Cinemalover's Guide to the Spaсe Odyssey

Feb 14, 2012 01:54



Детальный обзор легендарного научно-фантастического эпоса в четырех действиях.




Что за зверь и с чем его едят? Почему так знаменит и уважаем? Этот фильм настолько не похож ни на что другое, что должен поставляться вместе с программкой, чтобы каждый мог в полной мере проникнуться и оценить. Я взяла на себя смелость составить подобную программку, которая поможет вам с удовольствием и пользой для ума осилить этот признанный шедевр фантастики.


Космическая Одиссея: 2001

год: 1968

страна: США, Великобритания

режиссер: Стэнли Кубрик

авторы сценария: Артур Кларк (автор романа), Стэнли Кубрик

музыка: И. Штраус

Оскар за лучшие визуальные эффекты

Всеобщее признание и почетное место в списках шедевров кинематографа.

Одно из основополагающих произведений научной фантастики 20-го века.

Но чтобы уж наверняка:

10 причин смотреть Космическую Одиссею 2001:
  1. Для галочки (повышения образованности), т.к. этот фильм по праву считается шедевром своего времени и жанра.
  2. Чтобы гордиться тем, что посмотрели этот невыносимо длинный фильм стрёмного Кубрика ради первого пункта.
  3. Отдать дань уважения автору романа “Космическая Одиссея 2001” Артуру Кларку - человеку, благодаря идеям которого у нас сейчас есть интернет и спутниковая связь. * см. биографическую справку внизу
  4. Узнать, чем вдохновлялся Джордж Лукас, придумывая “Звездные войны” и откуда он взял концепты для космических кораблей, в частности, спасательной капсулы, в которой в “Новой надежде” С3РО и R2D2 отправились на Татуин. Во время просмотра кричать “Ах, воот! Ну точно!”.
  5. Увидеть прототипы айпадов, видеосвязи и многие другие чудеса науки и техники, казавшиеся в 1968 году фантастикой, которыми мы сегодня пользуемся ежедневно.
  6. Узнать первоисточник множественных аллюзий, подражаний и заимствований. Всегда нужно знать первоисточник.
  7. Посмотреть фильм, в котором первое слово прозвучит лишь на 24-й минуте.
  8. Услышать музыку Штрауса и больше никогда ни с чем не путать.
  9. Понять, что такое настоящий хардовый sci-fi и убояться.
  10. Культурно обогатиться и причислить себя к лику просвещенных.

10 причин не смотреть Космическую Одиссею 2001:
  1. Фильм абсолютно лишен динамики. По сравнению с ним “Новый Свет” - это остросюжетный экшн.
  2. Обезьян играют переодетые в шкуры люди. Выглядит это именно так, как вы представили.
  3. В фильме нет героя, который действует на экране от начала до конца. Три части фильма, во всех разные герои. В первой вообще обезьяны.
  4. Периодически божественную музыку Штрауса сменяет невыносимый вой. Этот же самый вой нужно вытерпеть в течение 3-х минут перед вступительными титрами.
  5. Концовка настолько туманна, насколько вы вообще можете себе представить туманную концовку. Конец 60-х. Помножьте на ЛСД. Шучу)
  6. Пользу от фильма и глубинный его смысл никто на блюдечке вам не принесет и из фильма почти ничего прямым текстом не следует.
  7. В фильме всё О О О О О Ч Е Н Ь  М Е Е Е Д Л Е Е Е Е Н Н О О О  П Р О И С Х О О О О Д И Т, вызывая желание перемотать раз в две минуты.
  8. Корабли в космосе не взрываются.
  9. Смотри пункт 7.
  10. Пункт 7 еще раз.


Если вы морально стойки и учли все перечисленные пункты, предлагаю вам немедленно и навсегда влюбиться в открывающие титры:




Да-да, вот она откуда, та самая музыка! Вот она эпичность, вот он, размах. Но не обманитесь, за этим не последуют эпические сражения. Артур Кларк не какой-нибудь мифический грек, описавший лишь несколько десятков лет ахейских битв, здесь все в астрономические разы масштабнее. Он создал эпос, оправдывающий своё пафосное звание, наш автор - не Гомер, а Дарвин, и эти титры готовят нас к действу такому же последовательному и неторопливому в своей торжественности, как сама эволюция.

