Сегодня мы публикуем в нашем блоге материал, подготовленный аналитиками международного уровня на основе данных, предоставленных специалистами ПАО «КАМАЗ». Это эксклюзивная статья, которая будет опубликована в следующем номере корпоративного журнала KAMAZ. Материал любезно предоставлен нам редакцией издания.
Данные продаж российского автогиганта вселяют оптимизм: экономика, похоже, выходит из кризиса.
Не о протекционизме речь
Известное выражение «Что хорошо для Дженерал Моторс, то хорошо и для Америки», чаще всего применяют, когда хотят проиллюстрировать протекционизм, защиту государством интересов крупных корпораций.
Мы поговорим о другом: о том, что показатели работы компании «КАМАЗ», производителя всем известных грузовиков, очень хорошо предсказывают дальнейшую траекторию развития российской экономики.
Падения и взлёты
Чтобы убедиться в «прогностической ценности» камазовской статистики, рассмотрим, как она вела себя по ходу падений и взлётов российской экономики.
1989-1990 годы: от роста к спаду
«КАМАЗ»: в 1988 году на Камском автозаводе был достигнут исторический пик производства - с конвейера в тот год сошло 127 тыс. грузовиков. А уже 1989 году «КАМАЗ» впервые в своей истории столкнулся с падением производства - было выпущено всего 120 тысяч грузовиков (график 1).
График 1. Падение производства на «КАМАЗе» произошло в 1989 году, за год до начала сокращения ВВП в СССР.
Источник: ПАО «КАМАЗ».
Относительно 1988 года выпуск сократился на 5,2% (если учитывать продажи только внутри СССР, без экспорта, то падение было ещё более глубоким: -5,4%).
График 2. Спад производства грузовиков КАМАЗ продолжался непрерывно в течение семи лет.
Источник: ПАО «КАМАЗ».
Мог ли этот камазовский спад 1989 года предвещать ухудшение экономической ситуации в СССР? Оказывается, да. Многочисленные источники датируют начало падения ВВП в Советском Союзе 1990-м годом.
График 3. Годы падения ВВП следовали за годами спадов на «КАМАЗе».
Источники:
С.Фишер (1994), Всемирный банк.
1996-1997 годы: первая попытка роста
Спад и на «КАМАЗе», и в стране продолжался долгих семь лет. За эти годы не стало СССР, поэтому в дальнейшем мы будем использовать статистику продаж «КАМАЗа» в России.
В 1996 году на «КАМАЗе» был зафиксирован первый за многие годы рост продаж грузовиков. Рост скромный, на 2,7% по отношению к 1995 году. ВВП России в том году ещё продолжал падать. Падение составило -3,6%. Что же было дальше? Предсказал ли «КАМАЗ» рост экономики России?
Да, предсказал: на следующий год после роста продаж грузовиков Камским автозаводом был зафиксирован первый за всю постсоветскую историю рост ВВП в России. Конечно, рост (как и на «КАМАЗе», впрочем) был скромным, +1,4%. Но после стольких лет беспросветного падения экономики даже такой слабый и, как позже оказалось, неустойчивый рост, казался чудом.
В порыве эйфории российские власти тогда заявили о стабилизации экономики и даже провели деноминацию. Напомним, что Указ президента Бориса Ельцина о деноминации вышел как раз в 1997 году, а с 1 января 1998 года со всех купюр исчезли три «лишних» нуля, в обращении появились копейки. Как показало дальнейшее развитие событий, стабилизацию объявлять было рано. Достаточно было бы посмотреть на известный теперь нам индикатор - продажи «КАМАЗа».
1997-1998 годы: к дефолту и кризису
По итогам 1997 года «КАМАЗ» продал в России на 35% меньше грузовиков, чем в 1996 году. Падение началось ещё в первом квартале 1997 года, а в четвёртом квартале падение продаж и вовсе составило невообразимые -81%.
Согласно нашей гипотезе, вслед за падением продаж «КАМАЗа», в 1998 году должен бы упасть и российский ВВП. Всё в точности так и произошло! Начиная с первого квартала 1998 года, ВВП страны падал, а в августе произошёл знаменитый «дефолт», и падение ускорилось. Итоги года: минус 5,3% ВВП.
1998-1999 годы: возвращение к росту
Люди подвержены настроениям. И после дефолта в обществе и правящих кругах возобладал пессимизм. Прогнозы на 1999 год были один хуже другого. Министерство экономического развития прогнозировало, например, падение на 3%. Авторитетный ЦМАКП, возглавлявшийся тогда нынешним помощником президента России по экономическим вопросам Андреем Белоусовым,
давал даже более пессимистичные оценки, ожидая падения от 5 до 6% в 1999 году.
Этот пессимизм, как и случившийся ранее оптимизм 1997 года, оказался необоснованным. Учёные мужи и политики опять забыли посмотреть, как там дела у «КАМАЗа»? А «КАМАЗ» показал рост продаж на 66% ещё в четвёртом квартале 1998 года. А в первом квартале 1999 года рост продаж «КАМАЗа» в Россию составил невообразимые +8210% (в 83 раза!). Впрочем, такие заоблачные темпы легко объяснимы, если учесть, что в первом квартале 1998 года завод практически стоял.
