Блог Александра Усатова:
"Я уже писал про “Мытарства с рабской копией Донской иконы Богородицы”.
Теперь я обратил внимание на запрет митрополита Меркурия совершать литургии в храмах Ростова-на-Дону в День Господень - воскресенье.
Интердикт - это запрещение богослужения.
3 сентября 2023 г. будет совершена лишь ОДНА Божественная литургия в г. Ростова-на-Дону под сводами кафедрального собора.
При этом всем священнослужителям города предписано “прибыть в соборный храм со своими прихожанами”.
А людям это удобно?
В циркуляре указано, что клирики Ростова-не-Дону в соборном храме будут ПРИСУТСТВОВАТЬ и лишь “молитвенно участвовать за богослужением”.
А теперь вопросы.
В “Известии учительном сказано, что “приходской иерей, что в каждый великий праздник, воскресенье и субботу должен служить Литургию (под страхом смертного греха)”.
Поскольку в циркуляре не указывается на необходимость иметь с собой эпитрахиль, очевидно, что причащение клириков города не подразумевается. Почему? Канонист патриарх Вальсамон писал, что в его время осуждался “всякий священнослужитель, не причащающийся, хотя бы он стоял вне алтаря”.
В каком смысле тогда предстоящее богослужение в кафедральном соборе можно назвать литургией? (греч. λειτουργία - общее дело…
Пресвитеры в ранней Церкви совершали евхаристию с позволения епископа: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» (сщмч. Игнатий Антиохийский. Послание к смирнянам. 8). Но эти слова относятся к ситуации грани I-II веков, когда городская община была малочисленна и все христиане города могли буквально собраться «в одно место» или «вместе» (ἐπ τὸ αὐτό).
Митрополит Иоанн (Зизиулас) отмечает, что приходы как отдельные евхаристические собрания появились в результате острой практической необходимости: бурного роста численности христиан в первой половине III века.
Какая же “острая практическая необходимость” заставила ростовского деспота запретить совершение литургии на приходах города-миллионника?
Полагаю, что такое жесткое и даже жестокое решение обусловлено двумя причинами.
Во-первых, митрополит Меркурий желает поразить воображение прибывших архиереев не столько благолепием кафедрального собора, сколько количеством клириков и толпами прихожан. Без его приказа собор мог оказаться полупустым, что неприятно поразило бы прибывших гостей.
Во-вторых, ростовскому деспоту хочется в очередной раз “поставить попов на место”, ведь только подобные драконовские методы дают ему ощущение власти. А иначе просто скучно.
Мне сложно припомнить случаи, когда епископ запрещает в городских храмах совершать литургию".
отсюда