Ну? Включаем?




Перед тем как пуститься в витиеватости, просто полюбуйтесь. Слышите? Ничего вы не слышите. Тишина. Первозданная, нетронутая осмысленным воплем тишина. Эти три минуты стонущего воя перед вступительными титрами - знаете, что это было? Это хаос. Сначала была тьма и хаос.

А потом кто-то создал Землю.


Отнеситесь снисходительно к нечеловеческим попыткам реалистично изобразить приматов. Серьезно. Да, очень сложно отрешиться и вникнуть в происходящее, ведь это люди, переодетые в шкуры обезьян, двигаются как люди, и вообще дико смешно, но задумайтесь на секунду о том, что именно благодаря этому фильму на свет появятся Звездные войны, в ходе создания которых будут изобретены компьютерные спецэффекты, которые после на полную катушку использует в Парке Юрского периода Спилберг, и так далее, так далее, они будут совершенствоваться вплоть до “Восстания Планеты Обезьян” 2011г., где полностью компьютерные приматы практически неотличимы от настоящих. Между тем, первый фильм “Планета обезьян” вышел в один год с “Космической Одиссеей 2001”, посмотрите кадры ради смеха. Осознали? Едем дальше.

Если, конечно, вы не Николай Дроздов, то эти сцены из жизни симпатичных шимпанзе вряд ли покажутся вам блистательным экшном (по поводу экшна см. пункты 1, 7, 9, 10 из второго блока). Но погодите, что это опять за дикий вой, похожий на изощренную психологическую атаку? Ага. Здесь на сцену выходит загадочная штуковина. И так же загадочно исчезает. Но не бесследно. Музыка Штрауса как бы намекает тем, кто не догадался, что всё вдруг изменилось. Сейчас произойдет нечто, которое изменит ход эволюции. Кажется, в мозгу примата что-то щелкнуло! Вот она, кость, взлетает вверх… и… если это не мини-катарсис, то я - тень отца Гамлета.

Склейка двух кадров с экранной разницей в 4 миллиона лет!

Акт второй.

Втянулись? А теперь сгруппировались и айда - в 1999год! А там…






 






На секунду вспомните, что это 68-й год, люди еще даже на Луну не высаживались и Землю оттуда не видели! Наверное, поэтому она в фильме сплошь голубая без зелени. Все эти космические техно-объекты - плоды воображения Артура Кларка (вон та станция-колесо, вращением создающая внутри принудительную гравитацию с помощью центробежной силы), в последствии послужившие развитию космонавтики. А вот и капсула, которую Лукас украдёт в свои Звездные войны. Помашем ручкой дроидам внутри!

Человеческая речь! На 24-й минуте Было наконец Слово. Аллилуйя.

Далее всячески умиляемся очаровательным и ныне модным шестидесятовостям и полёту инженерной мысли вообще.

Прадедушкин скайп:




А это просто - очароваться и умереть:







Инструкция по пользованию туалетом в условиях невесомости.

В книге это описано в больших подробностях ^^

***

Ну и всякие там лунные виды.







Здорово? Нет? Скучно? Терпим еще чуть-чуть, сейчас будет конец второго акта под нестерпимый саунд уже знакомой нам смутно штуковины, впервые увидевшей свет солнца через миллионы лет после внедрения в лунные породы и взвывшей от счастья. Жуткий писк, все падают, хватаясь за уши скафандровых шлемов, кошмар, трагедия, третий акт.

Сделайте глубокий вдох, налейте чашечку кофе.

Включаем дальше. Какая неожиданность! Всего-то на 18 месяцев скакнули, а не на 18 миллионов лет. Космический корабль летит сейчас сами узнаете куда и зачем, не спойлерить же всё. Попутно оцените эстетику быта космонавтов, концепция которой определила все последующие изображения внутреннего убранства космических кораблей до настоящего времени. Скажите, недалеко ведь дизайнерский ум ушел от 68-го года, правда?

Вот лишь один гвоздь программы - обещаный айпад. На нём за обедом хипстер-космонавт смотрит трансляцию вечерних новостей  на канале ВВС- 12 про самого себя. 21-й век!




