Проведение в нашей стране европейского чемпионата по футболу, позволившее большому колличеству моих соотечественников пообщаться с гостями из далекого зарубежья, в очередной раз пробудило во мне желание сравнить некоторые аспекты жизни нашей и их. Будучи достаточно знакомым с системой образования нашей страны, а также, в определенной мере, со спецификой становления спортсмена в Украине, решил повнимателнее разобраться с системой спортивного воспитания за рубежом.
США, стала первой из стран данные по которым попались на глаза, потсараюсь выделить главное из большого массива проработанной информации.
Чтобы в дальнейшем не было никакой путаницы, сразу уточню: в штатах нет деления на общеобразовательные и спортивные школы, американцы учатся либо в бесплатных районных школах - «паблик скул», либо в частных закрытых школах с платным обучением -«приват скул». Последние могут устанавливать свои собственные, не похожие на других правила, а обучение во всех «паблик скул» устроено по одному принципу. Ну понятно, что в наших элитных школах все тоже совсем по другому, поэтому остановимся на среднестатичстической американской школе.
Обучение в школах США делится на три этапа: элементарная школа (elementary school) для детей от 5 до 12 лет, средняя школа (junior school) для детей 12-14 лет и старшая школа (high school) для подростков от 13 до 18 лет. После окончания «хай скул» в зависимости от оценок дети либо поступают в колледжи или университеты (в США эти учебные заведения имеют одинаковый статус), либо идут работать.
При этом спорт считается важной составляющей образования, с 13 лет уроки физкультуры входят в обязательную образовательную программу. Каждый шестой урок - это урок физкультуры. До этого в школе нет физкультуры как обязательного предмета но спортивным досугом детей очень плотно занимаются родительские комитеты, которые сами организовывают спортивные секции или клубы. Это гораздо проще для детской психики. У детей нет никаких обязательств перед учителем, поэтому спортом они занимаются для своего удовольствия. В таких условиях им проще развиваться.
Затем в течении двух лет, все дети в соответвии с общенациональной программой занимаються физкультурой, а после этого перед ними встает выбор: либо продолжать заниматься общей физкультурой, либо совершенствоваться в одном, кокретном виде спорта.
В средне статистической американской школе, в штате работников числяться тренеры по:
- американскому футболу
- соккеру (кто не в курсе - это наш футбол)
- баскетболу
- волейболу
- бейсболу
- легкой атлетике
- гольфу
- теннису и т.д.
По каждому из видов созданы школьные команды юношей и девушек, кроме американского футбола и черлидинга.
В школе работает от 8 до 16 учителей физкультуры и раза в два больше тренеров. При этом среднем учитель физкультурыполучает от $40 до 65 тысяч в год. Если он подрабатывает тренером, то ему доплачивают еще $5 тысяч. Кстати, учитель обязан иметь специализированное педагогическое образование, а вот тренером могут подрабатывать учителя музыки, математики или литературы. Это может быть даже и не педагог вовсе, а выбранный общественным советом человек (надеюсь у всех отпали вопросы о престижности данной работы?).
А за чей счет банкет? Спросите вы.
Школьный бюджет ежегодно пополняется из казны штата. Деньги, которые руководство школы решает потратить на спорт, поступают в Спортивный департамент (такой есть в каждом образовательном учреждении), в котором деньги распределяются по видам спорта. Кроме того, если суммы не достаточно, департаменты могут привлекать дополнительные деньги, например, за счет пожертвований.
Кроме денег из казны штата, школы получают доход от налоговых сборов на недвижимость. Жители района, где находится школа, налог за жилье (его объем определяется в частном порядке) платят не в казну штата, а пополняют школьный бюджет.
Продолжение следует))
p.s Во второй части поста я расскажу о региональных и национальных чемпионатах среди школьников Америки.