Тарнавской дороги лес Откоров (или: от коровы), земли те аж к Днестру дали мы городу, там ланов не меряя (или: там Ланы измерить), и дали мы берег реки Днестра от устья Мукши до устья Баговицы;
еще кроме того дали мы городу для пастбища выгон от городского колодца до Мукши, а Мукшей низом до княжеских нив /вариант: священнических - старопольское слово "xienzi „можно перевести и как” княжеский „и как”ксендзовский"/. А когда высидят волю, мещане должны давать от ланов по 20 денег. А судиться им своим правом, перед своими райцами, а воеводе в то не надо вступать. Если какой-то боярин, или служебник княжеский, или помещик совершит какую-нибудь вину в городе, и с той вины будет заслуживать смерть, мещанам не сказывать его на княжескую казнь на замке, пусть сам Князь наказывает своих людей.
Если будет княжеский землянин /здесь в значении "сельский шляхтич"/ или дворский мать суд с мещанином, тогда судить воеводе с Войтом, и если будет виновен княжеский Дворский или землянин, пусть воевода берет вину /здесь в значении "штраф”, "повинность"/ из княжеских людей, а если виновным будет мещанин, тогда пусть Войт возьмет вину.
А из всех вин треть будет принадлежать Войту, а две части князь дает городу на помощь. А лавочки суконные и с товарами, сапожные и хлебные, мясные и баню, то князь отдал для города, как придут какие-то деньги с того, то городу должно принадлежать. Мещанам-укреплять город для себя, если бы мещане не хотели строить города за эти деньги, тогда же эти деньги от мещан должны быть отданы князю в казну.
А если, грешным делом, чего не дай Бог, произойдет, что какому-то мужчине Бог пошлет смерть и с семьей всей и с женщиной, Войту и мещанам держать тот дом год и шесть недель и ничего из этого дома не двигать, пока не найдется какой-то родственник того племени. За тот год и шесть недель, если не найдется никто с того поколения, тогда тот дом дать князю, то должна быть его воля, кого захочет, того в тот дом поселит.
А высидев волю двадцать лет /по другой версии - "двадцать четыре года"/ , мещане должны давать плату, а Войт и мещане должны мне, князю, содействовать и быть справедливыми и верными, а с Воеводой и бояре и дворские быть с нами вместе при злому и при добром и должны помогать и поступком, и словом, и приязнью, и силой, и советом, без всяческих ухищрений.
А на то подписали мы свое письмо и печать навесили своего княжества. Свидетелями того является Каменецкий воевода Остап Матвей Малентович, и с братом своим Семеном, Гринько Червоногородский воевода, Олесько Смотрицкий воевода, Олесько Голодович, Васько Кобяк.
Писано это письмо на замке Каменецком 1374 от Рождества Христова месяца ноября седьмого /или: февраля седьмого/ дня на св. Иоанна Крестителя рукой Супруна писца княжеского".
Подолье на карте Польши. 1570 год.
________________________________________________________________________________
Источник:
О. Пламеницкая Castrum Camenecensis. Фортеця Кам’янець. - Кам’янець-Подільський: Абетка, 2012