11 июня начал работу очередной, уже седьмой по счету кинофестиваль "Зеркало". С одной стороны, 7 лет - огромный по современным меркам срок и можно говорить об уже сложившихся традициях, с другой - организаторы все еще продолжают нащупывать оптимальные формы.
Второй год подряд штаб-квартира фестиваля базируется в Плесе, а мероприятия такого грандиозного масштаба не могут не сказываться на бренном бытии маленького городка, который вынужден соответствовать уровню проводимых в нем мероприятий. И надо признать, что внешне все выглядит просто замечательно!
Все интернет-истерии по поводу уничтожения уникальной ауры этого места в угоду власть предержащих не стоит воспринимать слишком серьезно. На мой взгляд, есть только одна серьезная потеря - в лощине над Шохонкой вырубили деревья ради строительства очередной горнолыжной трассы. Склоны облысели, визуально приблизились, взгляду открылись неприглядные постройки. В этой стороне любоваться больше нечем, увы (((
Но хватит о грустном. Плес живет, развивается, принимает гостей со всего света и пока еще робко пытается сравнивать себя с Каннами ( как минимум, набережная у них одинаковой длины ) :-D
Сейчас там царит праздник кино. Прекрасные фотоотчеты о событиях первого дня фестиваля можно посмотреть
здесь и
здесь. Мне остается лишь дополнить их несколькими снимками и дать пару-тройку субъективных комментариев.
В недавно отремонтированном здании Присутственных мест Павел Лунгин и Марина Арсеньевна Тарковская открыли маленькую, но очень интересную
фотовыставку Ларс-Олафа Лотвалла. Пара десятков снимков со съемочной площадки "Жертвоприношения", многие из которых широко известны.
К сожалению автор в силу преклонного возраста не смог приехать лично, но присал комментарий, что до сих пор жалеет о двух не сделанных снимках. Что ж, обычное дело в практике фотографа - иногда ты ошибаешься со временем, иногда с местом.
Но вот этот кадр с последнего съёмочного дня является гордостью фотографа. Я его прекрасно понимаю. До мурашек.
После отрытия выставки наступила затянувшаяся пауза, которую каждый заполнял как мог. Знаменитости давали интервью
Кинокритики предвкушали события
Официальные фотографы трудились не покладая рук и объективов
Ивановская пресса грелась в лучах плесского солнца
дачники ждали появления первой звезды
а местные просто впали в состояние философского расслабона
Наконец, началась пресс-конференция. Представлю некоторых из ее участников:
кинорежиссер Евгений Цымбал
отец-основатель фестиваля Михаил Мень
Президент "Зеркала" Павел Лунгин
Представитель главного спонсора Михаил Гусев
Члены жюри:
- похожий на преподавателя изящной словесности кинорежиссер Сергей Лозница
- румынский актер Валериу Андриуца, которого с первого взгляда можно принять за балканского кинорежиссера
- французский продюсер с лицом датской актрисы Марианна Слот
- внешне типичный продюсер, а на самом деле известный европейский кинокритик Клаус Эдер
- и еще один режиссер, на этот раз итальянский, Донателла Бальиво, похожая на кинокритика или работника научной библиотеки
Главной темой пресс-конференции, да и вообще всего первого дня, было обсуждение покупки на аукционе Сотбис за невероятную цену так называемого "архива Тарковского", за который шла нешуточная борьба с Ларсом фон Триером. Возник вопрос, если уж Ларс сыграл такую не всем понятную роль в нагнетании страстей, то почему в этом зале присутствует его представитель, а госпожи Сурковой, выставившей лот, здесь нет. Марианна Слот объяснила, что фон Триер является давним поклонником творчества Тарковского и готов был бороться за документы до последнего. Михаил Мень сказал, что для него возвращение архива было делом принципиальным и битву он проиграть не мог, а побочным эффектом произошедших событий стала популярность Юрьевца в мировых сводках новостей, что обязательно принесет дивиденды в будущем. Павел Лунгин откровенно объяснил, что между госпожой Сурковой и семьей Андрея пробежала кошка и Марина Арсеньевна попросила не приглашать их одновременно на фестиваль. Клаус Эдер на вопрос, почему включение кинокритиков в жюри часто приводит к результатам отличным от чисто режиссерского судейства, ответил, что критики, в отличие от многих режиссеров, действительно знают историю киноискусства. Стоило ли удивляться, что час спустя жюри коллегиально именно его избрала своим председателем? )))
На мой взгляд эта была самая интересная пресс-конференция за всю историю фестиваля. Удалось обойтись минимумом общих слов, отвечающие выглядели достаточно откровенными, по-возможности шутили. Так на типичный шаблон "По каким критерием отбирались фильмы?" Лунгин ответил своим "фирменным" шаблоном : чтобы похуже и поскучнее! Смею заверить Вас, дорогие читатели, что это не так. Я уже посмотрел к этому моменту четыре фильма и должен сказать, что не заснул ни на одном из них, и даже без попкорна! )))
К окончанию пресс-конференции Плес накрыло проливным дождем. Участники вынуждены были ждать окончания ливня по навесом и для них кино уже началось.
КПРФ в дюжине метров устроило акцию и суровый большевик мужественно сносил удары стихии, Лунгин давал советы : "Снимайте! Снимайте! Это могло бы послужить неплохим вступлением к фильму!" Полиция не вмешивалась, губернатор не давал никаких дискредитирующих команд, демонстрируя поистине европейскую толерантность. Ну чем не Канны?!!! Если бы еще не комары! ( но о них чуть позже)
Впрочем, не только идейные оппозиционеры расположились напротив нас. Например, в этой семье с детства прививается любовь к настоящему кино.
Большая же часть поклонников пережидала непогоду под навесом крыльца новехонького здания "Левитан-Холла"
Дождь, кстати, очень выгодно подчеркнул достоинства некоторых теле-журналистов)))
"Красная дорожка" прошла как-то невнятно. Её изображал деревянный помост с красными веревочными перилами, никаких объявлений не было, бейджи носят здесь только персонал и пресса, а потому понять, кто сейчас проходит мимо тебя, могут только посвященные, ну кроме тех случаев, когда гость узнаваем на уровне подкорки, например, как в этом случае.
Хотя что за чел с бутылкой колы на заднем плане, я определить не смог.
Все внимание поэтому у снимающей публики было приковано к мальчикам в тельняшках, двигающим туда-сюда деревянные контейнеры с надписью "АРХИВ"
Еще один такой же запечатанный ящик стоял на сцене внутри.
( продолжение следует )