Пишет
kalakazo (kalakazo)
2020-04-25
"Из вечерней почты:
Шесть лет со дня преставления священника Михаила Шполянского.
Олег Чекрыгин:
"Отцы бывают разные.
Наглядный урок сравнения князей церкви и простого священника, ставшего подлинным «отцом народа».
В этот день шесть лет назад умер мой дорогой друг, украинский священник из Старой Богдановки иерей Михаил Шполянский. Несчетное число людей знали и любили его по всей Руси Великой, он был поистине отец народа. Своих трех детей воспитал и вывел в люди, и без счету приемных вырастил, помогал всем кто к нему обращался, невзирая на лица - всем, кого жизнь прибивала к его порогу. И этим заслужил народную смешную кличку, которую ему случайно дали невежественные таджики. Попали иноземцы невесть как в эту Богдановку, и стали у всех спрашивать, «где живет добрый ПОПА» - так к нему и пристало это шутливое прозвище, а он не обижался. Он вообще ни на кого ни за что не обижался.
Сперва долго жили в бедности - село хоть и большое, но в храм спервоначалу мало кто хаживал. Помню, как зашел в его комнату, когда он посылал старшего сына в магазин за хлебом, открыл при мне ящик письменного стола, там лежала тонюсенькая стопочка синеньких бумажек по одной гривне, бюджет семьи на ближайшую неделю.
Люди, видя его доброту и любовь, расточаемую всем вокруг, тянулись к нему самые разные, и были такие, кто тоже желали помочь чем могли огромной семье, превратившейся постепенно в детский дом семейного типа. Храм св. Николая, покровителя мореплавателей, в котором он недолго служил в своей Богдановке, был николаевским портом выбран в качестве портового святилища, а батюшку портовое начальство возвело в ранг капеллана порта: морячки перд рейсом приезжали всей командой отслужить молебен «о плавающих» и получить напутственное благословение Божие. Детский дом порт взял на попечение и стало семье доброго попы жить полегче. Потом многие еще стали помогать, присылали регулярные денежные пожертвования, бОльшая часть которой опять же уходила на помощь нуждающимся, которых всегда больше, чем тех, кто желает помочь.
Не остался в стороне и местный митрополит Питирим Старицкий, фигура весьма колоритная и, мягко говоря, неоднозначная даже в позорной среде рпц-архиерейства. Будучи в свое время экономом Почаевской лавры, проворовался в монастыре настолько, что, быв уличен, не был просто изгнан, но лаврским начальством был отдан под советский суд, что для церковной закрытости случай почти что уникальный, и посажен за воровство. И о чудо, выйдя из тюрьмы после крушения СССР, вор представил себя мучеником за веру и был вскоре возведен в сан епископа на Николаевско-Херсонскую кафедру. Так вот, и он принял весьма своеобразное, в своем духе, участие в «добром пОпе». Узнав, что ему помогает портовое начальство, никогда и копейки не пожертвовавшее вороватому архиерею, слава о жадности, скаредности, подлости и коварстве которого расходилась по всей его епархии кругами, этот церковный начальник, почернев от злобной зависти, вызвал о Михаила на ковер и орал на него и ногами топал, требуя, чтобы он не смел распоряжаться денежной помощью спонсоров. Но чтоб передавал ее в епархию, которая сама распорядится пожертвованиями по своему усмотрению, и, возможно, что-то перепадет и «Мыхайле» из щедрых рук его церковенного начальника. «Детей развел, нищету плодишь, а я монастыр будую, мне гроши на монастырь трэба», - такой вот добряк, «отец народа». Еще и письмо в порт написал с абсурдным требованием денег Михаилу не давать, а передавать через «головную организацию» для соблюдения порядка административного подчинения. Начальник порта, ныне давно покойный, ту бумагу показал Михаилу, прежде чем ее в сортир спустить, и долго смеялся над незадачливостью тупого «владыки».
Как бы там ни было, но милосердный «владыка» попа съел: придирался по-всякому, требовал церковный ларек в городе, торговавший книгами, передать епархии, и наконец победил: храм отнял, священника отправил в бессрочный запрет «за досаждение архиерею», а когда месяца через два под давлением светских властей, в том числе центральных из Киева, возмутившихся церковенным произволом в отношении всеми любимого пастыря, необоснованный и несправедливый запрет был снят, оказалось, что в храме Богдановки уже служит другой, любимчик и ставленник «владыки», монах, как водится - на том и кончилась церковная карьера доброго попы.
Потом много чего еще было: и взлеты и падения - а потом он умер, на три дня пережив свой пятьдесят восьмой день рождения.
Оставил после себя целое наследие добрых юморных книжек под общим названием «Мой анабасис» и множество популярных брошюр о церковной жизни: как в храме встать, как молвить, чтобы не шпыняли злобные старухи, полезное чтение для пожелавших переступить церковный порог.
В общем, Светлая Память, которую он оставил по себе, живет теперь уже своей жизнью, и думаю, переживет доброго попу на многая лета.
И не хочется в этот день светлой памяти моего дорогого друга, поминать совсем другого «отца народа», да, как говорится, нельзя упускать такой случай. И представляется вполне уместным сравнение двух «патсырей» и «отцов», оказывающих посильную помощь и милосердие народу в годину бедствий. В новостной ленте сегодня читаем:
«Патриарх Кирилл отправил В ИТАЛИЮ фуру медицинских материалов,… восемь тонн медицинских изделий. В посылку входят и медицинские маски. О помощи российского патриарха попросили сами итальянцы, написал в Facebook губернатор Апулии Микеле Эмильяно. Он добавил, что они рассказали Кириллу о тяжёлой ситуации, сложившейся в их стране и о том, что им необходимы оборудование и маски. «И патриарх нам ответил, написав прекрасное письмо, а сегодня мы получили важный дар», - восторгается итальянец. В гуманитарный груз входят не только маски, но и халаты, очки, дезинфицирующие средства. Он уже поступил в распоряжение местного департамента гражданской защиты. Ранее NEWS.ru сообщал, что патриарх Московский и Всея Руси Кирилл перед пасхальным богослужением в храме Христа Спасителя обратился к россиянам. Он пожелал гражданам страны, чтобы пандемия коронавируса не забирала жизни людей и не разрушала общество». То есть, помощь итальянцам вполне попугайская в подражание светским властям. А вам, дорогие россияне, ПОЖЕЛАНИЕ ВСЕМ ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ. Ну не печальнейшая ли это комедия, плачевная цИрковенная клоунада этих ряженых в «отцы народа» клобуклоунов и иеропаяцев»?
Святой добрый попа Михайло, моли Бога о нас.
Олег ЧЕКРЫГИН".
https://kalakazo.livejournal.com/3304838.html https://www.liveinternet.ru/photo/kalakazo/post21621606/https://kalakazo-archiv.livejournal.com/10436.html