Предлагаем вам очередной дайджест исторических материалов, которые публикует директор Музея «КАМАЗа»
Александр Чухонцев в своём блоге на информационном портале
vestikamaza.ru.
«Это сегодня довольно просто сидеть перед монитором компьютера и набирать текст, легко постукивая по клавишам клавиатуры. А в 1970-1980-х годах для того, чтобы подготовить отчет, написать распоряжение или приказ нужна была вот такая пишущая машинка.
Работник, который печатал на ней разнообразные тексты, назывался "машинистка". Мужское название этой профессии не прижилось, так как мужики работали машинистами кранов и бульдозеров, но никак не машинистами пишущих машинок.
Казакова Раиса Григорьевна, проработавшая машинисткой в период с 1979 по 1997 годы в бюро научно-технической пропаганды Отдела Научно-Технической Информации КАМАЗа сегодня побывала в Музее КАМАЗа и рассказала об особенностях работы.
Работа была не так проста, как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы напечатать текст, требовались определенные физические усилия. Не секрет, что даже у опытных машинисток при работе на таких механических машинках к концу рабочего дня болели подушечки пальцев.
У опытной машинистки металлические рычажки с буквами бегали со скоростью 120 знаков в минуту. Еще один важный момент. Мало было просто быстро печатать, надо было не допускать ошибок и опечаток. Ошибки замазывали замазкой или перебивали текстом сверху. Но такой печатный текст выглядел неряшливо. Образцом считался лист, набранный без единой помарки.
Работа на механической машинке Казаковой Раисы Григорьевны, по воспоминаниям очевидцев, напоминала шум летящего на всех парах поезда. Так быстро и качественно, как Раиса Григорьевна, никто не печатал на КАМАЗе!
Рабочей дневной нормой машинистки считалась печать 15-16 оригинальных листов.
Вот так выглядит машинописный текст прошлого века.
Пишущая машинка за один раз пробивала 2-4 листа, переложенных копировальной бумагой. Чтобы напечатать сразу 5 копий одного документа, иногда вставляли и пятый лист бумаги, но качество напечатанного текста ухудшалось. Для того, чтобы быстро и качественно перепечатывать рукописные тексты (а некоторые, мягко говоря, не совсем каллиграфическим почерком писали свои рукописи), машинистки осваивали так называемый "слепой метод". Он заключается в том, что глаза машинистки смотрят на рукопись, а пальцы двигаются сами по себе, механически.
Вот на основе такой памятки начинающие машинистки осваивали "слепой" метод.
Красящую ленту обычно использовали черного и темно-синего цвета. Когда лента высыхала, текст становился трудночитаемым, машинистки подкрашивали её обычной черной тушью.
В середине 80-х на "КАМАЗе" появились вот такие электрические пищущие машинки "РОБОТРОН 202". Одна из них хранится в фондах "Музея КАМАЗа".
На них уже не требовалось больших усилий, чтобы напечатать хорошо читаемый текст.
А потом время пишущих машинок прошло. Пришла эра компьютеров. Но это совсем другая история...
ПАО «КАМАЗ» в социальных сетях: