Apr 07, 2010 13:36
Благословясь, приступим.Строго и последовательно. Итак, армянское радио спрашивают :
Мне вот всегда было интересно, откуда получаются серьезные и религиозные в глубине песни. Какие при этом должны быть (или просто бывают отношения с верой. Или у кого-то (не у Вас) это может быть почти случайностью?
Атвэчаем :
Поскольку такой вопрос вряд ли был бы задан Борису Моисееву, следует сначала определиться, как реагировать на заключённый в вопросе скрытый комплимент. Если тупо (типа, скромно) его не заметить, то немедленно отыщутся доброжелатели с полным ушатом сарказма. Поэтому говорю этим химерическим доброжелателям: да, фак вас разэтак, мы пишем серьезные и религиозные в глубине песни, и именно поэтому мне задают такие вопросы, за что задающему - спасибо , а вы идите, накатите текилки, а ответ можете не читать.
По существу же вопроса могу ответить следующее. Не только песни, но и вообще искусство берётся буквально ниоткуда. Из той самой шуньяты-пустоты, которая содержит в себе все потенции. Разумеется на стадии воплощения творение облекается оболочками, происхождение которых - наш мир. Но изначальный импульс - пустотен. Он подобен ощущению, которое вы испытываете только что прочтя и захлопнув потрясшую вас книгу или посмотрев фильм или прослушав симфонию.
В этот момент вы не помните ни сюжета, ни героев - в вас живёт точечное ощущение произведённого на вас воздействия. Вы, как это принято говорить, охуеваете. Вот тут происходит точно то же самое, только в обратной последовательности. Вы сначала охуеваете ни с того ни с сего, а потом воплощаете это охуение в конкретную идею, которую заключаете в конкретный культурный код (по вкусу), в конкретную историю, героев, гармонию, мелодию. Тут - сфера ремесла. Если вы мастер, то вы сможете донести посетившее вас охуение до воспринимающего. Соответственно вы можете видеть, что начальный импульс не подразумевает однозначного воплощения. Его можно воплотить миллионом различных способов, рассказывая разные истории, из разных времён, - что уж говорить об аранжировке или форме. Главное - не дать импульсу огрубеть и затеряться, но, напротив, построить ему дом, в котором он согласился бы жить. По возможности - бесконечно.
Отсюда вытекает два вопроса: как научиться охуевать и как воплощать охуение. Заменим термин охуение на термин Ангел - так точнее. Для ловли ангелов необходимо развить охотничий нюх. Необходимо наработать орган, который будет воспринимать ангела. Для того, чтобы поймать оленя, нужно для начала научиться видеть оленя, не говоря уже о том, чтобы определять его следы. Нарабатывается это умение восприятием - нужно много читать, смотреть, путешествовать, учиться глубоко переживать весть, заключённую художниками прошлого и настоящего в их творения. Нужно научиться видеть ангелов уже заключённых в созданные художниками домики. И только потом ты научишься видеть ангелов без домиков. Нужно учиться пить мистику окружающего - например, Муратов в своих итальянских впечатлениях в этом смысле великолепен. Созерцание природы - первостепенно. Величайший из художников - Бог.
И второе - нарабатывать мастерство в одном или нескольких видах искусств, для того, чтобы, когда тебе удастся ухватить пролетающего мимо ангела, не упустить его, а приручить и подарить всем. А что же вера ? Без веры поймать ангела можно, но нельзя понять, что же ты такое сделал. Такой художник интуитивен, у него сегодня получается, а завтра - нет, и он даже толком не может понять, получилось ли у него сегодня. Он идёт вслепую, ловя руками воздух. Поскольку у нас тут из ангелов прямо суп какой-то, ему порой удаётся выхватить из пустоты что-то, чего он сам понять не может, и, ощупав, сколотить скворечник. В общем, без веры мы имеем творческие кризисы: пришло вдохновение - ушло вдохновение, запои и сардонический хохот на фоне бушующих волн. Короче, такой художник - идиот. Гениальный, быть может, но идиот. Лучше видеть ясно. Вера даёт эту остроту зрения. Поскольку её природа и природа ангелов - одно.
нас спрашивают :
Тогда такой вопрос: что важнее для человеческой души - честь или правда? (разные вещи, но, да, совместимые)
Просто у меня сейчас появилась такая жизненная ситуация, когда нужно выбрать одно из этих двух вариантов, и вот интересно было бы услышать мнение умного человека. Может я действительно слона не замечаю...
Атвэчаем :
К сожалению, не зная конкретной ситуации, не зная, что вы вкладываете в понятие "честь" и в понятие "правда", ответить на этот вопрос невозможно. Отделаться ходульной благоглупостию в духе : "подлинная честь не может противоречить правде" было бы стыдно. Поэтому дай вам Бог мудрости и душевной стойкости - кроме этого пожелания мне нечего вам предложить. Удачи.
нас спрашивают :
Сергей, как ты мог бы оценить своё (и ваше групповое) творчество со стороны? Я имею ввиду, что вот есть группы, есть персоналии в России и в мире. Как в этой общей картинке ты видишь себя и "ОП"? Надеюсь, выразился не очень мутно.
Атвэчаем :
Я думаю, что наша группа глубоко родственна таким проектам, как "Раммштайн", "Мьюз", "Слипкнот", "Май Кемикал Романс", "Систем оф зе Доун"(хотя последняя не выдержала). Эти группы - наши ровесники ( по времени образования), их творческий метод и взгляд на мир очень близки нашему. Это искусство, идущее за постмодерном. Я как-то определил это так : если искусство модерна можно определить избитым образом клоуна, рыдающего под смеющейся маской, если постмодерн - это клоун, смеющийся под рыдающей маской, то новое искусство - это клоун, рыдающий под рыдающей маской. Более подробно это будет раскрыто в большом интервью, которое я дал бразильскому порталу Progshine.com . Когда его опубликуют, я, разумеется, дам ссылку и русский вариант представлю здесь, потерпите немного (на правах анонса:)