Стоит ли удивляться после этого, что прогнозы падения ВВП в России в 1999 году не сбылись. ВВП в 1999 году вырос на 6,4%. Это были невиданные более 15 лет темпы, такого не было даже в последние годы СССР! (см. график 3). Но и далее, с 1999 по 2008 год, ВВП России непрерывно рос. Это было «золотым десятилетием» для страны.
Замедление 2002 года
Но внутри этого периода был один год, 2002-й, когда экономическая ситуация вызывала серьёзное беспокойство. Дело в том, что темпы экономического роста тогда замедлились (с +10% в 2000 году до 4,7% в 2002-м) и впервые с 1999 года опустились ниже 5% отметки.
Более того, резко замедлились инвестиции. Если в 2001 году прирост инвестиций в основной капитал составил 11,7%, то в 2002 году произошло резкое замедление этого показателя до 2,9%.
Примечательно, что «КАМАЗ» опять сигнализировал об этом замедлении заранее: ещё по итогам 2001 года он впервые после кризиса 1998 года показал падение продаж в Россию, которые сократились на 4,2%.
2008 год: в омут мирового кризиса
В 2008 году в мировой экономике разразился шторм. И это, пожалуй, единственный случай, когда квартальные данные и по «КАМАЗу», и по экономике страны в целом показали падение одновременно. В годовом выражении продажи «КАМАЗа» в 4 квартале упали на 64%. ВВП в том же квартале упал на 1,3%, впервые после 10 лет роста. Глубина и масштаб падения продаж камских грузовиков показывали, что экономику России ожидают не лучшие времена. И падение ВВП в 2009 году на 7,8% подтвердило это предвестие.
Казалось бы, продажи «КАМАЗа» как прогнозный индикатор в этом случае не сработали. Но даже и в случае «синхронного» падения данные продаж «КАМАЗа» могли помочь в оценке экономической ситуации. Ведь статистика по ВВП выходит раз в квартал, и за 4-й квартал 2008 года стала известна только в январе-феврале 2009-го. Между тем данные по продажам «КАМАЗа» выходят ежемесячно. Так, о падении продаж грузовиков в октябре 2008 года на 52%, в ноябре на 71%, в декабре на 72%, становилось известно в течение 5-10 дней по окончании соответствующего месяца.
2009-2010 годы: быстрое восстановление
Восстановление после спада на «КАМАЗе» началось с 4 квартала 2009 года, когда продажи выросли на 80% к 4 кварталу 2008-го года. Уже мало удивляет, что в следующем квартале и в экономике России был зафиксирован рост ВВП, составивший 4,1% в годовом выражении.
2012-2015 годы: долгая дорога к кризису
После кризиса 2008-2009 гг. 11 кварталов подряд, почти три года, продажи «КАМАЗа» росли. Но с третьего квартала 2012 года продажи снова начали падать. По итогам 2013 года спад составил минус 4%. Падение продолжилось и в 2014 (-15%), и в 2015 году (-31%).
Установленная нами выше взаимосвязь подтвердилась и в этот раз. Темпы роста российской экономики тоже стали снижаться. С 4,2% в 2011 году прирост ВВП снизился до 3,5% в 2012-м, до 1,3% в 2013-м и до 0,7% в 2014-м. А в 2015 году ВВП ушёл в отрицательную зону: падение составило -3,7%.
Из этого можно сделать интересные выводы: проблемы в экономике России начались ещё в 2012 году, а, следовательно, их причиной не могли быть ни санкции, введенные в действие в 2014 году, ни последовавшее затем падение нефтяных цен.
Немного о будущем
Что даёт нам приведённый выше анализ совпадений в динамике продаж «КАМАЗа» и экономике России? Если задуматься, это даёт ни много ни мало возможность «предсказывать» будущее.
Возьмём, к примеру, споры, пройдена ли низшая точка кризиса и ждёт ли Россию экономический рост в ближайшее время. Президент России Владимир Путин уверяет, что низшая точка кризиса пройдена. Ему вторят чиновники из правительства. Но некоторые эксперты заявляют, что рецессия углубляется (см., например, материал «
Эксперты ВШЭ заявили об углублении рецессии в России» опубликованный совсем недавно, 8 июня). Кому верить?
А что, если поверить «КАМАЗу»? Посмотрим на статистику его продаж. После 6 кварталов падения (а с небольшими перерывами падение длилось 14 кварталов, более трёх лет), в первом квартале 2016 года Темпы роста продаж «КАМАЗа» вышли в плюс: они выросли на 12% по отношению к первому кварталу 2015 года. Результаты второго квартала станут известны по его окончании, в июле. Но уже известно, что в апреле рост продаж составил +77%, а в мае +72%. Даже если результаты июня окажутся скромнее, рост за второй квартал окажется на уровне примерно +50% или +60%.
График 4. По итогам 2 квартала продажи «КАМАЗа» в среднегодовом выражении выйдут в плюс впервые с 2012 года.
Источник: ПАО «КАМАЗ», данные за 2 квартал 2016 года - прогноз.
Судя по этим данным, российский ВВП в ближайшее время выйдет из зоны падения и начнёт расти.
График 5. Судя по статистике «КАМАЗа», ВВП России в ближайшее время начнёт расти.
Источник: Росстат.
Ждать осталось недолго: в ближайшее время мы сможем убедиться в том, действительно ли «что хорошо для «КАМАЗа», то хорошо и для России».
ПАО «КАМАЗ» в социальных сетях: