Прощание с ивановским трамваем

Jun 12, 2014 03:40

До конца недели внимание большинства ивановских блоггеров будет приковано к событиям очередного кинофестиваля "Зеркало". Плёс с энтузиазмом принимает и расселяет участников, но дорога к нему все же лежит через областной центр. А тут могут быть два варианта - автомобильно-автобусный и железнодорожный.
В понедельник утром, выходя с плацкартного вагона московского поезда, я услышал мужской голос, вопрошающий, есть ли среди пассажиров  гости фестиваля?
Такая забота о прибывших тронула меня, потому что если вас не встречают на ивановском ж.д. вокзале ваши знакомые, то значит на выходе вас ожидает сюрприз - гарантированная встреча с самой Ольгой Генкиной, а точнее с ее головой!


Уверен, не каждый читатель моего журнала знает, чем прославилась Ольга Михайловна и за какие заслуги ей памятник такой огромный отгрохали.
Попробую в двух словах освежить воспоминания. Ольга Михайловна Генкина ( ака "Соня" ) осенью 1905 года прибыла в наш город с важным большевистским партзаданием и чемоданом, полным оружия и взрывчатки. Внимательные грузчики заинтересовались, что за тяжесть везет хрупкая на вид девушка, и заглянули в чемоданчик. Иваново-вознесенские грузчики были в то время совершенно не сознательным и беспартийным элементом, а если и вступали в партию, то не мелочились - сразу в какой-нибудь "Союз Михаила-Архангела". Поэтому в силу своей политической непродвинутости, суровые мужички порешили "Соню" прямо на привокзальной площади, без решения господ присяжных заседателей и прочих формальностей. За свою героическую и мученическую смерть революционерка была удостоена сразу двух маленьких памятных знаков у старого и нового вокзалов. А в последней четверти 20-го века в самом центре сквера напротив появился постамент с головой...


На самом деле памятник называется "Молодым революционеркам текстильного края" и к Ольге Михайловне имеет очень далекое отношение. Честно сказать, даже голова принадлежит не ей, а даме сердца скульптора, но горожане все равно в массе считают, что это сама Генкина и есть. Тем более, что привокзальные памятные знаки растерзанной революционерке бесследно исчезли энное количество лет назад, несмотря на декларируемую защиту государства и нахождение в охранных списках ( по сей день, кстати! )
Когда-то за затылком девушки красовались на крыше "сталинской" пятиэтажки огромные буквы "ИВАНОВО - РОДИНА ПЕРВЫХ СОВЕТОВ"


Теперь про этот бренд вспоминать никто уже не хочет.


Напрасно будут ждать трамвая сошедшие с поезда гости города. Эти рельсы уже давно никуда не ведут.


Прокладка трамвайных путей началась в Иванове 80 лет назад. Это была поистине "народная" стройка - большая часть работ была выполнена во время субботников и воскресников, а энтузиасты собирали металлолом и медь. Ивановцы искренне верили, что их город станет одним из ведущих трамвайных центров страны. Но 1 июня 2008 года вагоны вышли на маршрут в последний раз. Этот снимок ничем не примечателен, кроме даты: 01.06.08


Стало известно, что группа активных граждан обратилась в мэрию с просьбой организовать акцию "Прощание с трамваем". В те годы социальные сети не обладали распространением и влиянием, которое имеют сейчас, а потому поздним вечером у депо собралось не так уж и много народа: в основном журналисты и представители городской власти. Из ворот тем временем выкатывался номер "283"




Вскоре появились и организаторы акции.


И сразу стали общаться с представителями прессы.


Выяснилось, что пришли эти люди не протестовать, а достойно проводить в последний рейс свой любимый вид городского транспорта. Я не помню уже их имен, поэтому в дальнейшем буду называть их лидера "сознательным гражданином"


№283 не спешил распахивать двери и был заменен 295-м






Сознательный гражданин выступил с подножки 295-го с трогательной речью. "Прощай мой друг - ты останешься в моем сердце навеки!"




В последний раз вагоновожатую пассажиры одарили на рабочем месте цветами. Не удивлюсь, что заодно и в первый..




Осторожно, двери закрываются...Поехали!


Все пассажиры получили исторические билеты на последний рейс


В салоне витала легкая грусть и ностальгия...


но вскоре в руках пассажиров стала появляться одноразовая тара...


детям - шоколадку, кондуктору - цветы, остальным - шампанское!












Безобразие! Распитие спиртных напитков в общественном транспорте! Куда только милиция в тот день смотрела)))










Периодически вагон останавливается для подсъемок и во время одной из таких остановок обнаруживается преследователь. И кто же он?!


Тот самый № 283!


Он все-таки вышел на маршрут с теми немногими зрителями, наблюдавшими за отправлением нашего трамвая. Не знаю, осознавали ли они, что именно их рейс по факту стал последним, но обстановка в их вагоне была более раскрепощенной!


мы же тем временем миновали самую дальнюю точку маршрута.




У вокзала вагоновожатая покинула кабину, чтобы перевести стрелки




А к нам присоединился тогдашний мэр города, подписавший ивановскому трамваю смертный приговор


Уверен, что Александр Фомин не жалеет о принятом тогда решении и до сих пор считает, что именно благодаря ликвидации трамвая, наш город по автомобильным пробкам не догоняет Москву


Еще одна прощальная речь. Цветы на этот раз предназначены нашему вагону!




Зрители стали расходиться по домам, а №295 под приветственные крики не спеша отправился в небытие




Через несколько минут начался новый день, 2 июня 2008 года, ставший официальной датой кончины ивановского трамвая.


Вот какую историю откопал я в своем архиве!

автостарина, город, трамвай, фото, Иваново, жизнь, репортаж

Previous post Next post
Up