Что общего у йоги, тай-чи, пилатеса и танцев?

Sep 24, 2010 02:44

Что общего у йоги, тай-чи, пилатеса и танцев? Почему их относят к так называемым телесно-ориентированным практикам, почему многие психологи рекомендуют их при различных видах психоэмоциональных нарушений.

Мне видится, объединяет их необходимость концентрировать свое внимание на чем-то конкретном: ощущениях, движениях, позах или дыхании. Что делает их полноценной динамической медитацией.

Пару слов о медитации.

Наши поступки, мысли и эмоции обусловлены не сколько объективной реальностью, сколько нашим субъективным отношением к ней. Мы под завязку наполнены мнениями, суждениями, стереотипами, фантомными проблемами, переживаниями относительно того, чего нет (события прошлого или будущего). Мы, фантазируем, эти фантазии вызывают эмоции, мы вовлекаемся в эти эмоции, что порождает телесные ощущения, новые мысли, желания.  А объективно оценивать реальность может лишь спокойный ум, занимающийся неоценочным мышлением.

Увиденная ситуация (например, неадекватное поведение автомобилиста) вызывает мысль (наглец!), мысль - эмоцию (гнев), эмоция - желание (догнать, погрозить кулаком), желание - действие (догнал, погрозил кулаком), действие - результат (погрозил кулаком, чуть сам не врезался, стресс - упал иммунитет). Однако смотрите: реальность - лишь увиденное мной. Все остальное - мои фантазии и то, что повлеклось вслед за ними. А верны ли мои фантазии? Наглец ли этот человек или просто «чайник»? Или ему нехорошо? Да и какое мне, в конце концов, до этого дело? Значение имеет только реальность. В этом случае мои действия будут правильными: я просто приторможу, оставаясь спокойным и внимательным.

Поэтому и ставится задача воспитать способность ума максимально долго быть лишь  здесь и сейчас. Благодаря этой способности ум избавляется от эгоцентричности, мы лучше, четче, прозрачнее начинаем воспринимать реальность, не загрязняя и не замутняя ее своими мнениями, оценками и отношением.

А так как такое состояние обрести чрезвычайно сложно, на начальных этапах применяют медитацию, при которой сознанию ставится конкретная задача - внимательно и безоценочно что-то наблюдать. В буддизме такую медитацию называют медитацией випассана. Наблюдать (ощущать) можно все что угодно: дыхание, ощущение тела, пламя свечи, созданные в уме образы, звуки, свои собственные мысли и ощущения. Объект наблюдений (ощущений) не важен, важна интенсивность внимания.

Опускаясь с высот духовного совершенствования на бренную землю, можно сказать, что даже без этих сверхзадач практики, связанные с продолжительной концентрацией внимания, с нахождением здесь и сейчас, чрезвычайно благотворны для психоэмоционального равновесия, снимают стрессы, устраняют неврозы, снижают уровни стресс-гормонов (адреналин, норадреналин, кортизол), повышают вследствие этого иммунитет, нормализуют работу нервной и эндокринной систем. Так что, как видите, никакой мистики. Никаких чакр, аур и нирван.

Всё, пора вытаскивать ноги из позы лотоса, снимать чалму, тушить благовония и идти спать…
Previous post Next post
Up