Здесь в действие вступает вечный каратель своего создателя - Искусственный Интеллект! Коварство бортового компьютера читается с первых его слов, и не только нами, но и героями. Это вам не современные боевики, где мы про героев знаем больше, чем они про себя сами. Они знают, что он задумал! Но и он знает, что они знают, что он задумал. Кто окажется сильнее? Сможет ли человек победить взбунтовавшуюся технику? На этой тревожной ноте

АНТРАКТ

Здесь я настоятельно советую беречь психику и пойти подогреть кофе или налить новый, но не слушать интерлюдию, если это вообще можно так назвать.

Фух, вытьё кончилось.

Дальше наслаждаемся тем, что теперь будем знать, откуда растут ноги у всех этих сюжетов с машинами, захватывающими мир и контролирующими быт.

Будет почти экшн (по меркам этого фильма), поэтому спойлерить было бы подло. Вот вам лишь несколько кадров.






Красиво? Ага.

Акт четвертый.

И вот каким-то невероятным образом мы дошли до той части, где космонавт, за которого мы уже начали переживать, находит подле Юпитера третью штуковину, и здесь начинается самый цимес, дорогие господа и дамы.







Сие оказался портал в неизвестность, он протаскивает нашего героя по гиперпространственному туннелю к самому сердцу вселенной, и от этого аттракциона у нашего товарища чуток едет крыша. Но не фатально. Теперь, напрягая оставшиеся неповрежденными извилины, следим за развитием событий. Наш космонавт в гостях, настолько далеко от дома, что у него уже должен миллион раз начаться синдром, описанный в Автостопом по галактике. Но высший инопланетный разум заботливо предлагает ему отдых в комфортных и приближенных к привычным условиях. Здесь над пионером далекого космоса производится последняя манипуляция. Смотрите сами какая. И вот он (да, это он), в большом мыльном пузыре вернулся обратно на Землю в уже совершенно новом качестве, и видит ее уже совсем другими глазами.

Чудесная музыка, конец.

А теперь я буду умничать, а вы внимать.

Что, собственно, имелось в виду.

Потрясающая гениальность Артура Кларка заключается в том, что он не боится выставить людей дураками. Как достойный наследник Дарвина, он постулирует дикую, но не лишенную логики идею о том, что эволюция, вершиной которой мы себя самонадеянно провозгласили, вероятно, вовсе не завершена. Да и мы, возможно, вовсе не вершина. Вполне возможно, мы стали объектом эксперимента для разума настолько более совершенного, что нам это пока не дано осознать. Найдя пригодную для формирования разумной жизни планету, высокоразвитые инопланетяне закинули туда штуковину , в книге именуемую “монолитом”, которая и оказала некое сверхнаучное воздействие на развитие приматов, виденных нами вначале. Потом эти хитрецы зарыли на поверхности Луны еще одну штуковину, чтобы она была обнаружена лишь тогда, когда человечество достигнет должной стадии развития (то есть, начнёт эксплорить космос, и в частности, разрабатывать поверхность Луны, а это значит - человечество имеет достаточное интеллектуальное и техническое оснащение для следующего этапа). После этого, оставленная на Юпитере монолитина должна завершить начатое и доставить разумный экземпляр человека в недра вселенной, прямиком к его… гхм… создателям. Там, наконец, человек шагает на новую ступень по принудительной (как выяснилось) эволюционной лестнице, превращаясь в Звёздное Дитя (как описано в книге), и обретает способности в миллион раз большие, чем доступно человеку простому. Какие уж способности - домысливайте сами. Теперь, по-видимому, его миссия - довести начатое “отцами-создателями” до конца на Земле.

Если вам стало все-таки интересно, вот чудесная новость - есть еще 3 книги продолжения, в том числе “Финальная Одиссея”, рассказывающая о тех самых инопланетянах и рефлексирующая на тему обреченности существования разумной жизни и всякие “we are doomed!!”- настроения; и в конце кое-кто должен решить, есть ли у нас надежда и шанс. Звучит многообещающе.

Если вас не впечатлил философский размах мысли Артура Кларка, значит вы не смогли абстрагироваться и отринуть насмотренные с 68-го года фильмы, восприняв сей эпос свежими глазами. Созданный в доблокбастерную эпоху, этот фильм скорее сравним с классическим концертом или балетом, как по степени нудности, так и по степени глубокомысленности. Это скорее киноспектакль. Получить истинное удовольствие от просмотра можно, принимая во внимание все перечисленные факторы, а также уровень развития кинематографа на тот момент (тогда не было даже компьютеров, а сейчас CGI - уже старьё). По своей модернистской эстетике фильм идёт удивительно в ногу с эпохой, в то же время по замыслу обгоняя её на полвека.

