Точка съёмки
Цифрами на старом фотоснимке обозначены:
1.
Укрепления Русских ворот2.
Казармы Станислава Завадского3. Батарея Св. Андрея
4. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
***
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Схема развития культового строительства на Русских фольварках выглядит так:
Воскресенский монастырь - первая Воскресенская церковь - вторая Воскресенская церковь - третья Воскресенская церковь - деревянная Покровская церковь - каменная Покровская церковь, сохранившаяся до наших дней.
Самым слабым и наименее исследованным звеном в приведенной цепочке является первое - Воскресенский монастырь.
В 1895 году, в освещении истории сооружений на Русских фольварках, Ефим Сецинский писал:
"Есть известие, что на Русских фольварках был в древности, еще при Кориатовичах или даже раньше, православный Воскресенский монастырь".
К вопросу Воскресенского монастыря обращались как краеведы 19 века - церковные историки Даниил Синицкий в статье "Каменецкий Свято-Троицкий первоклассный монастырь" (1868 г.) и Моисей Доронович в работе "Предградье Каменец- Подольского Русские фольварки до XIX века" (1883 г.), так и современные исследователи - доктор исторических наук Ярослав Дашкевич в статье "Каменец - еще раз" (1984 г.), архитектор Ольга Пламеницкая в книге "Христианские святыни Каменца на Подолье" (2001 г.).
Ольга Пламеницкая пишет:
"Есть свидетельства о том , что каменецкий Троицкий монастырь в конце XIV века получил земельный надел на монашеском поле, там, где была Воскресенская церковь. Моисей Доронович считал, что Воскресенская церковь, о которой говорилось в документе, была разрушена в 1395 году во время битвы под стенами Каменца великого князя литовского Витовта с удельным подольским князем Федором Кориатовичем.
Впоследствии, в 15 веке, при старосте и каштеляне Федоре Бучацком, на ее месте была построена новая деревянная Воскресенская церковь, просуществовавшая до 1672 года ".
Сецинский же переход от монастыря к церкви видел проще, без лишнего звена, и писал, что после закрытия монастыря "каменецкий староста Феодор Бучацкий в 1452 году устроил Воскресенскую приходскую церковь и дал ей землю с десятью крестьянами".
Последняя Воскресенская церковь, вторая в списке Сицинского и третья - в списках Дороновича и Пламеницкой, была построена около 1730 года. Она просуществовала недолго - полвека. В 1783 году, вследствие её слишком скудного вида, было начато строительство новой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Эту церковь заложили 13 (24) июля 1783 года стараниям униатского официала, настоятеля каменецкой Николаевской церкви Андрея Ильяшевича, а освятили в 1785 году. Храм был деревянным, из елового дерева, однобанным.
Месторасположение Покровской церкви на плане 1782 года. До 1861 года она находилась в районе домов 4 и 6 по современной Нагорной улице
23 февраля (6 марта) 1795 года деревянную Покровскую церковь, как униатскую, присоединили к православию, хотя настоятель ее Иоанн Сугак остался греко-католиком.
Просуществовала эта церковь до 1860 - х годов. Именно на смену ей и пришла нынешняя каменная церковь.
Вид на Покровскую церковь освящения 1861 года из каньона
Новый каменный храм заложили 6 (18) мая 1845 года.
Строительство проводилось под руководством епархиальных архитекторов Антона Автономовича Островского и Николая Онуфриевича Кулаковского. Параллельно они вели наблюдение и за возведением Георгиевской церкви на Польских фольварках, заложенной позже - 1 (13) сентября 1851 года.
Строили новую Покровскую церковь не на прежнем погосте, а на новом месте, выше и ближе к Новому плану.
Освящение Покровского храма состоялось 22 октября (3 ноября) 1861 года.
Храм в жилой застройке Русских фольварок на рубеже 19-20 веков
Архитекторы рассматривают Покровскую церковь как образец культового сооружения, построенный по типовому проекту в эклектичном стиле. Храм каменный, безстолпный. Алтарная часть прямоугольная.
С запада пристроена колокольня. Центральная часть церкви перекрыта куполом, на углах устроены декоративные главки. Главный вход в храм проходит с западной стороны через крыльцо и колокольню , перекрытую шатровой крышей. На северном и западном фасадах устроены два крыльца на столбах, перекрытые двускатной крышей с фронтоном. Фасады церкви декорированы прорезными ленточными рустами в штукатурке и филенчатыми небольшими нишами.
Вид на Покровский храм с городской ратуши в 1870-е
Храм в годы немецкой оккупации. 1941-1943 гг.
***
В годы советской власти Покровская церковь оставалась единственной действующей в Каменце-Подольском.
Дом моей бабушки находился прямо напротив храма, на кругу, где на конечной разворачивался автобус №2, по адресу Франко, 6А, и все детство и юность я провёл в этом месте.
2006 год
Дом не сохранился, снесён в 2007-2008 годах, вместо него выстроен трёхэтажный отель.
Фото 2019 года. Автор Василий Вавричен
В праздничные дни к церкви съезжалось много прихожан, из города и близлежащих сёл, были приезжие их Молдавии. Люди были в основном пожилого возраста, но много было и молодёжи.
На площадке перед входом разворачивался небольшой базар, где прямо на земле на полотенцах и ковриках были разложены товары: глиняные свистульки, леденцы-петушки на палочках, иконки и крестики. Летом, при ночных богослужениях, прихожане располагались на ночлег прямо на земле в парке, между храмом и тропинкой над скалой, укутываясь в привезённые с собой одеяла и тёплую одежду.
Храм в 1970-е
Нам, пионерам и комсомольцам, ходить туда официально не запрещалось, но на уровне властей это не приветствовалось и в дни богослужений вокруг храма дежурила милиция. В ночь перед Пасхой везде стояли пикеты, а по телевизору старались транслировать музыкальные программы, чтобы удержать молодежь дома. В случае посещения нами церкви, сотрудники органов могли сообщить об этом по месту учёбы.
Запомнились богослужения 7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи. У нас его называли просто "Иванця". Всегда в эти дни было много людей и был большой базар. В храме освящали букеты из цветущей липы и воду.
Так как старушки не могли сами сорвать высокорастущие ветки липы, мы, русскофольварецкие пацаны, рвали их по деревьям и продавали по 10-15 копеек.
Ещё больше платили за букетики зверобоя, по 20-30 копеек. Но его было мало, он рос лишь над обрывами скалы и сбор его был очень опасен, особенно в сырую погоду.
Другим видом зароботка был набор воды из родника. Родник в овраге имел довольно крутые и скользкие берега и старушкам было трудно к нему подобраться. Мы набирали воду в принесённый ими банки и бутылки, за это нам давали по 3-5 копеек. Это были первые мои заработанные деньги.
Родник в парке недалеко от храма
Фото 2009 года
Храм Покрова Пресвятой Богородицы осенью 2006 года
Автор Алла Жураковская
Храм весной 2016 года
Автор Алла Жураковская
Храм в 2019 году
Автор фото Василий Вавричен
***
В настоящее время в церкви Покрова Пресвятой Богородицы проводятся богослужения Украинской Православной церкви Московского патриархата
_______________________________________________________________________
Источники:
Олег Будзей "Покровська, сестра Георгіївської"Комарова Ольга, "Церква Покрови Пресвятої Богородиці", 09.05.2012