Сегодня, только по официальным данным Минобрнауки, из 30 млн детей, проживающих в России, 1,006 млн нуждаются в коррекционной помощи. А по данным ЮНЕСКО, таких детей в нашей стране от 2,5 до 3,5 млн. При этом мест в коррекционных учреждениях всего лишь порядка 500 тысяч. Впрочем, скоро подобных специальных (коррекционных) общеобразовательных школ в России вообще не останется. По закону «Об образовании», к 2016 году исчезнет даже такое понятие.
Взамен с 1 сентября 2016 года в России будет введен новый образовательный стандарт инклюзивного образования, то есть дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будут учиться вместе с обычными школьниками.
Вчера 31 марта участвовал в программе «Позиция» телеканала Астрахань-24
Сделать инклюзивное образование обязательным / Телеканал «Астрахань 24» Сразу обозначу свою позицию: я - ЗА инклюзивное образование.
Мой оппонент, психолог Марина Потапова не столь категорична в своем ПРОТИВ.
Она считает, что школа не готова к переходу на совместное обучение детей с ограниченными возможностями и потому ничего делать не надо.
Аргументируя, Марина Потапова акцентировала внимание на том, что дети, сейчас находящиеся на домашнем обучении, в коррекционных школах, страдают самыми разными заболеваниями, которые требуют различного оснащения и подхода в образовательном процессе. У нас же нет специалистов.
Неправда! Есть у нас специалисты. Только вот в повальном увлечении оптимизацией образования (точнее, в вынужденном сокращении расходов из-за недостатка средств), такие педагоги, дефектологи, логопеды, психологи первыми укладываются на прокрустово ложе сокращения штатов.
Прямо перед передачей «Позиция», в 19.30 прошел блок новостей
31 марта 2016 19:30 / Телеканал «Астрахань 24». Не поленитесь, выберите в плей-листе две новости: «Учителя жалуются в прокуратуру на сокращение зарплат и оптимизацию» и «Дом-интернат имени Степана Здоровцева расформируют».
Там министр областного образования Виталий Александрович Гутман прямо говорит, что идет сокращение, вызванное нехваткой средств. Поясняя причины расформирования дома- интерната им. Степана Здоровцева , министр также говорит о нерентабельности его содержания. Поэтому детей отправят в Образцово-Травино, а персонал сократят. Ни дети, ни педагоги, ни другие работники дома этого не хотят.
Скажите, почему, если дом-интернат будет перепрофилирован в школу, нельзя сохранить ту его часть, в которой живут дети с проблемным развитием? Вот оно, инклюзивное образование, и специалисты, и инфраструктура - все есть. Но, видно, из Образцово-Травино, проблем детских не будет видно. Сожалеют о переезде из города в село дети. Скорее всего, не поедут туда и сокращаемые педагоги. Кто выиграл? Те, кто не смогли исполнить свои должностные обязанности и наполнить доходную часть бюджета финансами.
Еще один нюанс нашей дискуссии с Мариной.
Она утверждала, что к этим особенным детям необходим и особенный подход. А учителям трудно. Если учитель не хочет, не может, отказывается заниматься с таким ребенком, то нужен ли школе такой учитель? Педагогическая профессия во все времена требовала определенного самоотречения, самоотверженности, постоянного совершенствования своих знаний, умений и. конечно, доброты. Не зря же символом учительства избран пеликан, согласно легенде разрывающей свою грудь, чтобы накормить птенцов. Не зря же человечество помнит подвиг Януша Корчака, который вместе депотритруемым домом сирот отправился в Треблинку и не счел для себя возможным оставить детей, вместе с ними добровольно приняв смерть в газовой камере.
К счастью, пока есть в Астрахани и педагоги, и психологи, и социальные работники, и дефектологи, и врачи, которые могут и хотят помогать особенным детям. Только вот сокращать их не нужно, и зарплата должна быть достойной и вовремя. Может быть, даже за счет министерской.
Возражала мне психолог и по поводу технической неготовности наших образовательных учреждений к обучению детей с ограниченными возможностями.
Знаете, давным-давно принята программа «Доступная среда». Действует в каждом регионе. Только вот как? Неслучайно я привел прием пандуса у Центра детского творчества, что рядом с филармонией. Мрамора на отделку не пожалели, а сделать его, правильно, удобным для малоподвижных групп населения не удосужились. Сидящий в коляске человек может весело и быстро скатиться с горки в 45 градусов (хотя это уже экстрим). Взобраться на нее в коляске не под силу даже здоровому.
Школы, даже самые передовые и образцовые. Зачастую пандусов не имеют. Да, и внутри школы передвижение ребенка на костылях или в инвалидной коляске почти возможно.
В дополнительном образовании с пандусами дело обстоит еще хуже. Хотя именно дополнительное образование помогает раскрытию личности, способностей, талантов ребенка. Учит, возможно, основам будущей профессии.
Все рекомендации, приказы, постановления, программы есть. Приняты еще в 2013. Их исполнять нужно. А не откладывать в очередной раз в долгий ящик под предлогом неготовности и нехватки денег.
В наш диалог в Мариной Потаповой включилась Татьяна Михайловна Бугреева, председатель профсоюза работников образования.. Предлагаю послушать ее с 16.45 минуты. Прямо с первых своих слов Татьяна Михайловна заявила, что среда, общество не готово к принятию инклюзивного образования. И говорить на эту тему должны профессионалы.
Должен сказать, что помимо депутатской деятельности я еще и преподаватель (стаж немаленький, да и работаю в настоящее время). Так что в курсе всех или очень многих проблем образования.
Татьяна Михайловна заявила, что учебно-материальная база образовательных организаций не готова, «хотя министерство образования начало уже»… Только вот, почему база не готова? Не вчера принят Закон об образовании в Российской Федерации, не вчера начала работать программа «Доступная среда». И хотя Татьяна Михайловна подчеркнула, что профсоюз занимается профессионально (!) делом сохранения рабочих мест, предотвращения сокращений и улучшений условий труда, не могу сказать. Чтобы с помощью профсоюза удалось отстоять хоть одно оптимизируемое образовательное учреждение.
А на прямой вопрос ведущей: «Согласна ли Татьяна Михайловна, чтобы ее ребенок учился в одном классе с ребенком-инвалидом?» - профсоюзный лидер педагогов ответила категорично: «Нет, конечно!»
Думаю, комментарии излишни.
Убежден, что такое совместное обучение детей нашему обществу просто необходимо. Необходимо не только детям с ограниченными возможностями, но, главное, всем остальным. В качестве прививки доброты.