Здесь мимоходом и почти впервые затрагиваются (такие измусоленные уже теперь) темы:

  • опасность сверх-развитых технологий (вспомним подлый компьютер)

  • далекие космические путешествия и исследования

  • эволюция

  • теория посещения Земли инопланетянами в доисторические времена

  • возможность разумной жизни вне Земли

и т.д. и т.п

Это фильм с настолько богатой историей, что его (страшно сказать!) интереснее изучать, чем смотреть. Вот, например, кто-то (википедия) углядел на корпусе корабля Дискавери, летящего к Юпитеру, немецкий флаг. Сделано не в Китае!

Или вот совершенно киноманьячное - колёсная установка Кубрика для съемок внутри корабля:




Ну не обалденно ли.

Биографическая справка:

Сэр Артур Чарльз Кларк

(16 декабря 1917, Майнхэд, графство Сомерсет, Великобритания - 19 марта 2008, Коломбо, Шри-Ланка)

Английский писатель, учёный, футуролог и изобретатель.Лейтенант ВВС Великобритании, кавалер Ордена Британской империи, рыцарь.

Вместе с Азимовым и Хайнлайном входит в «большую тройку» научных фантастов, оказавших большое влияние на жанр в середине XX века.

Орбита Кларка:

В 1945 году в статье «Внеземные ретрансляторы» («Extra-Terrestrial Relays»), Кларк предложил идею создания системы спутников связи на геостационарных орбитах, которые позволили бы организовать глобальную систему связи. Эта идея впоследствии была реализована и обеспечила создание во второй половине XX века практически всех глобальных систем коммуникации, в том числе Интернета. Геостационарную орбиту также называют орбитой Кларка. Впоследствии Кларк на вопрос, почему он не запатентовал изобретение (что было вполне возможно), отвечал, что не верил в возможность реализации подобной системы при своей жизни, а также считал, что подобная идея должна приносить пользу всему человечеству.

Законы Кларка:

В книге «Профили будущего» («Profiles of the Future», 1962) Артур Кларк сформулировал так называемые Законы Кларка, в соответствии с которыми развивается современная наука.
  • Первый Закон: Если заслуженный, но престарелый учёный говорит, что нечто возможно, он почти наверняка прав. Если же он говорит, что нечто невозможно, он почти определённо ошибается.
  • Второй Закон: Единственный путь обнаружить пределы возможного - уйти за эти пределы, в невозможное.
  • Третий Закон: Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

Не могу не похвастаться тем, что моя научная руководительница (была, т.к. он умер) знакома с Артуром Кларком лично. Этот невероятный человек прожил 90 лет и увидел 2001 год, который описал в своей Одиссее. Сейчас вы можете оценить, каким Леонардо 20-го века он был.

Эпилог

Таких вот жемчугов кинематографа - далеко не сундуки, и я настоятельно советую всем приобщаться. Делать это порой очень сложно в наш избалованный век, но ведь есть множество статей и, я уверена, подобных ироничных гид-обзоров, разжевывающих, чем стоит восхищаться.

В любом случае, искренне надеюсь, что хоть кого-нибудь вдохновила на просмотр этого эпика, а если не на просмотр, то хотя бы рада, что вы прочитали и осведомлены.

Научная фантастика может показаться скучной, и я решилась показать на примере одного из самых занудных для непосвященного зрителя произведений НФ, что это не так.

Sci-Fi интереснее, чем вам кажется.

Живите и процветайте, да прибудет с вами Сила.

P.S. Идея сего поста родилась из чудесного диалога в скайпе:
-кубрик - так называется комната в казарме, поэтому кубрик в моем понимании можно только посетить для сна или в исступлении драить.
- завтра ты расширишь границы сознания
- стенли кубрик непосвященных усыпляет, а прочих заставляет полировать его фильмы в поисках смыслов

Надеюсь, я должным образом отдраила Кубрик =)

фантастика, Космическая Одиссея, познавательное, рецензия, кино, Артур Кларк, видео прилагается

Previous post Next post
Up