При обсуждении различных тренировочных режимов в контексте разговора о «жиросжигании» много внимания уделяется тому, насколько эффективно во время нагрузок окисляется жир. Отсюда и разговоры о мифических 20 минутах, после которых «начинает гореть жир», и об эффективности доставки кислорода для сжигания жира, и о конкуренции между жиром и углеводами (или между жиром и лактатом, образующимся при анаэробном гликолизе). Продолжением являются маркетинговые фишки - к примеру, табло с лампочками на кардио-тренажерах, показывающие интенсивность по пульсу, с зонами «сжигание жира» и «кардиотренинг». Типа такого:
Несомненно, вопрос вклада жиров в энергообеспечение, по сравнению с другими источниками, важен. Но… важен он только или в связи со спортивной результативностью, или в связи со здоровьем.
Для спорта окисление жиров ценно потому, что его в организме много, а само окисление - «экологически чистое» производство энергии - не закисляет организм, не приводит к утомлению. Это может быть выгодно при работе на выносливость.
Для здоровья - наоборот, излишний вклад жиров в энергообеспечение - ситуация плохая, результат каких-то нарушений, создает массу проблем (об этом - в следующем посте).
А вот в связи с «похудением» - пофиг, что тратится во время нагрузки: углеводы, жиры, лактат, креатинфосфат или что-то еще. Главное, не что, а сколько в сумме, за некий промежуток времени (например, за день, два дня, несколько дней) энергии было потрачено по сравнению с тем, сколько ее поступило.
Для объяснения ситуацию с энергообеспечением утрирую и сильно упрощу. Пониманию сути это не повредит, скорее поможет.
Допустим, наш организм хранит энергию только в виде гликогена и жира. Вариантов того, что может происходить с их запасами, два: или они восполняются (а запасы жира, возможно, и пополняются), или тратятся. Или-или.
Таким образом, ситуация может выглядеть так (повторяю, схема упрощена и утрирована): если за тренировку израсходовано больше жиров, чем углеводов, тогда после тренировки запасы жиров будут больше восполняться, чем тратиться. А углеводов, вследствие этого - больше тратиться, чем восполняться.
А если во время нагрузки израсходовано больше углеводов, чем жиров, то после нее все наоборот - углеводы восполняются, жиры тратятся.
Короче, тож на тож и получается.
Еще один образный пример. Заменим понятие «энергия» понятием «деньги». И то, и другое - ресурс, объект хранения, накопления, трат и восполнения.
Носители биоэнергии - АТФ, углеводы, жиры, белки, креатинфосфат, лактат и т.д. Единицей измерения примем калории. 1 килокалория содержится приблизительно в 0,25 г углеводов, 0,25 г белков или в 0,11 г жиров.
Примеры денег - рубли, доллары, евро, тугрики и т.п. За единицу измерения примем «условную единицу».
1 у.е. стоит, допустим, 1 доллар, 33 рубля или 0,75 евро. (Курс, допустим, неизменен).
К примеру, мы имеем накопления в евро, эквивалентные некоторому количеству у.е. При этом, по каким-то причинам, получаем зарплату и в рублях, и в долларах, и в евро в неких пропорциях. И тратим тоже в трех валютах (например, потому, что часто путешествуем по Европе и США). Но в других пропорциях, часто в разных (в зависимости от того, в какой стране в этом месяце были).
Получили зарплату - все конвертировали в евро, отложили. Затем, по мере необходимости, часть конвертируем в рубли, часть - в доллары, часть оставляем в евро, тратим. В один месяц больше потратили рублей, но меньше долларов, в другой - больше долларов, но меньше евро.
Очевидно, что в каких бы пропорциях между этими валютами мы не получали зарплату и в каких пропорциях мы бы их не тратили, это не влияет на то, что происходит с нашими накоплениями. Влиять может только размер доходов и расходов, эквивалентный количеству у.е. и их соотношение за период времени. Если дефицит - запасы будут таять, если профицит - пополняться. В какой-бы валюте нам не платили зарплату и в какой-бы мы ее не тратили.
Тоже самое и с нашими запасами денег энергии в виде евро жира. В контексте этого обсуждения не важно, в каком виде мы получаем деньги энергию и в каком тратим, главное - это сколько.